Н. И. Михайлова
Читая "Опасного соседа"
(В. Л. Пушкин и А. С. Пушкин)
"Литературная учеба", 1981, No1
OCR Бычков М.Н.
Забытые ныне произведения, ранее чрезвычайно популярные, представляют для нас какой-то
особый интерес. Каким образом популярность их связана с литературным бытом их эпохи, с судьбами,
характерами и взаимоотношениями людей? А уж если с такими произведениями так или иначе связаны
классики нашей литературы, то этот интерес возрастает вдвойне.
"Опасный сосед", поэма Василия Львовича Пушкина, известна сегодня больше по названию.
Упоминание о ней можно найти лишь в учебниках истории русской литературы, литературных
справочниках и комментариях к "Евгению Онегину", ибо великий Пушкин вывел здесь героя своего
дяди. Между тем появление "Опасного соседа" в 1810-е годы было настоящей сенсацией. О нем
говорили и спорили, его цитировали в беседах и письмах, его упоминали в печати. Даже своей
публикацией он был обязан не только счастливой случайности, но и своей поистине огромной
известности: в 1815 году чиновник министерства иностранных дел, посланный в Мюнхен испробовать
новое изобретение -- литографию, не смог вспомнить ни одного стихотворения и отпечатал тогда поэму
В. Л. Пушкина, широко распространенную в списках.
В чем секрет успеха "Опасного соседа", написанного с небрежной легкостью всего лишь на
нескольких страницах? Мастерство нельзя разложить на составные части, они едины и только в единстве
воздействуют на читателя. Принимая мысль о единстве за общий ориентир восприятия произведения,
остановимся все же на некоторых моментах. Прежде всего на сюжете. Он оригинален, его можно назвать
своего рода минус-сюжетом, и в этом уже сказались изобретательность и остроумие автора. В. Л.
Пушкин рассказал забавную историю о своей поездке с соседом Буяновым в "веселый дом", но там
ничего не произошло, хотя "свет в черпаке погас и близок был сундук". Это рассказ о том, что могло
случиться, но не случилось. Как в пушкинской "Метели": "Но возвратимся к добрым ненарадовским
помещикам и посмотрим, что-то у них делается. А ничего". Читатель ждет соблазнительной истории, но
вместо "на вот, возьми ее скорей" получает нечто иное: написанные мастерской кистью портреты,
колоритную картину быта и нравов -- не случайно в "Опасном соседе" современники видели "Гогартов
оригинал, с которого копию снять невозможно".
Сосед Буянов, промотавший свое имение за восемь лет "с цыганками, <...>, в трактирах с
плясунами", своеобразный литературный прототип гоголевского Ноздрева, появляется перед
рассказчиком и читателями "с небритыми усами, растрепанный, в пуху, в картузе с козырьком". Он
весел, напорист и красноречив. И вот уже они садятся в обшивни:
Пустился дым густой из пламенных ноздрей
По улицам, как вихрь, несущихся коней;
Кузнецкий мост и вал, Арбат и Поварская...
Конечно, это еще не пушкинское:
Возок несется чрез ухабы.
Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари...
Но и в поэме дяди энергия движения, стремительность, полет. А потом мы попадаем в ветхий
домишко, колыхающийся от ветра, видим новую обстановку, которую нам показывает автор точно
подмеченными деталями: каморка, где на столе стоят пунш, пиво и табак, а на стене в рамочках висят
Султан Селим, Вольтер и Фредерик Второй; в новой обстановке живописуются и новые герои: купец и
Стр.1