Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 610501)
Контекстум
Сибирский филологический журнал

Сибирский филологический журнал №1 2008 (55,00 руб.)

0   0
Страниц225
ID155470
АннотацияВсероссийский научный журнал.В журнале публикуются материалы и статьи по лингвистике, литературоведению, фольклористике и сибиреведению, в том числе по тюркологии и финно-угроведению. В журнале также регулярно публикуется информация о проведении филологических конференций и научных совещаний в сибирских научных институтах и университетах, о прошедших защитах в диссертационных советах, рецензии на научные труды, аннотированные списки книг, опубликованных в сибирских издательствах. В целом журнал выступает единым научно-информационным органом, объединяющим филологические науки всех научно-образовательных центров Сибири.
Сибирский филологический журнал .— 2008 .— №1 .— 225 с. — URL: https://rucont.ru/efd/155470 (дата обращения: 22.04.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Мотив добывания одежды или обуви невесты и мотив одежды для свадьбы других героев (или так или иначе связанный с заключением брака) занимают в русской народной волшебной сказке одно из ведущих мест среди мотивов состояний тела героя-человека. <...> В сказке с контаминацией сюжетов 313 Чудесное бегство и 314 Чудесное бегство с помощью коня кража платья героини позволяет герою заручиться ее помощью. <...> Старичок учит героя, как получить понравившуюся ему девушку в жены: В ето время, колды оне будут баловать и купаться, и ты затаись, старайся как у одной одежу укрась [Сказки Дмитрия Асламова, 1991, с. <...> Мотив добывания подвенечного платья невесты как свадебное испытание жениха (до свадьбы) характерен для русской народной волшебной сказки. <...> Мотив добывания подвенечного платья для невесты может быть двух видов: дается задание достать конкретное платье (которое было или как то, которое было у героини), или достать платье необычного вида, которого раньше у героини не было. <...> Мотив добывания конкретного свадебного платья невесты характерен для сказок на сюжет 301А, В Три подземных царства. <...> В сказке с контаминацией сюжетов 300А Бой на калиновом мосту, 301А, В Три подземных царства, 3021 Смерть Кащея в яйце старшая царевна просит мастера сшить платья по образцу: Возьмитесь мне три вещи сделать – ботинки, венцы и платье. <...> В сказке с контаминацией сюжетов 531 Конек-горбунок и 460В Путешествие к солнцу мотив добывания одежды с того света – явный. <...> Так, в сказке с контаминацией сюжетов 531 Конекгорбунок и 313 Чудесное бегство герою нужно построить мраморный мост, чтобы Василиса Прекрасная, когда пойдет венчаться, шелковы чулки не замарала [Русские народные, 1984, с. <...> Вторая сестра обещает: Ежли б он меня взял взамуж, я бы одной ниткой, одной иголкой все его царство обшила [Сказки Дмитрия Асламова, 1991, с. <...> Старушка схватила ножницы, сяла на окно, отворила створку, изрезала материё мелконамелко, выбросила за окошко: «Сошейте, друзья мои, приятели, гля <...>
Сибирский_филологический_журнал_№1_2008.pdf
ФОЛЬКЛОРИСТИКА Т.В. Краюшкина Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока России ДВО РАН, Владивосток Мотивы быть одетым и быть обутым как особые состояния героя-человека в русской народной волшебной сказке: связь мотивов одежды с мотивом заключения брака (на материале фольклора Сибири и Дальнего Востока) Мотивы состояния, которые условно назовем быть одетым и обутым (или стремиться к этим состояниям), мы включаем в группу мотивов изменения состояния внешнего облика героев наряду с оборотничеством, обнажением, заголением, маскарадом, прятками. Мотив добывания одежды или обуви невесты и мотив одежды для свадьбы других героев (или так или иначе связанный с заключением брака) занимают в русской народной волшебной сказке одно из ведущих мест среди мотивов состояний тела героя-человека. Группа мотивов «быть одетым» в сказке развита более, чем группа мотивов «быть обутым». Мы выделяем три основные группы. Первая группа связана с получением невесты, заручением в ее помощи или доступом на территорию невесты (условно эту группу можно назвать «доступ к невесте». В сказке на сюжет 531 Конек-горбунок [Сравнительный указатель, 1979] мотив кражи невесты с помощью обуви разработан следующим образом. Царь дает герою задание добыть Марфиду. Конь советует Ивану-царевичу: Вот что сделай: устрой небольшую лавочку, будто ты торгуешь разной обувью, и открой несколько отделений. В самое крупное отделение положь золотые башмачки. <…> Как только войдет в последнее отделение, <…> так сейчас же затворяй накрепко двери, чтобы Марфида не выскочила [Русские народные, 1984, с. 170]. В сказке с контаминацией сюжетов 313 Чудесное бегство и 314 Чудесное бегство с помощью коня кража платья героини позволяет герою заручиться ее помощью. Старичок учит героя, как получить понравившуюся ему девушку в жены: В ето время, колды оне будут баловать и купаться, и ты затаись, старайся как у одной одежу укрась [Сказки Дмитрия Асламова, 1991, с. 94]. Герой поступает так, как научил его старичок. Девушка видит, что ее одежды нет, и просит ее вернуть: Хто нашелся искусник, мою одежу спрятал – выйди на свет, вынеси мою лопать. <…> в мои лета – выхожу за тебя взамуж за ето [Там же]. В сказке на сюжет 532 Незнайка необычная одежда героя помогает ему попасть на территорию невесты. В сказке говорится, что герой убегает из дому. Остановился на квартире и заказал шубу из ста овчин. Когда ему сшили, Ваня надел шубу и пошел по улицам города [Русские народные, 1984, с. 227]. Царь обращает на него внимание и берет к себе в слуги. В другой сказке на этот сюжет жеребеночек советует своему хозяину: Ну, теперь вот что сделай: убей вола, овцу и козу; сними с них шкуры и надень на себя, потом пойди мимо царского дворца, тебя увидят и позовут к королю, что бы он тебя ни спрашивал, говори: «ЛысенькийПлешивенький» – и больше ничего не говори [Там же, с. 246]. 5
Стр.1

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически