* Особенности деятельности прокуратуры в механизмеохраны прав человека и гражданина в Российской Федерации
Малышев В. <...> * Содержание механизма конституционно-правовой
охраны и защиты материнства и детства . <...> * Конституционно-правовой механизм реализации и
защиты прав российских соотечественников . <...> * Понятие и содержание механизма реализации конституционного права каждого на наследование . <...> * Правила и порядок осуществления охраны органов государственной власти и правительственных учреждений
вневедомственной охраны . <...> * К вопросу об особенностях исчисления и уплаты водного налога в России . <...> Можно сказать, что одним из важнейших условий назначения справедливого наказания является закрепленное в ч. 1 ст. 60
УК РФ положение о том, что наказание назначается в пределах,
предусмотренных санкцией соответствующей статьи Особенной
части Уголовного кодекса, устанавливающей ответственность за
совершенное преступление, и с учетом правил Общей части Уголовного кодекса, т.е. суд при назначении наказания за единичное преступление не может выйти за пределы минимального или
максимального размера санкции. <...> Для того чтобы определить круг критериев справедливого
наказания, необходимо наказание рассматривать как целостное
явление. <...> При
таком подходе разработанные ранее критерии справедливого
наказания не могут быть признаны справедливыми, поскольку
они ограничены лишь одной стороной проблемы, выявляемой
государственно-организационным подходом. <...> Иными словами,
проблема критериев справедливого наказания глубже, чем учет
этапов наказания, и состоит в неудовлетворительности обозначенного выше одностороннего подхода к пониманию наказания
как правового явления. <...> Решение вопроса, почему наказание должно быть справедливым, имеет ключевое значение для разрешения проблемы критериев справедливого наказания, а его игнорирование показало
бы теоретическую несостоятельность появившихся «критериев
справедливого <...>
Право_и_жизнь_№1_2009.pdf
ПРАВО
И
ЖИЗНЬ
127 (1)
МОСКВА — 2009
Стр.1
ISSN 0868-3900
ПРАВО И ЖИЗНЬ
Независимый научно-правовой журнал
Учредители:
Благотворительный Фонд «Центр публичного права»,
Юридическое издательство «ЮРКОМПАНИ»
Выходит с января 1992 г.
Редакционная коллегия:
Г.Г. Черемных (главный редактор)
В.В. Альхименко, В.Н. Григорьев, Ю.А. Дмитриев, И.А. Исаев,
В.М. Курицын, Б.А. Страшун, Л.Ю. Грудцына
(зам. главного редактора — редактор электронной версии)
Литературный редактор — Е.Н. Петрова
Лицензия ПИ № 77-11959 от 04.03.2002 г.
Интернет-версия журнала: http://www.law-n-life.ru
Подписано в печать 30.01.09. Сдано в набор 22.01.09.
Формат 60х90/16. Печать офсетная. Объем 25,5 п.л.
Тираж 1000 экз. Заказ № .
ОАО «Щербинская типография»
117623, Москва, ул. Типографская, д. 10.
