СОДЕРЖАНИЕ
Сбытие сновидения
Продолжение следствия моего сновидения. <...> Письмо к наборщикам второе
СБЫТИЕ СНОВИДЕНИЯ
(Отрывки)
О, чудес исполненное сновидение! о, удивления достойное мечтание! которое некогда водило
меня в больницу прокаженных и заразило мою кровь острыми соками {Имеется в виду открывающее
этот прозаический цикл Ржевского "Письмо к Г... <...> }. Я думая тогда, что вместе со сном исчезла моя,зараза;
но вижу, что сон прошел, а зараза осталася в моей крови. <...> Верю теперь, верю вам, толкователи снов,
верю, что вы справедливы, хотя прежде и смеивался, слыша, что незадолго перед лихорадкою
пригреживается сия болезнь женщиной и целует во свои объятия приготовленного человека. <...> Мне
приснилося, что будто бы-я заразился острыми кровяными соками, ныне и чувствую действие заразы сея. <...> Острые соки приходят ко мне во правую руку и делают некоторый род судороги в трех пальцах и до тех
пор меня нестерпимо мучат, покуда я не возьму пера, омоченного в чернило, и не начну чего-нибудь
писать; а пред сим пришли они прежнего остряе и мучили нестерпимо пальцы мои три дни; наконец, я
вонзил в них уже вам, читатели, известное мое лекарство, то есть перо, омоченное в чернило. <...> О, тщетные труды! никто не
слушает и учителей моих, а мои советы, может быть, и читать никто не будет. <...> Они не удобны более ни к чему, как только привесть в ненависть
обществу сочинителя своего. <...> Напитайте дух мой источниками Парнаса, дабы я мог вознести хвалою искусного судью, судью,
которого ненавистники чужой славы клевещут грабительством. <...> Вознести хвалою того славного оратора {В образе оратора Ржевский соединяет черты
Ломоносова и Тредиаковского.}, который порочит одного из первых российских сочинителей
{Сумарокова.} -- и порочит единственно за то, что он ясно пишет, и к тому же чистым московским
языком. <...> И еще вознести хвалою мужа, достойного пирамид и обелисков, и мужа, достойного вечныя
славы,-- того подьячего, который не справедливостью своею, но быстротою <...>
Проза_(отрывки).pdf
А. А. Ржевский
<Проза>
(Отрывки)
Западов В. А. Русская литература XVIII века, 1770-1775. Хрестоматия
М., "Просвещение", 1979.
OCR Бычков М. Н.
СОДЕРЖАНИЕ
Сбытие сновидения
Продолжение следствия моего сновидения. Письмо к наборщикам второе
СБЫТИЕ СНОВИДЕНИЯ
(Отрывки)
О, чудес исполненное сновидение! о, удивления достойное мечтание! которое некогда водило
меня в больницу прокаженных и заразило мою кровь острыми соками {Имеется в виду открывающее
этот прозаический цикл Ржевского "Письмо к Г... X..." (т. е. господину Хераскову), в котором
содержится описание упоминаемого сиовпдения.}. Я думая тогда, что вместе со сном исчезла моя,зараза;
но вижу, что сон прошел, а зараза осталася в моей крови. Верю теперь, верю вам, толкователи снов,
верю, что вы справедливы, хотя прежде и смеивался, слыша, что незадолго перед лихорадкою
пригреживается сия болезнь женщиной и целует во свои объятия приготовленного человека. Мне
приснилося, что будто бы-я заразился острыми кровяными соками, ныне и чувствую действие заразы сея.
Острые соки приходят ко мне во правую руку и делают некоторый род судороги в трех пальцах и до тех
пор меня нестерпимо мучат, покуда я не возьму пера, омоченного в чернило, и не начну чего-нибудь
писать; а пред сим пришли они прежнего остряе и мучили нестерпимо пальцы мои три дни; наконец, я
вонзил в них уже вам, читатели, известное мое лекарство, то есть перо, омоченное в чернило. Да
поможет мне сие врачество!
Постой! рука моя! что хочешь ты писать? Прими наперед наставление от рассудка. Писать
элегии? Уже и так меня слабо-сердым называют. Писать эклоги? Признак нежного же сердца. Писать
трагедии? Какую пользу они мне удобны принести! Писать нравоучения? О, тщетные труды! никто не
слушает и учителей моих, а мои советы, может быть, и читать никто не будет. Писать сатиры? Сохрани
господи и друзей моих от этого! Они не удобны более ни к чему, как только привесть в ненависть
обществу сочинителя своего. Хотя читаны и будут, но пороки не истребятся. Подражатели у пас того
сатирика есть, от ядовитых которого насмешек братья его в раскаянии о худых Своих делах удавились; а
подражателей стыду и совести его братьев уже нигде нет {По-видимому, имеется в виду предание о
греческом сатирике Гиппонаксе (VI в. до н. э.); двум скульпторам, изваявшим его карикатурный бюст,
Гиппонакс ответил такой злой сатирой, что они повесились.}. Итак, любезные музы, если я достоин
ваших даров, обогатите меня мыслями соплести достойную похвалу некоторым сего достойным мужам.
Напитайте дух мой источниками Парнаса, дабы я мог вознести хвалою искусного судью, судью,
которого ненавистники чужой славы клевещут грабительством. Вознести хвалою того петиметра,
которого сатирики осмеивают несправедливо. Вознести хвалою того вестоносца, который поссорил меня
с моей любезной. Вознести хвалою того славного оратора {В образе оратора Ржевский соединяет черты
Ломоносова и Тредиаковского.}, который порочит одного из первых российских сочинителей
{Сумарокова.} -- и порочит единственно за то, что он ясно пишет, и к тому же чистым московским
языком. И еще вознести хвалою мужа, достойного пирамид и обелисков, и мужа, достойного вечныя
славы,-- того подьячего, который не справедливостью своею, но быстротою разума и вдохновением
Стр.1