УПРАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОСТЬЮ
Э. Маркварт
КОММЕНТАРИЙ ПО ВОПРОСУ УЧЕТА
И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
ИМУЩЕСТВА МУНИЦИПАЛЬНОЙ КАЗНЫ1
П
оводом1 для подготовки данного
комментария послужили
разъяснения Министерства финансов
РФ по данному вопросу,
изложенные в письмах Департамента
налоговой и таможеннотарифной
политики Минфина РФ
от 22.02.2006 ã. ¹03.06.01.04/39 и
¹03.06.01.02/42 от 23.12.2005 ã.
Оба письма подписаны заместителем
начальника Департамента
г-ном А. Иванеевым. Данные
письма не зарегистрированы в
Минюсте РФ и соответственно не
имеют обязательной силы. В то
же время они отражают не только
личное мнение автора, но и
официальную позицию Минфина
РФ (поскольку являются официальными
разъяснениями от имени
и на бланках Минфина РФ),
которая регулярно доводится до
сведения субъектов РФ и муниципальных
образований. Более
того, Минфин РФ настаивает на
соответствующей трактовке при
формировании налогооблагаемой
базы и в межбюджетных отношениях.
В
обоих письмах, отвечая на
вопросы о налогообложения муниципального
жилищного фонда,
находящего в муниципальной
казне, Департамент, буквально,
разъясняет следующее: «Имущество
казны субъекта РФ (муниципального
образования) следует
учитывать на балансе исполнительного
органа государственной
власти
государственным
(местного
самоуправления),
на который
возложены функции управления
и
распоряжения
(муниципальным)
имуществом, в т.ч.
имущества казны..., на соответствующих
счетах по управле1
Материал подготовлен Эмилем
Марквартом, Главным консультантом
КО OST-EURO GmbH, ê.þ.í., для обсуждения
в рамках круглого стола в
Минрегионразвития РФ 21.09.2006 ã.
нию... имуществом на соответствующих
счетах аналитического
учета счета 0100000000 «Нефинансовые
активы» в порядке, установленном
приказом ¹70í».
Из этого утверждения делается
вывод о том, что «объекты муниципальной
казны, учитываемые
на счете 0100000000 в качестве
основных средств... будут являться
объектом налогообложения
на имущество организаций у
исполнительного органа государственной
власти (местного
самоуправления), на который
возложены функции управления
и распоряжения государственным
(муниципальным) имуществом»2
.
Считаю
указанные разъяснения
противоречащими требованиям
действующего федерального
законодательства как в части
правового статуса и порядка учета
имущества государственной
(муниципальной) казны, так и в
части налогообложения такого
имущества. Ниже изложены доводы
в пользу такой позиции.
1. Правовой статус
муниципальной казны,
правомочия органов
местного самоуправления
и порядок учета имущества
муниципальной казны
Основным (базовым) законодательным
актом, регламентирующим
как понятие муниципальной
собственности в целом,
2 Уже после направления анализируемых
писем Минфином РФ была
принята новая Инструкция по бюджетному
учету (приказ Минфина РФ
¹25í от 10.02.2006 ã., çàðåã. в Минюсте
РФ 11.04.2006 ã.), в ï.10 которой
содержится положение о том, что
имущество муниципальной и государственной
казны подлежит учету по
правилам, изложенным в данной Инструкции
(анализ нормы см. ниже).
так и режим муниципальной казны
в частности, а равно правовой
статус органов местного самоуправления,
является Гражданский
кодекс РФ. В соответствии
с ï.1 ñò.2 ГК ÐÔ, «гражданское
законодательство
определяет
правовое положение участников
гражданского оборота, основания
возникновения и порядок
осуществления права собственности
и других вещных прав, исключительных
прав на результаты
интеллектуальной деятельности
(интеллектуальной собственности),
регулирует договорные и
иные обязательства, а также другие
имущественные и связанные
с ними личные неимущественные
отношения, основанные на равенстве,
автономии воли и имущественной
самостоятельности
их участников.
Участниками
регулируемых
гражданским законодательством
отношений являются граждане и
юридические лица. В регулируемых
гражданским законодательством
отношениях могут участвовать
также РФ, субъекты РФ и
муниципальные
образования
(ñòàòüÿ 124)». В соответствии с
п.2 ст.3, «гражданское законодательство
состоит из настоящего
Кодекса и принятых в соответствии
с ним иных федеральных
законов (далее – законы), регулирующих
отношения, указанные
в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего
Кодекса.
Нормы гражданского права,
содержащиеся в других законах,
должны соответствовать настоящему
Кодексу».
Нормы о муниципальной собственности
– в частности, о приобретении,
владении, пользовании,
распоряжении ею, в т.ч. об
учете имущества, о различных
режимах муниципальной собственности,
– есть нормы гражданского
законодательства, и должЭ.
Маркварт. Комментарий по вопросу учета и налогообложения имущества …
67
Стр.1