Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636760)
Контекстум
Электро-2024

"Читая ""Опасного соседа"""

0   0
Издательство[Б.и.]
Страниц7
ID9665
АннотацияО творчестве автора (Пушкин Василий Львович).
Кому рекомендованоО творчестве автора
"Читая ""Опасного соседа""" : Статья .— : [Б.и.], 1981 .— 7 с. — Критика .— URL: https://rucont.ru/efd/9665 (дата обращения: 24.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Н. И. Михайлова Читая "Опасного соседа" (В. Л. Пушкин и А. С. Пушкин) "Литературная учеба", 1981, No1 OCR Бычков М.Н. <...> Каким образом популярность их связана с литературным бытом их эпохи, с судьбами, характерами и взаимоотношениями людей? <...> Опасный сосед", поэма Василия Львовича Пушкина, известна сегодня больше по названию. <...> Упоминание о ней можно найти лишь в учебниках истории русской литературы, литературных справочниках и комментариях к "Евгению Онегину", ибо великий Пушкин вывел здесь героя своего дяди. <...> Между тем появление "Опасного соседа" в 1810-е годы было настоящей сенсацией. <...> Даже своей публикацией он был обязан не только счастливой случайности, но и своей поистине огромной известности: в 1815 году чиновник министерства иностранных дел, посланный в Мюнхен испробовать новое изобретение -- литографию, не смог вспомнить ни одного стихотворения и отпечатал тогда поэму <...> В. Л. Пушкин рассказал забавную историю о своей поездке с соседом Буяновым в "веселый дом", но там ничего не произошло, хотя "свет в черпаке погас и близок был сундук". <...> А потом мы попадаем в ветхий домишко, колыхающийся от ветра, видим новую обстановку, которую нам показывает автор точно подмеченными деталями: каморка, где на столе стоят пунш, пиво и табак, а на стене в рамочках висят Султан Селим, Вольтер и Фредерик Второй; в новой обстановке живописуются и новые герои: купец и дьячок, занятые игрой в карты; сводня "с широкой задницей, с угрями на челе, вся провонявшая и чесноком и водкой", известная всей Москве Варюшка и другая дюжая гостья, кривой лакей и безносая кухарка. <...> Герои поэмы, их действия погружены в стихию комического. <...> Низкие предметы с иронической серьезностью В. Л. Пушкин описывает высоким слогом: пьяную драку пародийно называет "ужасной битвой", Буянова -- ратоборцем, обитательниц "веселого дома" -- доблестными храбрыми женами, а внезапно появившегося брюхастого полицейского офицера -- "спокойствия <...>
Читая_Опасного_соседа.pdf
Н. И. Михайлова Читая "Опасного соседа" (В. Л. Пушкин и А. С. Пушкин) "Литературная учеба", 1981, No1 OCR Бычков М.Н. Забытые ныне произведения, ранее чрезвычайно популярные, представляют для нас какой-то особый интерес. Каким образом популярность их связана с литературным бытом их эпохи, с судьбами, характерами и взаимоотношениями людей? А уж если с такими произведениями так или иначе связаны классики нашей литературы, то этот интерес возрастает вдвойне. "Опасный сосед", поэма Василия Львовича Пушкина, известна сегодня больше по названию. Упоминание о ней можно найти лишь в учебниках истории русской литературы, литературных справочниках и комментариях к "Евгению Онегину", ибо великий Пушкин вывел здесь героя своего дяди. Между тем появление "Опасного соседа" в 1810-е годы было настоящей сенсацией. О нем говорили и спорили, его цитировали в беседах и письмах, его упоминали в печати. Даже своей публикацией он был обязан не только счастливой случайности, но и своей поистине огромной известности: в 1815 году чиновник министерства иностранных дел, посланный в Мюнхен испробовать новое изобретение -- литографию, не смог вспомнить ни одного стихотворения и отпечатал тогда поэму В. Л. Пушкина, широко распространенную в списках. В чем секрет успеха "Опасного соседа", написанного с небрежной легкостью всего лишь на нескольких страницах? Мастерство нельзя разложить на составные части, они едины и только в единстве воздействуют на читателя. Принимая мысль о единстве за общий ориентир восприятия произведения, остановимся все же на некоторых моментах. Прежде всего на сюжете. Он оригинален, его можно назвать своего рода минус-сюжетом, и в этом уже сказались изобретательность и остроумие автора. В. Л. Пушкин рассказал забавную историю о своей поездке с соседом Буяновым в "веселый дом", но там ничего не произошло, хотя "свет в черпаке погас и близок был сундук". Это рассказ о том, что могло случиться, но не случилось. Как в пушкинской "Метели": "Но возвратимся к добрым ненарадовским помещикам и посмотрим, что-то у них делается. А ничего". Читатель ждет соблазнительной истории, но вместо "на вот, возьми ее скорей" получает нечто иное: написанные мастерской кистью портреты, колоритную картину быта и нравов -- не случайно в "Опасном соседе" современники видели "Гогартов оригинал, с которого копию снять невозможно". Сосед Буянов, промотавший свое имение за восемь лет "с цыганками, <...>, в трактирах с плясунами", своеобразный литературный прототип гоголевского Ноздрева, появляется перед рассказчиком и читателями "с небритыми усами, растрепанный, в пуху, в картузе с козырьком". Он весел, напорист и красноречив. И вот уже они садятся в обшивни: Пустился дым густой из пламенных ноздрей По улицам, как вихрь, несущихся коней; Кузнецкий мост и вал, Арбат и Поварская... Конечно, это еще не пушкинское: Возок несется чрез ухабы. Мелькают мимо будки, бабы, Мальчишки, лавки, фонари... Но и в поэме дяди энергия движения, стремительность, полет. А потом мы попадаем в ветхий домишко, колыхающийся от ветра, видим новую обстановку, которую нам показывает автор точно подмеченными деталями: каморка, где на столе стоят пунш, пиво и табак, а на стене в рамочках висят Султан Селим, Вольтер и Фредерик Второй; в новой обстановке живописуются и новые герои: купец и
Стр.1