© ООО «ЮРКОМПАНИ», 2008
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ПРАВА
Кайтаева Х. * Реализация равных прав и возможностей мужчин и
женщин в сфере труда на современном этапе . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Арендаренко А. * К вопросу о реализации принципа социальной
справедливости в Особенной части Уголовного кодекса России . 10
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
Головистикова А. * Трактовка свободы как важнейшего принципа
права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
Новицкая Л. * Право граждан на основное общее образование и
конституционные гарантии его реализации . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
Шумилов Ю. * Особенности деятельности прокуратуры в механизмеохраны
прав человека и гражданина в Российской Федерации 48
Малышев В. * Содержание механизма конституционно-правовой
охраны и защиты материнства и детства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62
Иоффе М. * Конституционно-правовой механизм реализации и
защиты прав российских соотечественников . . . . . . . . . . . . . . . . . 84
Трухачев М. * Понятие и содержание механизма реализации конституционного
права каждого на наследование . . . . . . . . . . . . . . . 93
Аксенов А. * Пределы реализации прав защитника в уголовном судопроизводстве
России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113
РАЗВИТИЕ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Денисов С. * Взаимоотношения конституционных (уставных) судов
субъектов РФ с законодательными (представительными) органами
государственной власти субъектов Федерации . . . . . . . . . 131
Ваксман В. * Компетенция Государственной Думы Федерального
Собрания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 145
Молчанов С. * Основные направления и меры противодействия
коррупции в России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 178
Багандов А. * Нормативно-правовое регулирование лицензионной
деятельности в России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 195
Кикавец В. * Административная ответственность члена конкурсной
(аукционной, котировочной) комиссии за нарушения в сфере
размещения государственного заказа в Российской Федерации . 205
Кондратенко Н. * Надзорные полномочия Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации и его место в системе арбитражных
судов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 217
Пачтаускас В. * Правила и порядок осуществления охраны органов
государственной власти и правительственных учреждений
вневедомственной охраны . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 225
3
Стр.2
Михайлюк П. * Административно-правовое регулирование пенсионного
обеспечения сотрудников органов внутренних дел . . . 239
Николаева Ю. * Дифференциация преступлений против несовершеннолетних,
связанных с вовлечением несовершеннолетних в
совершение преступлений и (или) иных антиобщественных действий
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 252
Иванова С. * Государственная регистрация судов и прав на них на
морском и внутреннем водном транспорте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 269
Ланцов А. * Нормативное закрепление участия государства в банкротстве
федерального государственного унитарного предприятия
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 286
ПРАВО И ЭКОНОМИКА
Телегин Д. * К вопросу об особенностях исчисления и уплаты водного
налога в России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 299
Карлин В. * Проблемы обеспечения финансово-правового института
банковской тайны в процессе ипотечных операций в Российской
Федерации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 308
Быков И. * К вопросу о содержании и методах государственного
регулирования банковской деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 312
Ашмарин А. * Роль таможенных органов в системе финансового
контроля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 332
ЮРИДИЧЕСКИЙ АРХИВ
Каретников А. * Особенности правового регулирования статуса
потерпевшего в нормах Русской Правды, Псковской и Новгородской
судных грамотах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 349
Ваксман В.* Компетенция представительных органов государственной
власти в дореволюционный и послереволюционный
период развития России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 357
Филиппова Е. * История возникновения и развития наследования
и наследственного права . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 375
РЕЦЕНЗИИ
Дмитриев Ю. * Рецензия на монографию Б.А.Молчанова, А.А. Савина
«Законодательство об охране водных живых ресурсов Северной
России». Ковров. ООО НПО «Маштекс»; Северный институт
предпринимательства. Архангельск. 2008 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 396
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ПРАВА
Х. КАЙТАЕВА,
кандидат юридических наук
РЕАЛИЗАЦИЯ РАВНЫХ ПРАВ И ВОЗМОЖНОСТЕЙ
МУЖЧИН И ЖЕНЩИН В СФЕРЕ ТРУДА НА
СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Издавна гендерные отношения покоились на экономическом,
социальном и политическом превосходстве мужчины. Такое
неравенство объясняется в гендерной теории с позиции биологических
различий: мужчины, как более ловкие и сильные,
занимаются физически тяжелыми, умственно напряженными и
рискованными видами труда, а женщины обустраивают домашний
очаг, рожают и воспитывают детей. С индустриализацией
общества и развитием научного прогресса у женщин стало все
меньше времени уходить на домашние заботы, и это явилось
условием их повышенной активности на рынке труда, а с распространением
обязательного образования появился допуск в
управленческие структуры общества.
Советское законодательство формально узаконило равные
возможности женщин и мужчин, включив сферу труда и экономику.
Однако в советский период существовала тенденция: женщины
должны заниматься «женскими» профессиями, уделяя
больше времени воспитанию детей. При этом государство обеспечивало
их различными выплатами и льготами и гарантировало
им защиту от безработицы. В то же время мужчины традиционно
выполняли функции кормильца семьи и занимали более
высокое положение, работая на руководящих постах. В переходный
период многие женщины были вынуждены перейти из
государственного сектора экономики в неформальный сектор,
4
5
Стр.3