Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 613095)
Контекстум

Коррупция и лоббирование в переходных экономиках: обзор (66,00 руб.)

0   0
Первый авторСавватеев
ИздательствоИнститут муниципального управления
Страниц7
ID173656
АннотацияПубликуется Глава 1 диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук: «Моделирование коррупции и лоббирования в переходных экономиках». Некоторые затронутые темы: Лоббирование и коррупция: аргументы за и против, Коррупция в современном мире и в переходных экономиках, Моделирование процессов присвоения ренты (краткий обзор литературы), а также – выводы исследования.
Савватеев, А. Коррупция и лоббирование в переходных экономиках: обзор : статья / А. Савватеев .— Лоббист №2 .— : Институт муниципального управления, 2008 .— 7 с. — С.84-90 .— URL: https://rucont.ru/efd/173656 (дата обращения: 10.06.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

КОРРУПЦИЯ И ЛОББИРОВАНИЕ В ПЕРЕХОДНЫХ ЭКОНОМИКАХ: ОБЗОР * <...> САВВАТЕЕВ O 1.1 ЛОББИРОВАНИЕ И КОРРУПЦИЯ: АРГУМЕНТЫ ЗА И ПРОТИВ* В определённых масштабах (и при определённых обстоятельствах) лоббирование может быть полезным для общества, выявляя предпочтения некоторых его слоев (Mohtadi, Roe 1998; Sun, Ng 1999)1. <...> В этом случае нельзя считать лоббирование частным случаем присвоения ренты – речь идёт скорее о технологии распространения полезной информации относительно функций полезности членов общества. <...> В то же время, в условиях перехода к рынку, чаще можно встретить лоббирование, направленное на извлечение частной выгоды группой заинтересованных лиц в ущерб обществу (Aslund 1995; Shleifer, Treisman 2000)2. <...> Without a map: Politi- 84 ЛОББИСТ ¨ 2008 ¨ №2 бирования этого типа является борьба различных предприятий за получение квот на экспортные поставки (Grossman, Helpman 1994; Krueger 1974)3, или за получение госсубсидий (Aslund 1995). <...> Конечно, и раздача субсидий предприятиям может преследовать социально-ориентированные цели и быть эффективным инструментом в руках государства; в России, однако, субсидии нередко распределялись не в соответствии с критериями производственной и социальной эффективности, а в процессе состязания (Zhuravskaya, Orlov, Paltseva 2001)4. <...> The Enterpreneurs Who Do Both: Production and Rent-seeking. <...> Похожая ситуация сложилась и в отношениях федерального центра и регионов: в работе (Zhuravskaya, Ponomareva 2000) авторы приводят   экономической деятельности является нежелательным по двум причинам: во-первых, потому что впустую тратятся ресурсы, а вовторых, в процессе налогообложения искажаются стимулы производящих агентов. <...> Коррупцию можно рассматривать как частный вид присвоения ренты, когда чиновник присваивает себе ренту, проистекающую из занимаемой им общественной позиции. <...> Кроме того, существует и обратная связь: процессы присвоения ренты, в частности, лоббирование, как правило, сопровождаются всплеском коррупции как широко используемого инструмента ведения борьбы за ренту. <...> Например <...>
Коррупция_и_лоббирование_в_переходных_экономиках_обзор.pdf
КОРРУПЦИЯ И ЛОББИРОВАНИЕ В ПЕРЕХОДНЫХ ЭКОНОМИКАХ: ОБЗОР * А. САВВАТЕЕВ O 1.1 ЛОББИРОВАНИЕ И КОРРУПЦИЯ: АРГУМЕНТЫ ЗА И ПРОТИВ* В определённых масштабах (и при определённых обстоятельствах) лоббирование может быть полезным для общества, выявляя предпочтения некоторых его слоев (Mohtadi, Roe 1998; Sun, Ng 1999)1. Так, парламентское лоббирование может преследовать цели улучшения жизни избирателей, увеличения поставки общественного блага в данном регионе, и т.