Copyright « «» & «A K-C»
Учредитель: Институт славяноведения
Российской академии наук
Журнал зарегистрирован в Федеральной
службе по надзору за соблюдением
законодательства в сфере массовых
коммуникаций и охране культурного наследия
Свидетельство ПИ № ФС 77-27797
от 12 апреля 2007 г.
Подписной индекс по каталогу
«Роспечать» 80477
Редакционная коллегия: <...> Е. М. Юхименко, В. Л. Янин
Верстка: М. В. Данилова, Ю. А. Линькова, И. В. Андрианова
Редактор: С. В. Конявская
Технический редактор: П. А. Белоусова
Корректоры: Л. В. Николаева, А. В. Духанина
www.drevnyaya.ru
Copyright « «» & «A K-C»
СОДЕРЖАНИЕ
КОНФЕРЕНЦИЯ <...> С. М. Михеев (Москва)
ОТРАЖЕНИЕ НАЧАЛЬНОЙ ЛЕТОПИСИ В НОВГОРОДСКОЙ I ЛЕТОПИСИ
МЛАДШЕГО ИЗВОДА
45
ИСТОРИЯ И ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ <...> ПЕРВАЯ ДУШЕВНАЯ
ГРАМОТА ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ИВАНА ДАНИЛОВИЧА КАЛИТЫ
95
РЕЦЕНЗИИ. <...> Характеризуя цели и задачи, с которыми Иосиф Волоцкий
создавал «Просветитель», он отметил, что «подробный рассказ о ереси и не входил в план сочинения
преподобнаго. <...> Иосиф
Волоцкий // Словарь книжников и книжности Древней Руси. <...> Источники по
истории «новоявившейся новгородской ереси» («жидовствующих») // Jews and Slaws. <...> Во-вторых, по Булгакову, «Сказание о новоявившейся ереси» было написано уже после отставки
митрополита Зосимы и после текстов 11 первых слов памятника11. <...> В-третьих, он сделал вывод о том,
что Краткая редакция «Просветителя» в виде 11 слов предшествовала Пространной и была написана в
период между двумя соборами12. <...> При этом, по мнению исследователя, «первое слово, например, написано было еще до
первого собора (Послание к архим. <...> И. П. Хрущов особенное внимание уделил «Сказанию о новоявившейся ереси», которое, на его
взгляд, «могло быть написано или отдельно, или как предисловие к первым главам Просветителя; но во
всяком случае до того, как Иосиф стал собирать во едино свои 16-ть слов на еретиков новгородских»16. <...> 6
7
6
Copyright « «» & «A K-C»
« »
Хрущов обратил внимание на рукопись из Епархиального собрания форматом в 4°, которую считал
автографом Иосифа <...>
ДРЕВНЯЯ_РУСЬ._ВОПРОСЫ_МЕДИЕВИСТИКИ_№1_2008.pdf
Учредитель: Институт славяноведения
Российской академии наук
Журнал зарегистрирован в Федеральной
службе по надзору за соблюдением
законодательства в сфере массовых
коммуникаций и охране культурного наследия
Свидетельство ПИ ¹ ФС 77-27797
от 12 апреля 2007 ã.
