Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636954)
Контекстум
Электро-2024

Тетушка Опарина

0   0
Первый авторРешетников Федор Михайлович
Издательство[Б.и.]
Страниц24
ID9747
Кому рекомендованоРассказы и публицистика
Решетников, Ф.М. Тетушка Опарина : Рассказ / Ф.М. Решетников .— : [Б.и.], 1868 .— 24 с. — Проза .— URL: https://rucont.ru/efd/9747 (дата обращения: 28.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Ехал я на порожних: обозный ямщик ехал в Т. за кладью. <...> И, несмотря на то, что мы ехали с пустыми телегами, лошади шли шагом и ямщик не понуждал, говоря, что надо же и им, то есть лошадям, вольготность дать. <...> .. Я стал его уверять, что болезнь и с ним может случиться; он с этим согласился и рассказал, как в котором-то году он так захворал в дороге, что его чуть не мертвого привезли в село и как его вылечила тетушка Опариха; ж том он вдруг спросил меня: - Больно болит-то? <...> - Ямщик замолчал и, немного погодя, начал: - женщина, скажу я тебе, вот какая: супротив ее никто! <...> Такой ходок, што я и не слыхивал, окромя ее. <...> .. Ямщик замолчал, и как я ни просил его определить мне занятия Опариной, он сперва только хвалил ее, а потом сказал: - Увидишь. <...> Я так и заключил, что тетушка Опарина - местная лекарка. <...> Перед несколькими домами насажены черемуха, береза, рябина, но эти деревья или еще довольны молоды, или уже засохли, и посажены они, как объяснил ямщик, не из желания иметь перед глазами дерево или ради украшения, а по приказу станового пристава; "суть" приказа становой не объяснил крестьянам, но крестьяне думают, что они растут для того, чтобы, в случае расправы, не ходить далеко в лес за вицами. <...> Люди тоже не щеголяют костюмами: мужики ходят в синих изгребных рубахах и штанах, босые; женщины в синих изгребных сарафанах, с платками и без платков на голове, босые; девушки в таких же сарафанах и, в отличие от женщин, с открытыми головами и болтающимися сзади косами, без лент, завязанными ветхим и замасленным до чрезвычайности шнурком. <...> Дом этот своею плаксивою наружностью ничем не рознился от других построек. <...> На ней был синий изгребной сарафан, на голове ситцевый голубой платок, ноги босые. <...> Ямщик сказал, что эта женщина - тетушка Опарина, отворил ворота и ввел лошадей во двор, не очень длинный, но крытый, как на постоялых дворах, и могущий вместить в себе до десяти возов. <...> Налево вели двери в просторную <...>
Тетушка_Опарина.pdf
Ф. М. Решетников. Тетушка Опарина. Рассказ ----------------------------------------------------------------Воспроизведено с издания: Ф. М. Решетников. Между людьми. Повести, рассказы и очерки. Изд. "Современник", М., 1985 г. Оригинал находится здесь: Русский писатель Ф. М. Решетников. ----------------------------------------------------------------Бывши в дороге прошлым летом между Е. и Т., я захворал. Ехал я на порожних: обозный ямщик ехал в Т. за кладью. И, несмотря на то, что мы ехали с пустыми телегами, лошади шли шагом и ямщик не понуждал, говоря, что надо же и им, то есть лошадям, вольготность дать. А так как лошади шли тихо, то телегу сильно трясло, так что, проехав таким манером двести пятьдесят верст, я подумывал отдохнуть где-нибудь. Объявил я о своей болезни ямщику, тот ничего не сказал. Объявил в другой раз - он улыбнулся и как-то недоверчиво посмотрел мне в лицо. Однако я потом уже надоел ему. - И!.. Што ж такое - болезь!.. И отчего у те болезь?.. Я стал его уверять, что болезнь и с ним может случиться; он с этим согласился и рассказал, как в котором-то году он так захворал в дороге, что его чуть не мертвого привезли в село и как его вылечила тетушка Опариха; ж том он вдруг спросил меня: - Больно болит-то? - Больно, хоть помирать, так в ту же пору. - Эко дело!.. Гм... На постоялый не пустят, потому - помилуй бог... возня! А ихнее дело тоже... где возжаться!.. Одново разу этак семинарист на постоялом захворай... Так што ж бы ты думал?.. Все от него захворали... Беда!.. Увели к одному мужику - и там все захворали... Оказия!! - Ну, моя болезнь не такая. - Кто тебя знает... А ты ужо потерпи денек-то... право может, ветер-то и разнесет... Может, и пройдет... А тут к Опарихе. - Что же это за женщина? - Женщина? - Ямщик замолчал и, немного погодя, начал: - женщина, скажу я тебе, вот какая: супротив ее никто!.. Право, мекаю я, ума у ней напрятано везде много... баба, скажу я тебе, особая! - Как так? - Да так: на все мастерица. Нашим бабам - и!! В науку бы их всех к ней... Ну, и опять тоже баба - ходок... Такой ходок, што я и не слыхивал, окромя ее. Вот те христос! - Чем же она занимается? - Всем. Чем ни захошь - всем! Што ни вздумай - это она... Вот она какая!.. Ямщик замолчал, и как я ни просил его определить мне занятия Опариной, он сперва только хвалил ее, а потом сказал: - Увидишь. На што вот это: ежели бы ты, помилуй бог, слышать перестал, - вылечит!.. Ей-ей, вылечит, да так, что ты и слышать-то лучше станешь. Пра!! Я так и заключил, что тетушка Опарина - местная лекарка. Подобных лекарок я знаю много, и поэтому меня нисколько не удивила восторженность ямщика. Однако я спросил его. - А что, если я не в состоянии буду ехать дальше, можно остановиться у Опарихи? - Без сумления. На меня положись, - все сделаю, только ежели застанем ее. - А она разве не всегда дома бывает? - Не всегда. Может, в город уехала. - Что ж она там делает? - Што? Мало ли у ней хлопот-то? Может, и продавать што уехала, а может, што и выглядеть. Итак, Опариха еще торговка, а может быть, у нее есть еще какие-нибудь занятия. Тетушка Опариха стала интересовать меня. Перебирая в памяти различных женщин, занимающихся каким-нибудь ремеслом, без мужской помощи, и приобретающих себе пропитания настолько, насколько нужно для существования простой сельской женщины, я пришел к тому заключению, что Опариной трудно одной иметь несколько дел и в селе, и в городе. Вероятно, у нее есть
Стр.1