п. В этом случае нельзя считать лоббирование частным случаем присвоения ренты – речь идёт скорее о технологии распространения полезной информации относительно функций полезности членов общества. В то же время, в условиях перехода к рынку, чаще можно встретить лоббирование, направленное на извлечение частной выгоды группой заинтересованных лиц в ущерб обществу (Aslund 1995; Shleifer, Treisman 2000)2. Типичным примером лоб* Диссертация на соискание учёной степени кандидата экономических наук: «Моделирование коррупции и лоббирования в переходных экономиках». Глава 1. 1 Mohtadi H., Roe T. Growth, Lobbying and Public Goods. European Journal of Political Economy, Vol.14, 453-473 (1998). 2 Aslund, A. How Russia Became a Market Economy. Brookings Institution, Washington, D.C. (1995); Shleifer, A., and Treisman, D. Without a map: Politi84 ЛОББИСТ ¨ 2008 ¨ №2 бирования этого типа является борьба различных предприятий за получение квот на экспортные поставки (Grossman, Helpman 1994; Krueger 1974)3, или за получение госсубсидий (Aslund 1995). Конечно, и раздача субсидий предприятиям может преследовать социально-ориентированные цели и быть эффективным инструментом в руках государства; в России, однако, субсидии нередко распределялись не в соответствии с критериями производственной и социальной эффективности, а в процессе состязания (Zhuravskaya, Orlov, Paltseva 2001)4. В самой резкой форме это проявлялось тогда, когда собранные с предприятий налоги, вместо того, чтобы идти на производство общественных благ, перераспределись целиком в форме субсидий тем же предприятиям, в зависимости от усилий последних, затрачиваемых на лоббирование (Lu 1994)5. Подобный вид cal tactics and Economic Reform in Russia. MIT Press (2000). 3 Grossman, G.M., and Helpman, E. Protection for sale. The American Economic Review, vol.84, No.4, 833-850 (1994); Krueger, A.O. The Political Economy of Rent-Seeking Society. The American Economic Review, vol.64, pp.291-303 (1974). 4 Zhuravskaya E, Orlov E, Paltseva E. Determinants of government subsidies to industrial firms in Russia: firm-level evidence. CEFIR Working Paper (2001). 5 Lu, D. The Enterpreneurs Who Do Both: Production and Rent-seeking. Juornal of Economic Behavior and Organization, vol.23, pp.93-98 (1994). Похожая ситуация сложилась и в отношениях федерального центра и регионов: в работе (Zhuravskaya, Ponomareva 2000) авторы приводят   экономической деятельности является нежелательным по двум причинам: во-первых, потому что впустую тратятся ресурсы, а вовторых, в процессе налогообложения искажаются стимулы производящих агентов. Коррупцию можно рассматривать как частный вид присвоения ренты, когда чиновник присваивает себе ренту, проистекающую из занимаемой им общественной позиции. Кроме того, существует и обратная связь: процессы присвоения ренты, в частности, лоббирование, как правило, сопровождаются всплеском коррупции как широко используемого инструмента ведения борьбы за ренту. Обобщая, можно сказать, что лоббирование и коррупция являются взаимосвязанными общественными явлениями, поэтому естественно изучать их параллельно. Не следует считать, что и коррупция – однозначно негативное явление. Проблеме оценки вреда от коррупции посвящены различные работы. Например, (Ericson 1983)6 показывает, что наличие коррупции (в рамках теневой экономики) иногда оказывается необходимым для функционирования плановой экономики, подобной нашей бывшей советской системе. Фактически, ее присутсвидетельства тому, что дотации регионам распределялись зачастую путём состязания между региональными элитами, а не исходя из соображений эффективности. 6 Ericson, R. On An Allocative Role of The Soviet Second Economy. In: P. Desai (ed). Marxism, Central Planning, and The Soviet Economy. Cambridge, M.A.: The MIT Press (1983). Методы игры (http://d i e c c st- . on on/H o m i uss i c E s A eu . spb . D . r pd f u/HT ) M L /p r e dmet/d is
Стр.1