А. Бурмистров1
КОНТРОЛЬНЫЙ ОРГАН МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ –
ПРОБЛЕМЫ ЗАКРЕПЛЕНИЯ
С
Законом 2003 ã.2
ущественные1 перемены в
системе органов местного
самоуправления закреплены
, который устанавливает
четкую структуру органов
местного самоуправления.
Он определяет обязательное наличие
в этой структуре представительного
органа, главы муниципального
образования, местной
администрации. Также Законом
предусматривается возможность
наличия контрольного органа.
Прежде законодательство
не содержало столь жестких
норм: обязательным было лишь
наличие выборных органов местного
самоуправления, уставом
муниципального
могли
быть
предусмотрены
должности выборных должностных
лиц местного самоуправления
(например, главы муниципального
образования), а также
иные органы и должностные лица
местного самоуправления. Это
дает основания для дискуссии о
соответствии Закона Конституции
Российской Федерации. Согласно
Конституции Российской
Федерации (÷.1 ñò.131) структура
органов местного самоуправления
устанавливается населением
самостоятельно. И на это неоднократно
указывал Конституционный
Суд России3
.
федры
1 Бурмистров А.С. – доцент кагосударственно-правовых
дисциплин
Московского гуманитарного
университета, кандидат юридических
наук.
2
См.: Федеральный закон от 6 октября
2003 года ¹131-ÔÇ «Îá общих
принципах организации местного самоуправления
в РФ» // Собрание законодательства
ÐÔ, 2003, ¹40, ñò.3822;
2005, ¹1, ñò.17, 25; 2006, ¹1, ñò.10;
¹23, ñò.2380; ¹30, ñò.3296; ¹31,
ñò.3452; ¹43, ñò.4412; ¹50, ñò.5279;
2007, ¹1, ñò.21; 2007, ¹25, ñò.2977.
3
См.: Постановление КС РФ от 1
февраля 1996 ã. ¹3-Ï по делу о проверке
конституционности ряда положений
Устава – Основного Закона
Читинской области // СЗ ÐÔ. 1996.
¹7. Ñò.700; Определение КС РФ от
11 июня 1999 ã. ¹105-Î по запросу
Главы Республики Коми о проверке
конституционности ï.4 ñò.10 и ÷.5
ст.27 Закона Республики Коми «О
32
Следует согласиться с В.И. Васильевым,
который указывает на
то, что возможности населения
самостоятельно
определять
структуру органов местного самоуправления
(ñò.131 Конституции
РФ) теперь ограничены4
.
Анализ положений Закона
2003 ã. показывает, что в настоящее
время закладывается
новая модель организации местного
самоуправления в РФ5
.
Во главу угла поставлены стаобразования
бильность
и единообразие базовых
организационных основ построения
местного самоуправления,
с сохранением возможности
определения конкретных элементов
взаимосвязей органов местного
самоуправления между собой
по решению самого местного
сообщества – уставом муниципального
образования.
В число органов муниципального
образования, правовой статус которых
закреплен Федеральным
законом, входит контрольный орган
муниципального
(ст.38). Контрольный орган муниципального
образования (контрольно-счетная
палата, ревизионная
комиссия и другие) образуется
в целях контроля за исполнением
местного бюджета, соблюдением
установленного порядка подготовки
и рассмотрения проекта местного
бюджета, отчета о его исполнении,
а также в целях контроля за соблюдением
установленного порядка
управления и распоряжения имуществом,
находящимся в муниципальной
собственности.
Закон 2003 г. устанавливает
возможности
альтернативные
создания контрольных органов
местного самоуправления, отдавая
окончательное решение организационных
вопросов на усмотрение
муниципалитетов и их
местном самоуправлении в Республике
Êîìè» // СЗ ÐÔ. 1999. ¹31.
Ñò.4037.
4
См.: Васильев В.И. «Местное самоуправление:
закон четвертый» // «Журнал
российского ïðàâà», ¹1, 2004.
5
См.: Хабриева Т.Я. «Современная
конституция и местное самоуправление»
// «Журнал российского права»,
2005, ¹4.
образования
населения. Он устанавливает два
способа формирования
контрольного
органа муниципального
образования: он формируется
на муниципальных выборах или
представительным органом муниципального
образования в соответствии
с уставом муниципального
образования
Исходя из принципов народовластия,
демократизма российской
государственности, целесообразно
контрольные органы
формировать не представительными
органами муниципальных
образований, а избирать их на
муниципальных выборах. Реформа
муниципальной власти народа
фактически проводится вновь
без участия самого народа6
.
Только немногие субъекты Российской
Федерации предусматривают
возможность избрания
контрольных органов муниципального
образования. Примером
может служить Закон Республики
Дагестан от 02.12.2002 ã. «Î выборах
главы муниципального образования,
иных выборных должностных
лиц местного самоуправления»7
.
Вместе
с тем федеральный
законодатель выборы по многомандатным
округам связывает
исключительно с выборами депутатов:
закрепляется общее правило,
согласно которому число
депутатских мандатов, подлежащих
распределению в многомандатном
округе, не может превышать
пяти. Тем самым образование
многомандатных избира6
См.: Пылин В.В. «Некоторые аспекты
реформирования муниципальной
службы» // «Государственная
власть и местное самоуправление»,
2006, ¹7; Джагарян À.À., Шевченко
Н.В. «Представительные начала в
природе контрольного органа муниципального
образования» // «Конституционное
и муниципальное право»,
Ì. 2006. ¹11.
7
Закон Республики Дагестан от
02.12.2002 ¹38 «Î выборах главы
муниципального образования, иных
выборных должностных лиц местного
самоуправления» (принят Народным
Собранием РД 26.11.2002) // «Дагестанская
правда»,
¹260-262,
04.12.2002.
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА N¹2/2008 ФИНАНСЫ И БЮДЖЕТ
Стр.1