Ехал я на
порожних: обозный ямщик ехал в Т. за кладью. <...> И, несмотря на то, что мы
ехали с пустыми телегами, лошади шли шагом и ямщик не понуждал, говоря, что
надо же и им, то есть лошадям, вольготность дать. <...> ..
Я стал его уверять, что болезнь и с ним может случиться; он с этим
согласился и рассказал, как в котором-то году он так захворал в дороге, что
его чуть не мертвого привезли в село и как его вылечила тетушка Опариха; ж
том он вдруг спросил меня:
- Больно болит-то? <...> - Ямщик замолчал и, немного погодя, начал: - женщина, скажу
я тебе, вот какая: супротив ее никто! <...> Такой ходок, што я и не слыхивал,
окромя ее. <...> ..
Ямщик замолчал, и как я ни просил его определить мне занятия Опариной,
он сперва только хвалил ее, а потом сказал:
- Увидишь. <...> Я так и заключил, что тетушка Опарина - местная лекарка. <...> Перед несколькими домами насажены черемуха,
береза, рябина, но эти деревья или еще довольны молоды, или уже засохли, и
посажены они, как объяснил ямщик, не из желания иметь перед глазами дерево
или ради украшения, а по приказу станового пристава; "суть" приказа
становой не объяснил крестьянам, но крестьяне думают, что они растут для
того, чтобы, в случае расправы, не ходить далеко в лес за вицами. <...> Люди тоже не щеголяют костюмами: мужики ходят в синих изгребных рубахах и
штанах, босые; женщины в синих изгребных сарафанах, с платками и без
платков на голове, босые; девушки в таких же сарафанах и, в отличие от
женщин, с открытыми головами и болтающимися сзади косами, без лент,
завязанными ветхим и замасленным до чрезвычайности шнурком. <...> Дом этот своею плаксивою наружностью ничем не рознился от других построек. <...> На ней был синий
изгребной сарафан, на голове ситцевый голубой платок, ноги босые. <...> Ямщик сказал, что эта женщина - тетушка Опарина, отворил ворота и ввел
лошадей во двор, не очень длинный, но крытый, как на постоялых дворах, и
могущий вместить в себе до десяти возов. <...> Налево вели двери в
просторную <...>
Тетушка_Опарина.pdf
Ф. М. Решетников. Тетушка Опарина.
Рассказ
----------------------------------------------------------------Воспроизведено
с издания:
Ф. М. Решетников. Между людьми. Повести, рассказы и очерки. Изд.
"Современник", М., 1985 г.
Оригинал находится здесь: Русский писатель Ф. М. Решетников.
----------------------------------------------------------------Бывши
в дороге прошлым летом между Е. и Т., я захворал. Ехал я на
порожних: обозный ямщик ехал в Т. за кладью. И, несмотря на то, что мы
ехали с пустыми телегами, лошади шли шагом и ямщик не понуждал, говоря, что
надо же и им, то есть лошадям, вольготность дать. А так как лошади шли
тихо, то телегу сильно трясло, так
что, проехав таким манером двести
пятьдесят верст, я подумывал отдохнуть где-нибудь.
Объявил я о своей болезни ямщику, тот ничего не сказал. Объявил в
другой раз - он улыбнулся и как-то недоверчиво посмотрел мне в лицо. Однако
я потом уже надоел ему.
- И!.. Што ж такое - болезь!.. И отчего у те болезь?..
Я стал его уверять, что болезнь и с ним может случиться; он с этим
согласился и рассказал, как в котором-то году он так захворал в дороге, что
его чуть не мертвого привезли в село и как его вылечила тетушка Опариха; ж
том он вдруг спросил меня:
- Больно болит-то?
- Больно, хоть помирать, так в ту же пору.
- Эко дело!.. Гм... На постоялый не пустят, потому - помилуй бог...
возня! А ихнее дело тоже... где возжаться!.. Одново разу этак семинарист на
постоялом захворай... Так што ж бы ты думал?.. Все от него захворали...
Беда!.. Увели к одному мужику - и там все захворали... Оказия!!
- Ну, моя болезнь не такая.
- Кто тебя знает... А ты ужо потерпи денек-то... право может, ветер-то
и разнесет... Может, и пройдет... А тут к Опарихе.
- Что же это за женщина?
- Женщина? - Ямщик замолчал и, немного погодя, начал: - женщина, скажу
я тебе, вот какая: супротив ее никто!.. Право, мекаю я, ума у ней напрятано
везде много... баба, скажу я тебе, особая!
- Как так?
- Да так: на все мастерица. Нашим бабам - и!! В науку бы их всех к
ней... Ну, и опять тоже баба - ходок... Такой ходок, што я и не слыхивал,
окромя ее. Вот те христос!
- Чем же она занимается?
- Всем. Чем ни захошь - всем! Што ни вздумай - это она... Вот она
какая!..
Ямщик замолчал, и как я ни просил его определить мне занятия Опариной,
он сперва только хвалил ее, а потом сказал:
- Увидишь. На што вот это: ежели бы ты, помилуй бог, слышать перестал,
- вылечит!.. Ей-ей, вылечит, да так, что ты и слышать-то лучше станешь.
Пра!!
Я так и заключил, что тетушка
Опарина - местная лекарка. Подобных
лекарок я знаю много, и поэтому меня нисколько не удивила восторженность
ямщика. Однако я спросил его.
- А что, если я не в состоянии буду ехать дальше, можно остановиться у
Опарихи?
- Без сумления. На меня положись, - все сделаю, только ежели застанем
ее.
- А она разве не всегда дома бывает?
- Не всегда. Может, в город уехала.
- Что ж она там делает?
- Што? Мало ли у ней хлопот-то? Может, и продавать што уехала, а
может, што и выглядеть.
Итак, Опариха еще торговка, а может быть, у нее есть еще какие-нибудь
занятия. Тетушка Опариха стала интересовать меня. Перебирая в памяти
различных женщин, занимающихся каким-нибудь ремеслом, без мужской помощи, и
приобретающих себе пропитания настолько, насколько нужно для существования
простой сельской женщины, я пришел к тому заключению, что Опариной трудно
одной иметь несколько дел и в селе, и в городе. Вероятно, у нее есть
Стр.1