Подписной индекс по каталогу
«Ðîñïå÷àòü» 80477
Редакционная коллегия:
Â. Ï. Àíèêèí, Â. Ï. Ãðåáåíþê,
È. Ã. Добродомов, À. Ì. Камчатнов,
В. М. Кириллин, Е. Л. Конявская (главный
ðåäàêòîð), Ñ. Â. Конявская, È. À. Êî÷åòêîâ,
Î. Ô. Кудрявцев, Þ. À. Ëàáûíöåâ,
Ê. À. Максимович, Â. Â. Ìèëüêîâ,
À. Â. Назаренко, À. Å. Ïåòðîâ,
Ï. Â. Ïÿòíîâ, Ì. Ë. Ðåìíåâà,
А. А. Турилов, игумен Тихон (Полянский),
Á. Í. Ôëîðÿ, Ì. Ñ. Ôîìèíà,
Å. Ì. Þõèìåíêî, Â. Ë. Янин
Âåðñòêà: Ì. Â. Äàíèëîâà, Þ. À. Ëèíüêîâà, È. Â. Андрианова
Редактор: С. В. Конявская
Технический редактор: П. А. Белоусова
Корректоры: Л. В. Николаева, А. В. Духанина
www.drevnyaya.ru
Стр.1
СОДЕРЖАНИЕ
КОНФЕРЕНЦИЯ
А. И. Алексеев (Санкт-Петербург)
К ИЗУЧЕНИЮ ТВОРЧЕСКОЙ ИСТОРИИ «КНИГИ НА ЕРЕТИКОВ»
ИОСИФА ВОЛОЦКОГО
5
Ð. À. Симонов (Ìîñêâà)
АЛЛЕГОРИЧЕСКИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ ВРЕМЕНИ В РУССКИХ
ПАМЯТНИКАХ XVII–XVIII ВЕКОВ
16
С. В. Конявская (Москва)
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СИНГУЛЯТИВОВ: ДИАХРОНИЯ
26
Ñ. È. Панова (Ìîñêâà)
К ПРОБЛЕМЕ ПРОИСХОЖДЕНИЯ РУССКОЙ РЕДАКЦИИ ДИАТАКСИСА
ПАТРИАРХА ФИЛОФЕЯ КОККИНА
31
Ñ. Ì. Михеев (Ìîñêâà)
ОТРАЖЕНИЕ НАЧАЛЬНОЙ ЛЕТОПИСИ В НОВГОРОДСКОЙ I ЛЕТОПИСИ
МЛАДШЕГО ИЗВОДА
45
ИСТОРИЯ И ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ
Í. Ô. Котляр
ДВОР ГАЛИЦКИХ РОМАНОВИЧЕЙ (XIII â.)
60
П. С. Стефанович
ПОНЯТИЕ ВЕРНОСТИ В ОТНОШЕНИЯХ КНЯЗЯ И ДРУЖИНЫ
НА РУСИ В XII–XIII â.
72
Я. Г. Солодкин
О ДВУХ СПОРНЫХ ВОПРОСАХ ИСТОРИИ РУССКОЙ ПУБЛИЦИСТИКИ
КАНУНА И ВРЕМЕНИ СМУТЫ
83
ПУБЛИКАЦИИ
Â. À. Кучкин
ЗАВЕЩАНИЯ МОСКОВСКИХ КНЯЗЕЙ XIV в. ПЕРВАЯ ДУШЕВНАЯ
ГРАМОТА ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ИВАНА ДАНИЛОВИЧА КАЛИТЫ
95
РЕЦЕНЗИИ. ПОЛЕМИКА. НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
À. Í. Власов
О КНИГЕ А. Л. ЮРГАНОВА «УБИТЬ БЕСА. ПУТЬ ОТ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ К
НОВОМУ ВРЕМЕНИ»
109
À. À. Горский
ПАМЯТИ Л. В. МИЛОВА
116
1
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
НОВАЯ КНИГА
119
НАШИ АВТОРЫ
121
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ, ПРИНЯТЫХ В ЖУРНАЛЕ
122
2
Стр.3
CONTENT
CÎNFERENCE
A. I. Alekseyev
TO THE RESEARCH OF CREATIVE HISTORY OF “KNIGI NA ERETIKOV” BY
JOSEPH VOLOTSKY
5
R. A. Simonov
ALLEGORIC SKETCHES OF THE TIME IN RUSSIAN LITERATURE OF XVII–
XVIII cent.
16
S. V. Konyavskaya
DERIVATION ASPECTS OF SINGULATIVES: DIACHRONY
26
S. I. Panova
TO THE PROBLEM OF RUSSIAN EDITION OF PATRIARCHY PHILIPHEY
KOKKIN DIATAXIS GENESIS
31
S. M. Mikheev
REFLECTIONS OF THE PRIMARY CHRONICLE IN THE YOUNGER
RECENSION OF THE NOVGOROD FIRST CHRONICLE
45
HISTÎRY & SÎURCESEARCHING
N. F. Kotlyar
THE COURT OF GALITSK ROMANOVICHES (XIII cent.)
60
P. S. Stefanovich
FAITH CONCEPT IN THE RELATIONS OF PRINCE AND HIS ARMED FORCE
AT RUS OF XII–XIIITH
72
cent.
