РОЗЕНГЕЙМ, Михаил Павлович [19(31).VII.1820, Петербург -- 7(19).III.1887, там же] -- поэт,
публицист. Родился в семье служащего горного ведомства. Принадлежал к старинному дворянскому роду,
основание которому было положено в XVII в. эмигрантом-датчанином. Четырех лет лишился отца.
Учился в 1-м Кадетском корпусе (1827---1.838 гг.), о котором всю жизнь хранил самые теплые
воспоминания. По окончании корпуса был назначен прапорщиком в полевую конную артиллерию, где и
прослужил около двадцати лет (в том числе три года на Кавказе). В 1866 г. поступил в созданную в связи
с военно-судебной реформой Военно-юридическую академию, по окончании которой был назначен
судьей сначала Киевского (1868), а позднее Санкт-Петербургского военно-окружного суда. Как военный
юрист Р. опубликовал монографическое исследование "О военно-судных учреждениях в России до
кончины Петра Великого" (1878). Книга отличалась широким охватом архивного материала и явилась
первым исследованием в этой области. Умер в чине генерал-майора, похоронен на Тихвинском кладбище
Александро-Невской лавры.
Р. начал сочинять еще в кадетском корпусе, атмосфера которого в те годы способствовала
выявлению гуманитарных способностей воспитанников. Героями его первых (по большей части
шуточных) произведений были товарищи по корпусу и преподаватели. Одно из его стихотворений стало
"Походной песней" кадетов, которую летом 1836 г. они пели на походе в Петергофский лагерь. В 1837 г.
В. Т. Плаксин, преподаватель русской словесности, прочел несколько стихотворений Р. на литературном
вечере, где они обратили на себя внимание Н. А. Полевого, издававшего в те годы журнал "Сын
отечества". Он познакомился с молодым поэтом, и вскоре первое стихотворение Р.-- "Памятник Петра
Великого"-- появилось в журнале (1838.-- Кн. 4). Публикация обратила на себя внимание А. Ф. Воейкова и
О. И. Сенковского, которые одобрительно отнеслись к творчеству молодого поэта. Несколько
стихотворений Р. появились в 1840 г. в журнале "Библиотека для чтения" (кн. 6). Потом на долгое время
(до конца 50 гг.) его имя исчезло со страниц журналов, поскольку служивший вдали от столицы и
придававший мало значения своим литературным опытам Р. не передавал их в журналы. Молчание было
обусловлено и тем, что еще в 1839--1840 гг. часть стихотворений была отклонена цензурой ("Памятник",
"Старый город").
Но писал Р. много, и его стихотворения с помощью друзей распространялись в списках. К этому
времени относятся два послания к М.Ю. Лермонтову, с которым Р. познакомился еще мальчиком в 1833-1834
гг. Преклоняясь перед талантом Лермонтова, он в конце 1840 г. написал ему восторженное письмо, в
ответ на которое Лермонтов очень иронично выразил свое разочарование и в жизни, и в поэзии. Это
побудило Р. написать "Послание к Лермонтову", где Р. пытается возбудить в адресате бодрость, внушить
веру в жизнь и людей. Послание было передано поэту в начале 1841 г. В этом же году Р. пишет второе
послание к Лермонтову, которое уже не застало Михаила Юрьевича в живых.
Стихотворения Р., ходившие в рукописных вариантах, нередко приписывались другим, более
известным, поэтам: Лермонтову, Н. А. Некрасову, А. С. Хомякову, А. К. Толстому. Так, в первый
посмертный сборник произведений Некрасова издатели включили "Последнюю элегию", посчитав ее за
ранее не изданное произведение поэта; И. Арсеньев напечатал часть дум "На развалинах Севастополя",
приписав ее Хомякову. Отрывок из стихотворения "Дума" в 1850 г. был напечатан И. И. Панаевым без
подписи в журнале "Современник", в 1856 г. оно появилось в журнале "Русский вестник" как неизданное
произведение Лермонтова -- "Три неизданных стихотворения Лермонтова" (No 14). Свое авторство Р.
позже пришлось доказывать (см.: Литературное объяснение // Санкт-Петербургские ведомости.-- 1859.-No
54.--11 марта). Эти недоразумения объяснялись не столько тем, что в списках часто не было имени
автора, сколько тем, что Р. как поэт не имел ярко выраженного творческого лица. Играло роль здесь и то,
что Р., прекрасный знаток русской поэзии, нередко невольно заимствовал темы, идеи, композицию своих
произведений у наиболее почитаемых им поэтов.
С конца 50 гг. Р. вновь начинает выступать на литературном поприще. В 1857 г. без его ведома
"Русский вестник" напечатал одну из его сатирических элегий "Что ты вздыхаешь, читая газету...",
имевшую огромный успех. С этого времени стихотворения Р. начинают появляться на страницах
журналов разных направлений -- "Русского слова", "Отечественных записок", "Библиотеки для чтения",
"Сына отечества" и др. и приносят ему популярность и репутацию поэта-обличителя. Ф. Н. Глинка так
обращался в эти годы к Р.: "Дар поэта и пророка / Ты явил в своих стихах, / Став гонителем порока,/
Обличителем в грехах..." (Послание к Розенгейму, 1858 // Розенгейм М. П. Стихотворения М.
Розенгейма.-- Спб., 1889). Из произведений этих лет выделяются его думы "На развалинах Севастополя",
написанные под свежим впечатлением севастопольского разгрома: "Здесь лобное место, где край наш
родной / За нас воспринял поруганье..." Горечь небывалого поражения сочетается с бичеванием
общественных язв: "Да, горе стране, где нечестью почет, / Где правда и доблесть в загоне,/ Где крепок над
правом бесправия гнет, / Где кривда в суде и в законе!" В печати думы появились в усеченном варианте
(была запрещена I песнь), но были хорошо известны в списках и имели громадный успех.
В 1858 г. Р. по настоянию друзей решается напечатать сборник своих произведений, преследуя,
Стр.1