СОГЛАСОВАНИЕ ИНТЕРЕСОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАНИЙ И СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО
ПОДХОДА: ОПЫТ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
С
оциально-экономическое развитие территории выражается
в воспроизводстве совокупного
общественного продукта, услуг,
информации и населения, а также в воспроизводстве социально-экономических
отношений. <...> В
условиях
многообразия
форм собственности и хозяйствования, утраты функций централизованного планирования наиболее эффективным методом
регулирования социально-экономического развития территории
является целевое программирование. <...> Так как почти всеми муниципальными образованиями в
той или иной мере для планирования своего развития используется программно-целевой метод,
то представляется целесообразным рекомендовать лучшие российские теоретические изыскания и практики применения этого
метода к распространению и за
пределами тех территорий, где
они уже успешно реализуются. <...> Уже около десяти лет многие
ученые и руководители органов
местного самоуправления муниципальных образований и органов государственной власти регионов занимаются разработкой
документов стратегического территориального планирования. <...> 1) специалистов
СевероЗападного филиала Российского
научного центра местного самоуправления РНЦМС (апробация
методик: <...> 5) ученых Государственного
научно-исследовательского
учреждения «Совет по изучению
производительных сил 3 (академик РАН А.Г. Гранберг, д.э.н. <...> Г.А. Ковалева; апробация: «Схема
развития и размещения производительных сил Свердловской
обл. на 20012015 гг. <...> В
этом направлении ведут свою
деятельность, например, Центр
стратегических разработок «Северо-Запад» (апробация: «Доктрина развития Северо-Запада
России»; «Стратегия социальноэкономического развития СЗФО
до 2015 г.»); Международный
Центр
Развития
Регионов
(И.И. Меламед, <...> А.А. Зусева и ряд других; по информации с их сайта принимали участие в разработке стратегий <...>
Согласование_интересов_муниципальных_образований_и_субъекта_Российской_Федерации_на_основе_применения_программно-целевого_подхода_опыт_Краснодарского_края.pdf
ВОПРОСЫ ТЕОРИИ
Е. Житкова
СОГЛАСОВАНИЕ ИНТЕРЕСОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАНИЙ И СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО
ПОДХОДА: ОПЫТ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
в воспроизводстве совокупного
общественного продукта, услуг,
информации и населения, а также
в воспроизводстве социально-экономических
С
отношений.
Развитие
всегда имеет направленность,
определяемую целью
или системой целей. При этом
каждая из целей вытекает из
объективных интересов субъекта
планирования – той или иной
территории. Но баланс интересов
нескольких разноуровневых
территориальных
образований
достигается не всегда – нередко
следствием этого становится
противостояние местных и региональных
властей.
В условиях многообразия
форм собственности и хозяйствования,
утраты функций централизованного
планирования наиболее
эффективным методом
регулирования социально-экономического
развития территории
является целевое программирование.
Так как почти всеми муниципальными
образованиями в
той или иной мере для планирования
своего развития используется
программно-целевой метод,
то представляется целесообразным
рекомендовать лучшие российские
теоретические изыскания
и практики применения этого
метода к распространению и за
пределами тех территорий, где
они уже успешно реализуются.
Уже около десяти лет многие
ученые и руководители органов
местного самоуправления муниципальных
образований и органов
государственной власти регионов
занимаются разработкой
документов стратегического территориального
планирования. За
этот период вышло огромное
количество публикаций, посвященных
проблемам стратегиче2
оциально-экономическое
развитие
территории выражается
ского территориального планирования,
сложились научные
школы, к которым можно отнести:
1)
специалистов
СевероЗападного
филиала Российского
научного центра местного самоуправления
РНЦМС (апробация
методик:
Псковская
ä.ý.í.
г. Санкт-Петербург,
область;
Â.Å. Ðîõ÷èí, ä.ý.í. Â.À. Ãíåâêî,
ê.ý.í. Ê.Í. Знаменская и ряд äðóãèõ);
2)
сотрудников Международного
центра социально-экономических
исследований «Леонтьевский
центр» (апробация методик:
Стратегический план г. СанктПетербурга;
ä.ý.í. Á.Ñ. Жихаревич,
ä.ý.í.
Ë.Ý. Ëèìîíîâ,
ститут
экономики
(М. Либоракина,
ê.ý.í.
О.В. Русецкая и ряд других);
3) специалистов фонда «Ингорода»
1
А.Л. Александрова
и другие, апробация:
г. Саратов, г. Бор Нижегородской
îáë. и ряд äðóãèõ);
4) сотрудников Института «Евроград»
2 в рамках международной
программы ЕВРОГРАД-XXI
(ä.ý.í. Á.Ì. Ãðèí÷åëü,
ê.ý.í.
Í.Å. Костылева, ä.ã.í. Î. Ëèòîâêà,
в некоторых разработках принимал
участие Б.С. Жихаревич);
5) ученых Государственного
научно-исследовательского учреждения
«Совет по изучению
производительных сил 3 (академик
РАН À.Ã. Ãðàíáåðã, ä.ý.í.
Г.А. Ковалева; апробация: «Схема
развития и размещения производительных
сил Свердловской
îáë. на 2001–2015 ãã.»).
Помимо собственно объединения
усилий для совместного
ведения научно-исследователь1
Ñì.: www.urbaneconomics.ru/
2 Ñì.: www.eurograd.spb.ru/RNews.htm
3 Ñì.: www.sops.ru/
ской работы, нередки объединения
специалистов в различные
организации для выполнения
прикладных исследований. В
этом направлении ведут свою
деятельность, например, Центр
стратегических разработок «Северо-Запад»
(апробация: «Доктрина
развития Северо-Запада
России»; «Стратегия социальноэкономического
развития СЗФО
до 2015 ã.»); Международный
Центр
Развития
(È.È. Ìåëàìåä,
Регионов
À.Ì. Àâäååâ,
А.А. Зусева и ряд других; по информации
с их сайта – принимали
участие в разработке стратегий
ряда российских регионов,
муниципальных образований и
предприятий); автономная некоммерческая
организация
«УРБЭКС-развитие»;
Межрегиональная
Ассоциации по социально-экономическому
взаимодействию
малых и средних городов
России «Муниципальное Экономическое
Развитие»; Ассоциация
специалистов по экономическому
развитию территорий и прочие –
почти в каждом регионе есть
своя подобная организация.
Кроме того, нередко к разработке
документов стратегического
территориального планирования
привлекаются коммерческие
организации. Например, в Красноярском
крае для целей индикативного
планирования на основе
концепции целевого прогноза
специалистами Красноярского
НИИгеологии и минерального
сырья (КНИИГиМС) и Института
математики СО РАН была разработана
прогнозно-аналитическая
система «ТРАСТ», в г. Перми такими
разработка занимается ЗАО
«Прогноз», в Самарской области
– ОАО «Волгоинформсеть».
Многие исследователи высоко
оценивают подобные программМУНИЦИПАЛЬНАЯ
ЭКОНОМИКА N¹4/2006 ВОПРОСЫ ТЕОРИИ
Стр.1