УПРАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОСТЬЮ
С. Овсянников, Т. Журик1
НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ
СОБСТВЕННОСТЬЮ В СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Федерации по практической
реализации круга вопросов,
имеющих государственное и местное
значение, обоснованию
необходимости правового регулирования
на региональном
уровне управления муниципальной
собственностью, указанного
в Федеральном законе от 6 октября
2003 года ¹131-ÔÇ «Îá
общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации». Большое
внимание уделяется задачам
правового обеспечения эффективного
управления муниципальным
имуществом, соответствующего
передаваемым полномочиям
и возможностями государственного
контроля за его реализацией,
а также ответственности
органов местного самоуправления
за имеющиеся в их распоряжении
материальные ресурсы.
Особо рассматриваются задачи
взаимодействия органов местного
самоуправления различных
уровней, связанные с перспективой
перераспределения и передачи
муниципального имущества
в период с 2006 по 2009 ãîäû.
Острота1 проблемы в сфере
В
правового регулирования управления
муниципальной собственностью,
постановка вопроса о
1 Овсянников С.А., министр Саратовской
области – председатель комитета
по работе с органами местного
самоуправления и территориями
Саратовской области;
Журик Т.В., начальник отдела по
работе с выборными органами местного
самоуправления, управления по
работе с территориями и выборными
органами местного самоуправления,
комитета по работе с органами местного
самоуправления и территориями
Саратовской области.
66
настоящей статье проанализирован
опыт субъекта
необходимости эффективного и
комплексного его решения обусловлена
потребностью совершенствования
законодательства
в сфере управления муниципальным
имуществом.
Муниципальная
Именно поэтому Российская
собственность
– самостоятельная форма
собственности, представляющая
собой совокупность общественных
(экономических и правовых)
отношений, возникающих между
органами местного самоуправления
в процессе реализации
социально-экономических функций,
обеспечивающих условия
сохранение и воспроизводство
объектов жизнедеятельности муниципального
образования, регулируемая
действующим законодательством.
Муниципальная
собственность,
порядок е¸ образования,
владения, пользования, и распоряжения
закреплены в ГК РФ,
Федеральном законе ¹131-ФЗ,
других законах и нормативных
правовых актах. Российское законодательство
устанавливает и
особенности
муниципальной
собственности. Среди них следует
назвать следующее. Как собственники
своего имущества
публично-правовые образования
независимы друг от друга и выступают
в гражданских правоотношениях
в качестве вполне самостоятельных,
равноправных и
имущественно
обособленных
субъектов. Попытки федеральной
власти устанавливать для других
публичных собственников случаи
распоряжения их имуществом
(например, определять объекты
приватизации) не могут быть
признаны основанными на законе.
Не случайно ñò.217 ГК РФ
разрешает устанавливать специальным
законодательством лишь
порядок (способы, процедуру)
приватизации, но не е¸ объекты.
Федерация, е¸ субъекты не отвечают
по обязательствам муниципальных
образований, а последние
не отвечают своим имуществом
по обязательствам РФ и е¸
субъектов, если только кто-либо
из них не принял на себя специальную
гарантию (поручительство)
по обязательствам другого
субъекта (ñò.126 ГК ÐÔ).2
Другая особенность муниципальной
собственности состоит в
том, что она является:
– основным
инструментом
социальной защиты и поддержки
населения территории муниципального
образования, непосредственно
связана, с интересами
местного сообщества;
– разновидностью общественной
(публичной) собственности,
воплощающей совокупность
правовых и экономических отношений
между гражданами и властью.
Управление
муниципальной
собственностью представляет
собой вид деятельности органов
местного самоуправления и
должностных лиц по владению,
пользованию и распоряжению
объектами муниципальной собственности
(имущество, земельные
участки, водные объекты,
жилищный фонд, автомобильные
дороги, лесные угодья и т.д.) в
целях максимального обеспечения
услугами населения муниципального
образования. Управление
муниципальной собственностью
осуществляется в форме:
принятия нормативно-правовых
актов, организации их осуществ2
См.: Модин Н.А. Муниципальная
собственность как экономическая
основа местного самоуправления //
Российская þñòèöèÿ. 2002. ¹3.
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА N¹1/2007 УПРАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОСТЬЮ
Стр.1