В. Черников
ДИКТАТУРА ЗАКОНА
ПОКА ПРОИГРЫВАЕТ ЖИЗНИ ПО ПОНЯТИЯМ
ний Минфина РФ модельные
документы отчетливо демонстрируют
широко укоренившуюся в
России тенденцию жить не по
закону, а по «понятиям». В данном
случае это не удивительно,
поскольку главный «финансовый»
закон страны – Бюджетный кодекс
Российской Федерации сам
эту тенденцию и порождает.
Достаточно сказать, что в нем
активно используется финансовый
сленг, абсолютно не корреспондирующийся
с нормами нового
федерального законодательства
и, в частности, Федерального
закона «Об общих принципах
организации местного
П
самоуправления
в Российской Федерации»
¹131-ÔÇ от 06.10.2003 ã.
(äàëåå ФЗ ¹131).
Вот почему, прежде чем приступить
к рассмотрению этих
документов по существу, следует
сделать несколько важных замечаний,
касающихся соответствия
их требованиям федерального
законодательства с формальноправовой
точки зрения.
1. В отношении контрольного
органа муниципального образования
разработчики модельных
актов предлагают проекты двух
муниципальных правовых актов:
а) проект решения представительного
органа муниципального
образования о создании контрольно-счетной
палаты муниципального
образования (далее –
ÊÑÏ);
б) проект положения о КСП.
Причем второй муниципальный
правовой акт утверждается
тем же решением, которым создается
КСП.
Здесь необходимо отметить,
что и сами предложенные документы
и процедура создания
контрольного органа не основаны
на федеральном законе. И
действительно, если посмотреть
на нормы ФЗ ¹131 мы увидим
следующее:
– порядок
формирования,
полномочия, срок полномочий,
подотчетность, подконтрольность
одготовленные Департаментом
межбюджетных отношеорганов
местного самоуправления,
а также иные вопросы
организации и деятельности
указанных органов1 определяются
уставом муниципального
образования (часть
3 статьи 34 «Органы местного
самоуправления»);
– контрольный орган муниципального
образования формируется
на муниципальных выборах
или представительным органом
муниципального образования в
соответствии с уставом муниципального
образования
(часть 2 статьи 38 «Контрольный
орган муниципального образования»);
–
структура и порядок формирования
органов местного
самоуправления, их наименования
и полномочия, виды ответственности,
основания наступления
этой ответственности и порядок
решения соответствующих вопросов,
порядок контроля за исполнением
местного бюджета
должны определяться уставом
муниципального образования
(ïóíêòû 4, 5, 8, 9 части 1
статьи 44 «Устав муниципального
образования»).
Другими словами, ни одна из
этих (и других) норм федерального
закона в отношении контрольного
органа не дает оснований
для применения иного порядка
его образования и деятельности,
чем это указано в законе,
а именно путем изложения
данных норм в уставе муниципального
образования. И
здесь вряд ли можно ссылаться
на положения Бюджетного кодекса
РФ, поскольку многие его
и без того не совершенные нормы
после внесенных в последнее
время изменений стали попросту
противоречить друг другу. Прежде
всего, это касается системы
органов муниципального финансового
контроля, к которым, в
соответствии с различными частями
Бюджетного кодекса относятся
то контрольные органы
муниципальных
образований
1 Здесь и далее разрядка автора.
(ñò.ñò. 186, 270 БК РФ и äð.), то
контрольные органы представительного
органа муниципального
образования (ñò.ñò. 157, 272 БК
РФ и äð.).
Исходя из вышесказанного,
разработчикам можно было бы
рекомендовать переформатировать
положение о КСП в модельные
главу и/или статьи устава
муниципального образования.
2. Вторым набором документов
разработчики предлагают
создание некоей ревизионной
комиссии в качестве контрольного
структурного подразделения
представительного органа
муниципального
причем из текста не ясно – взамен
контрольного органа муниципального
образования
или
же в дополнение к нему. Это
либо следствие уже упомянутых
выше противоречий Бюджетного
кодекса, заставляющих авторов
описать подобный орган, раз уж
он упомянут в Бюджетном кодексе
РФ, либо принципиальная
позиция Минфина, полагающего
обязательность наличия двух
контрольных органов в муниципальном
образовании – органа
местного самоуправления и органа,
входящего в структуру
представительного органа муниципального
образования.
Если дело в необходимости
соблюдения формального соответствия
нормам Бюджетного
кодекса, то в этом случае мы
должны будем признать, что
первый комплект документов
нормам Бюджетного кодекса не
соответствует. Вопрос в том, что
частью 4 статьи 151 Бюджетного
кодекса РФ к органам муниципального
финансового контроля
отнесены только контрольные
органы представительных органов
местного самоуправления.
Контрольный орган муниципального
образования, как орган местного
самоуправления, Бюджетным
кодексом к органам финансового
контроля не отнесен.
Вместе с тем, Федеральный закон
«Об общих принципах организации
местного самоуправлеВ.
Черников. Диктатура закона пока проигрывает жизни по понятиям
61
образования,
Стр.1