Ya. G. Solodkin
ON THE TWO MOOT POINTS OF THE RUSSIAN PUBLICISM HISTORY OF THE
EVE AND THE PERIOD OF DISTEMPER
83
PUBLICATIÎN
V. A. Kuchkin
MOSCOW PRINCES OF XIV cent. WILLS. THE FIRST WILL OF GREAT PRINCE
IVAN DANILOVICH KALITA
95
CRITIQUE. PÎLEMICS. SCIENTIFIC LIFE
A. N. Vlasov
ABOUT THE BOOK BY A. L. JURGANOV “KILL DEMON. THE WAY FROM THE
MIDDLE AGES TO THE NEW TIME”
109
A. A. Gorsky
IN MEMORY OF L. V. MILOV
116
THE NEW BÎÎK
119
ÎUR AUTHÎRS
121
LIST ÎF ABBREVIATIÎNS USED IN THE JÎURNAL
122
4
Стр.4
«Комплексный подход в изучении Древней Руси»
А. И. Алексеев (Санкт-Петербург)
К ИЗУЧЕНИЮ ТВОРЧЕСКОЙ ИСТОРИИ
«КНИГИ НА ЕРЕТИКОВ» ИОСИФА ВОЛОЦКОГО
Сочинение Иосифа Волоцкого, получившее в позднейшей традиции наименование
«Просветитель»1
, представляет собой первый в отечественной книжности вполне
оригинальный и систематический обзор основных положений православного
вероучения. В то же время написанное в опровержение еретических взглядов
сочинение является основным источником по истории ереси «жидовская
мудрьствующих» конца XV – начала XVI в. Сведениями «Просветителя»
пользовались историки со времен В. Н. Татищева2
, но научное исследование «Книги
È. ß. Порфирьев, опубликовавший текст «Ïðîñâåòèòåëÿ» в 1857 ã.3
на еретиков», или «Просветителя», началось во второй половине XIX в.
Первую концепцию возникновения текста памятника предложил
Порфирьев дал высокую оценку
. И. Я. Порфирьев первым обратил внимание на близость, которая существует
между текстами слов «Просветителя» и Посланиями Иосифа Волоцкого. Он, в частности, указал, что
«первое слово по предмету своему, одинаково с посланием к архимандриту Вассиану о Св. Троице;
12-е слово почти все заключается в послании к Нифонту епископу Суздальскому… 13-е слово, по
своему содержанию, сходно с посланием к архимандриту Митрофану; в 15-м и 16-м словах
рассматривается тот же предмет, который составляет и содержание послания к инокам о повиновении
соборному определению»5
информационному значению памятника. Характеризуя цели и задачи, с которыми Иосиф Волоцкий
создавал «Просветитель», он отметил, что «подробный рассказ о ереси и не входил в план сочинения
преподобнаго. Главною целию его было – опровержение главных и более соблазнительных положений
еретического учения Жидовствующих, а история ереси должна была составлять только вступление в
это опровержение»4
. Согласно наблюдениям Порфирьева, сходные места излагаются в тексте
Подробный обзор историографии до 80-х годов XX в. см.: Лурье Я. С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца
XV – начала XVI ââ. Ñ. 75–95; H
1 Ñì. об ýòîì: Лурье ß. Ñ. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV – начала XVI ââ. Ì.; Ë., 1960. Ñ. 95. Ïðèì. 68.
2
sch E. Orthodoxie und Häresie im alten Russland. Wiesbaden, 1975. S. 37–40; Лурье ß. Ñ. Иосиф
Волоцкий // Словарь книжников и книжности Древней Ðóñè. Ë., 1989. Âûï. 2. ×. 1. Ñ. 434–439; Лурье ß. Ñ. Источники по
Порфирьев И. Я. Предисловие / Просветитель или обличение ереси жидовствующих. Казань, 1857. См. также четыре
Просветитель. Êàçàíü, 1882. Ñ. IV.
истории «новоявившейся новгородской åðåñè» («æèäîâñòâóþùèõ») // Jews and Slaws. Ierusalim, 1995. V. 3. P. 199–224.
3
переиздания, из которых мы пользуемся вторым казанским изданием 1882 г.
4
5 Там æå. Ñ. X.
5
ц
Стр.5