Источник: Пантелеймон Романов; "Русь", Роман в пяти частях в двух томах, том I, Части I, II, III. <...> 0x01 graphic
Станислав Никоненко
РУСЬ ПАНТЕЛЕЙМОНА РОМАНОВА
Предисловие к роману-эпопее "Русь"
Сегодня, в дни гласности и плюрализма, когда большинство наших соотечественников вдруг
обнаружило, что можно обойтись без единомыслия, разнообразие точек зрения вовсе не способно
разрушить устои государства и литература, хотя и остается идеологическим оружием, но не обладает
слишком большой силой, из-за страха перед которой власть имущие должны направить карательную
государственную машину против носителей этого оружия, сегодня мы по-иному смотрим на советскую
литературную историю, по-иному можем оценить достоинство и мужество тех, кто противостоял
массированному давлению вульгарно понятой классовой идеологии пролетариата. <...> К началу 30-х годов Пантелеймон Романов обретает прочную репутацию выразителя интересов
классового врага, воинствующего мещанства и т. п. <...> в стихотворении "Лицо классового врага" в 1928 году:
Миллионом набит карман его,
а не прежним
советским "лимоном". <...>
Нетрудно понять нынешних историков, когда они в справке о Романове указывают: "Незаконно
репрессирован"4. <...> Зато замалчивание творчества
Романова на протяжении полувека после смерти столь закономерно для государства тотального
единомыслия, что не вызывает ни удивления, ни впечатления какой-то исключительности. <...> ***
Пантелеймон Сергеевич Романов родился 25 июля 1884 года в селе Петровском Одоевского
уезда Тульской губернии. <...> Он много и жадно читает, пытается понять, как, каким образом великие
писатели добивались столь поразительного эффекта, что их творения воспринимаешь как живую жизнь. <...> Оно
так и осталось в рукописи, но многие его положения определили его писательскую позицию: "Животное
живет <...>
Русь_Пантелеймона_Романова.pdf
Источник: Пантелеймон Романов; "Русь", Роман в пяти частях в двух томах, том I, Части I, II, III.
Изд-во: "Дружба народов", Москва, 1991.
OCR и вычитка: Александр Белоусенко (belousenko@yahoo.com), 10 декабря 2003.
0x01 graphic
Станислав Никоненко
РУСЬ ПАНТЕЛЕЙМОНА РОМАНОВА
Предисловие к роману-эпопее "Русь"
Сегодня, в дни гласности и плюрализма, когда большинство наших соотечественников вдруг
обнаружило, что можно обойтись без единомыслия, разнообразие точек зрения вовсе не способно
разрушить устои государства и литература, хотя и остается идеологическим оружием, но не обладает
слишком большой силой, из-за страха перед которой власть имущие должны направить карательную
государственную машину против носителей этого оружия, сегодня мы по-иному смотрим на советскую
литературную историю, по-иному можем оценить достоинство и мужество тех, кто противостоял
массированному давлению вульгарно понятой классовой идеологии пролетариата.
Сегодня мы обнаруживаем одного за другим новых писателей, достойных шагнуть к нам из
прошлого, писателей, чье творчество по сей день сохранило свежесть, аромат, вкус, интерес.
В их числе -- Пантелеймон Сергеевич Романов.
Судьба его, литературная и человеческая, удивительна и почти уникальна. До революции он
публикует лишь несколько небольших произведений, читателю он почти неизвестен, а спустя десять лет
после Октября он -- автор двенадцатитомного собрания сочинений, нескольких десятков сборников
рассказов, романов, пьес. Огромной популярности у читателей сопутствует погромная критика в прессе.
К началу 30-х годов Пантелеймон Романов обретает прочную репутацию выразителя интересов
классового врага, воинствующего мещанства и т. п.
Достаточно привести несколько примеров из оценок тех лет.
Вот что писал, например, В. Маяковский в стихотворении "Лицо классового врага" в 1928 году:
Миллионом набит карман его,
а не прежним
советским "лимоном".
Он мечтает
узреть Романова...
Не Второго -а
Пантелеймона.
На ложу
в окно
театральных касс
тыкая
ногтем лаковым,
Он
дает
социальный заказ
на "Дни Турбиных" -Булгаковым.1
Год
спустя заведующий пресс-бюро Агитпропа ЦК КПСС С. Ингулов учинил разгром
Романова в статье "Бобчинский на Парнасе": "Произведения Пантелеймона Романова по линии основных
вопросов культуры и быта выражают устремления активизировавшегося мещанства. В то время как
другие писатели осторожно и лениво двигаются проселками, в стороне от крупных бытовых проблем,
Романов самонадеянно вылез на столбовую дорогу современности, суетливо поднимает густые клубы
пыли и пускает ее в глаза любознательному читателю"2.
Главную причину успеха Романова рецензент усмотрел в "ловкости, предприимчивости,
оборотливости -- в качествах, характерных для нынешнего мещанства"3.
Стр.1