*
КОНТРОЛЬНЫЕ ПРАВОМОЧИЯ ОРГАНОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В СФЕРЕ ПЕРЕДАВАЕМЫХ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОЛНОМОЧИЙ
не может быть
Демократия
эффективной без контроля. <...> Не будет эффективным без контроля, как и без самостоятельности, и местное самоуправление. <...> Эти принципы должны быть гармонично сбалансированы, находиться в диалектической взаимосвязи. <...> Пресечь беззаконие и злоупотребление
правом
можно
прежде всего на основе хорошо
поставленного контроля за состоянием дел и исполнением
принятых законов и решений. <...> Ценность контроля как одного из
средств искусства управления не
столько в том, чтобы вскрыть
факты беззакония и нарушения
прав и законных интересов граждан, а в том, чтобы своевременно их предупредить, не дать им
возможности проявиться. <...> Контроль является важным
функциональным элементом любой системы власти и управления, в том числе местного самоуправления. <...> Он позволяет проверять эффективность исполнения
законов, нормативных правовых
актов, принимаемых решений,
проверять состояние дел в различных сферах деятельности,
в том числе и стиль работы органов и должностных лиц местного
самоуправления. <...> Посредством
контроля обеспечиваются принцип обратной связи в управлении,
дисциплина, ответственность за
порученное дело. <...> Контроль помогает добиться правильного понимания подконтрольными органами и должностными лицами своих
задач, их точной ориентации в
стратегических и текущих делах, в
выборе методов и форм достиже* Доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Московского
гуманитарного университета, кандидат юридических наук.
ния поставленных целей, развивает инициативу исполнителей,
заставляет их активнее искать
резервы, творчески подходить к
делу. <...> Контроль в юридической науке
рассматривается в широком и
узком аспектах: как функция государственного управления1 или
как специфическая деятельность
государственных органов2. <...> Контроль может рассматриваться и в
аспекте контроля гражданского <...>
Контрольные_правомочия_органов_государственной_власти_в_сфере_передаваемых_государственных_полномочий.pdf
С. Бурмистров*
КОНТРОЛЬНЫЕ ПРАВОМОЧИЯ ОРГАНОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В СФЕРЕ ПЕРЕДАВАЕМЫХ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОЛНОМОЧИЙ
Д
емократия не может быть
эффективной без контроля.
Не будет эффективным без контроля,
как и без самостоятельности,
и местное самоуправление.
Эти принципы должны быть гармонично
сбалансированы, находиться
в диалектической взаимосвязи.*
Сами
по себе законы, какими
бы они совершенными ни были,
не способны гарантировать точное
и надлежащее их исполнение.
Пресечь беззаконие и злоупотребление
правом можно
прежде всего на основе хорошо
поставленного контроля за состоянием
дел и исполнением
принятых законов и решений.
Ценность контроля как одного из
средств искусства управления не
столько в том, чтобы вскрыть
факты беззакония и нарушения
прав и законных интересов граждан,
а в том, чтобы своевременно
их предупредить, не дать им
возможности проявиться.
Контроль является важным
функциональным элементом любой
системы власти и управления,
в том числе местного самоуправления.
Он позволяет проверять
эффективность исполнения
законов, нормативных правовых
актов, принимаемых решений,
проверять состояние дел в различных
сферах деятельности,
в том числе и стиль работы органов
и должностных лиц местного
самоуправления. Посредством
контроля обеспечиваются принцип
обратной связи в управлении,
дисциплина, ответственность за
порученное дело. Контроль помогает
добиться правильного понимания
подконтрольными органами
и должностными лицами своих
задач, их точной ориентации в
стратегических и текущих делах, в
выборе методов и форм достиже*
Доцент кафедры государственно-правовых
дисциплин Московского
гуманитарного университета, кандидат
юридических наук.
ния поставленных целей, развивает
инициативу исполнителей,
заставляет их активнее искать
резервы, творчески подходить к
делу.
Контроль в юридической науке
рассматривается в широком и
узком аспектах: как функция государственного
управления1
. Конили
как
специфическая деятельность
государственных органов2
троль может рассматриваться и в
аспекте контроля гражданского
общества над деятельностью
государственных органов3
. В
сфере права термин «контроль»
определяется как средство и гарант
обеспечения законности;
как форма осуществления управленческой
функции, как стадия
управленческого цикла, как деятельность
исполнительных органов,
как регулятор общественных
отношений, институт, правомочие
и ò.ä.
Можно выделить следующие
виды контроля за органами местного
самоуправления и их
должностными лицами:
– контроль со стороны государства
в лице соответствующих
должностных лиц и органов государственной
власти (внешний
контроль);
– контроль со стороны граждан
(населения) и их организаций
(внешний контроль);
– контроль со стороны одних
органов местного самоуправления
за деятельностью других
(внутренний контроль).
Государственный
контроль
осуществляется федеральными и
региональными органами госу1
См., например: Тарасов A.M. Государственный
контроль: сущность,
содержание, современное состояние
// Журнал российского ïðàâà. 2002.
¹1. Ñ.26.
2
См., например: Акопов Л.В. Контроль
в управлении государством.
Дисс. … докт. юрид. наук. Ростов-наДону.
2002. Ñ. 200-202.
3
Там æå. Ñ. 124-126.
дарственной власти и по объекту
контроля может быть подразделен
на два вида4
:
1) контроль за соблюдением
законов, который включает:
– контроль за соблюдением
законов о местном самоуправлении
и как следствие – установление
порядка судебной защиты
прав местного самоуправления;
– контроль за соблюдением
законности в деятельности органов
и должностных лиц местного
самоуправления (а также прокурорский
надзор в этой сфере) и,
следовательно, регулирование и
установление
ответственности
органов местного самоуправления
и должностных лиц местного
самоуправления за нарушение
законов;
– контроль, осуществляемый
иными самостоятельными государственными
органами;
2) контроль за осуществлением
органами местного самоуправления
отдельных государственных
полномочий.
Каждый из перечисленных видов
контроля имеет свою специфику,
что обусловлено особенностями
статуса и полномочий органов
государственной власти,
осуществляющих
контрольную
деятельность. Контроль со стороны
органов исполнительной
власти обычно называется административным.
Возможность
наделения органов
местного самоуправления отдельными
государственно-властными
полномочиями предусмотрена
ст.132 Конституции РФ и Федеральным
законом от 6 октября
2003 ã. ¹131-ÔÇ «Îá общих
принципах организации местного
самоуправления в Российской
Федерации»
2003 ã.)5
(далее
Законе
. Предусмотрен также кон4
См.: Гриценко Е.В. Координация
и контроль в системе взаимоотношений
органов регионального и муниципального
управления в Российской
Федерации // Муниципальное право.
1999. ¹4. Ñ.31.
5
Ñì.: СЗ ÐÔ. 2003. ¹40. Ñò.3822.
С. Бурмистров. Контрольные правомочия органов государственной власти …
37
Стр.1