СТРАТЕГИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН1
O ВВЕДЕНИЕ
Последние десятилетия проблема
коррупции выходит на передний
план на разных уровнях
общественных отношений: международном,
национальном, территориальном,
отраслевом, межличностном.
Такое внимание к
проблеме обусловлено осознанием
того факта, что коррупция
теснейшим образом связана с
неэффективностью политических
систем, государственного управления,
правоотношений, общественных
отношений, морали и т.п.
Коррупция порождается этой неэффективностью,
и сама усугубляет
ее. Тем самым создается
порочный круг, разорвать который
крайне сложно.1
Россия переживает всплеск
коррупции. Это, несомненно,
обусловлено историко-культурной
традицией. С другой стороны,
рост коррупции всегда сопровождает
периоды крупных социально-экономических
преобразований.
Усугубляет проблему слабость
государства, отсутствие
правовых традиций и другие подобные
проблемы.
Россия, как и все составляющие
ее субъекты Федерации,
стоит перед серьезным вызовом.
Президент России В.В. Путин неоднократно
подчеркивал важность
проблемы коррупции, указывая
на ее негативные последствия.
Руководство
Республики Татарстан,
сознавая свою ответ1
Краткое изложение. Утверждена
Указом Президента Республики Татарстан
8 апреля 2005 года №УП-127.
ственность перед гражданами,
населяющими республику, намерено
предпринять решительные
меры по укрощению коррупции
в республике и внести
тем самым свой вклад в ограничение
коррупции в масштабах
страны.
Вступая на этот путь, руководство
республики осознает остроту
проблемы и считает своим
долгом донести до граждан следующие
важные соображения:
. Коррупция не может
быть побеждена полностью. Наша
задача – существенно снизить
ее уровень.
. Необходимо готовиться
к тому, что значимое, ощутимое
для граждан и экономики
республики снижение коррупции
займет не одно десятилетие. Но
из этого следует, что далее откладывать
начало противодействия
коррупции нельзя.
. Коррупция не может
быть ограничена в результате разовой
кампании. Необходимо
сделать антикоррупционную политику
постоянной функцией
республиканских властей.
. Нужно различать
борьбу с коррупцией и борьбу с
коррупционерами. Последняя,
как важная часть ограничения
преступности, является одним из
элементов
антикоррупционной
политики. Но только репрессивными
мерами коррупцию не ограничить.
Основные усилия антикоррупционной
политики должны
быть направлены на устранение
причин и условий, порождающих
коррупцию, и тем самым на повышение
эффективности государственного
и муниципального
управления.
. Мировая практика подсказывает,
что стратегия «островков
честности», т.е. борьбы с
коррупцией в отдельных ведомствах
или частях государства,
может иметь успех. Но с высокой
вероятностью такой успех будет
временным. Поэтому необходимы
усилия по расширению сферы
действия антикоррупционной политики
до уровня всей страны.
. Органы власти, тем
более когда они поражены коррупцией,
не в состоянии самостоятельно
решить проблему ограничения
коррупции. Это возможно
сделать только находясь в
партнерских отношениях с обществом.
Но такое партнерство
возможно лишь при условии доверия
политике власти. Добиться
его – первоочередная задача.
. Важнейшее политическое
условие, при котором
возможно ограничение коррупции,
– это эффективная демократия.
Стратегия
антикоррупционной
политики – политический документ,
выполняющий функцию
компаса, указывающего правильное
направление, и определяющий
возможные методы движения.
Однако было бы наивно
предполагать, что можно на старте
раз и навсегда предопределить
верный маршрут и верные
средства движения. Это связано,
с одной стороны, с природой коррупции
как социального явления,
мимикрирующего, приспосабливающегося,
и, с другой стороны, с
ограниченностью нашего знания
о коррупции и несовершенством
применяемых инструментов. Поэтому
стратегия антикоррупционной
политики должна быть достаСТРАТЕГИЯ
АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
27
П
ятое
Ш
е
с
тое
С
Пе
р
вое
Второе
Тр
е
т
ье
Ч
е
т
в
е
ртое
е
дь
м
ое
http://m
i
n
j
ust
.
ta
t
a
r
.
r
u
/
r
us/ko
r
r
u
p
c
.
htm
Стр.1