Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 610371)
Контекстум

Диктатура закона пока проигрывает жизни по понятиям (66,00 руб.)

0   0
Первый авторЧерников
ИздательствоИнститут муниципального управления
Страниц6
ID172965
АннотацияАвтор комментирует модельный муниципальный правовой акт Минфина РФ «Положение о контрольно-счетной палате МО» и приходит к выводу, что его применение на практике может серьезно осложнить работу органов местного самоуправления.
Черников, В. Диктатура закона пока проигрывает жизни по понятиям : статья / В. Черников .— Муниципальное право №11 .— : Институт муниципального управления, 2006 .— 6 с. — С.61-66 .— URL: https://rucont.ru/efd/172965 (дата обращения: 21.04.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ДИКТАТУРА ЗАКОНА ПОКА ПРОИГРЫВАЕТ ЖИЗНИ ПО ПОНЯТИЯМ П одготовленные Департаментом межбюджетных отношений Минфина РФ модельные документы отчетливо демонстрируют широко укоренившуюся в России тенденцию жить не по закону, а по «понятиям». <...> В данном случае это не удивительно, поскольку главный «финансовый» закон страны Бюджетный кодекс Российской Федерации сам эту тенденцию и порождает. <...> Достаточно сказать, что в нем активно используется финансовый сленг, абсолютно не корреспондирующийся с нормами нового федерального законодательства и, в частности, Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ от 06.10.2003 г. (далее ФЗ №131). <...> Вот почему, прежде чем приступить к рассмотрению этих документов по существу, следует сделать несколько важных замечаний, касающихся соответствия их требованиям федерального законодательства с формальноправовой точки зрения. <...> 1. В отношении контрольного органа муниципального образования разработчики модельных актов предлагают проекты двух муниципальных правовых актов: <...> а) проект решения представительного органа муниципального образования о создании контрольно-счетной палаты муниципального образования (далее КСП); <...> Причем второй муниципальный правовой акт утверждается тем же решением, которым создается КСП. <...> И действительно, если посмотреть на нормы ФЗ №131 мы увидим следующее: порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также и н ы е в о п р о с ы организации и деятельнос т и у к а з а н н ы х о р г а н о в 1 определяются у с т а в о м м у н и ц и п а л ь н о г о о б р а з о в а н и я (часть 3 статьи 34 «Органы местного самоуправления»); контрольный орган муниципального образования формируется на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования в соответствии с у с т а в о м м у ниципального образования (часть 2 статьи <...>
Диктатура_закона_пока_проигрывает_жизни_по_понятиям.pdf
В. Черников ДИКТАТУРА ЗАКОНА ПОКА ПРОИГРЫВАЕТ ЖИЗНИ ПО ПОНЯТИЯМ ний Минфина РФ модельные документы отчетливо демонстрируют широко укоренившуюся в России тенденцию жить не по закону, а по «понятиям». В данном случае это не удивительно, поскольку главный «финансовый» закон страны – Бюджетный кодекс Российской Федерации сам эту тенденцию и порождает. Достаточно сказать, что в нем активно используется финансовый сленг, абсолютно не корреспондирующийся с нормами нового федерального законодательства и, в частности, Федерального закона «Об общих принципах организации местного П самоуправления в Российской Федерации» ¹131-ÔÇ от 06.10.2003 ã. (äàëåå ФЗ ¹131). Вот почему, прежде чем приступить к рассмотрению этих документов по существу, следует сделать несколько важных замечаний, касающихся соответствия их требованиям федерального законодательства с формальноправовой точки зрения. 1. В отношении контрольного органа муниципального образования разработчики модельных актов предлагают проекты двух муниципальных правовых актов: а) проект решения представительного органа муниципального образования о создании контрольно-счетной палаты муниципального образования (далее – ÊÑÏ); б) проект положения о КСП. Причем второй муниципальный правовой акт утверждается тем же решением, которым создается КСП. Здесь необходимо отметить, что и сами предложенные документы и процедура создания контрольного органа не основаны на федеральном законе. И действительно, если посмотреть на нормы ФЗ ¹131 мы увидим следующее: – порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность одготовленные Департаментом межбюджетных отношеорганов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов1 определяются уставом муниципального образования (часть 3 статьи 34 «Органы местного самоуправления»); – контрольный орган муниципального образования формируется на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования (часть 2 статьи 38 «Контрольный орган муниципального образования»); – структура и порядок формирования органов местного самоуправления, их наименования и полномочия, виды ответственности, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, порядок контроля за исполнением местного бюджета должны определяться уставом муниципального образования (ïóíêòû 4, 5, 8, 9 части 1 статьи 44 «Устав муниципального образования»). Другими словами, ни одна из этих (и других) норм федерального закона в отношении контрольного органа не дает оснований для применения иного порядка его образования и деятельности, чем это указано в законе, а именно путем изложения данных норм в уставе муниципального образования. И здесь вряд ли можно ссылаться на положения Бюджетного кодекса РФ, поскольку многие его и без того не совершенные нормы после внесенных в последнее время изменений стали попросту противоречить друг другу. Прежде всего, это касается системы органов муниципального финансового контроля, к которым, в соответствии с различными частями Бюджетного кодекса относятся то контрольные органы муниципальных образований 1 Здесь и далее разрядка автора. (ñò.ñò. 186, 270 БК РФ и äð.), то контрольные органы представительного органа муниципального образования (ñò.ñò. 157, 272 БК РФ и äð.). Исходя из вышесказанного, разработчикам можно было бы рекомендовать переформатировать положение о КСП в модельные главу и/или статьи устава муниципального образования. 2. Вторым набором документов разработчики предлагают создание некоей ревизионной комиссии в качестве контрольного структурного подразделения представительного органа муниципального причем из текста не ясно – взамен контрольного органа муниципального образования или же в дополнение к нему. Это либо следствие уже упомянутых выше противоречий Бюджетного кодекса, заставляющих авторов описать подобный орган, раз уж он упомянут в Бюджетном кодексе РФ, либо принципиальная позиция Минфина, полагающего обязательность наличия двух контрольных органов в муниципальном образовании – органа местного самоуправления и органа, входящего в структуру представительного органа муниципального образования. Если дело в необходимости соблюдения формального соответствия нормам Бюджетного кодекса, то в этом случае мы должны будем признать, что первый комплект документов нормам Бюджетного кодекса не соответствует. Вопрос в том, что частью 4 статьи 151 Бюджетного кодекса РФ к органам муниципального финансового контроля отнесены только контрольные органы представительных органов местного самоуправления. Контрольный орган муниципального образования, как орган местного самоуправления, Бюджетным кодексом к органам финансового контроля не отнесен. Вместе с тем, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправлеВ. Черников. Диктатура закона пока проигрывает жизни по понятиям 61 образования,
Стр.1