Е. Ермилова. Яков Петрович Полонский
------------------------------------------------Источник:
Яков Петрович Полонский. СТИХОТВОРЕНИЯ
(c) Издательство "Советская Россия", 1981 г.,
составление, вступительная статья, примечания.
OCR Pirat, октябрь 2004 г.
-----------------------------------------------ЯКОВ
ПЕТРОВИЧ ПОЛОНСКИЙ
(1819 - 1898)
Яков Петрович Полонский - как бы живая история русской поэзии XIX
века. Его творчество захватило своими краями всю классическую русскую
поэзию: первые стихотворные опыты гимназиста Полонского заслужили одобрение
Жуковского, и вместе с тем имя Полонского еще было живым поэтическим
именем, когда начал писать Блок, для которого поэзия Полонского была "одним
из основных литературных влияний". Среди поэтов конца века, с их духовным и
стилевым разладом,
Полонский занимает особое место - в его лирике
воплотилось то лучшее, что для поэзии XIX век: неразложимая цельность и
глубина содержания, свобода и естественность выражения, благородство и
прямодушие, твердая ясность идеала.
Хотя Полонский писал и поэмы, и рассказы, и воспоминания (особенно
замечательны - о Тургеневе, с их подкупающим сочетанием простодушия и
проницательности), все же он, конечно, прежде всего - лирический поэт,
обладающий в наивысшей степени тем, что Белинский в статье о нем назвал
"чистым элементом поэзии". Пожалуй, ни о ком другом этого нельзя сказать с
такой определенностью, как о Полонском: никакая другая жизненная роль "не
подходила" ему, кроме роли поэта.
В каком-то смысле Полонский был центром, точкой пересечения множества
литературных, общественных, личных отношений своего времени. Место это
принадлежит ему не по размаху и мощи поэтического гения, не по резкости и
оригинальности общественной позиции, но по особой, одному Полонскому в
такой мере свойственной поэтической отзывчивости, живого и как бы
неизбежного отклика на все совершающееся вокруг него. Органическое,
"стихийно певческое" начало в сочетании с постоянной готовностью души к
отклику и создают в первую очередь своеобразие поэтической личности
Полонского.
"Читая произведения Полонского, чувствуешь себя во всевозможных сферах
русской жизни, которая ему близка, которую он не только внимательно
наблюдает, но в которой он сам - непрестанный участник", - отмечал
рецензент Поливанов, представлявший сборник стихотворений Полонского на
соискание Пушкинской премии. Вот это,
Может быть, ключевое определение как личности, так и поэтического
стиля Полонского - не суровый обличитель и судья, не надмирный жрец и не
пророк, но свидетель и соучастник человеческого земного существования.
Ключевое оно и потому, что объясняет и достоинства и недостатки его поэзии:
мгновенный отзыв непосредственного участника, не выключающего себя из
жизненной ситуации, мог оставить в
стихах и живой трепет жизни, и
многословную, вялую описательность.
Кто бы из современников ни отзывался о Полонском, - идет ли речь о его
личности или о стихах, - неизменно
возникает чрезвычайно обаятельный
человеческий облик. В мнениях о нем царит полное единодушие. Некрасов
писал,
что произведения Полонского "постоянно запечатлены колоритом
симпатичной и благородной личности". Д. Григорович свидетельствовал: "Я еще
в жизни не встречал человека с душой более чистой, детски наивной; сколько
подлостей прошло мимо него, он не замечал их и положительно не верил, что
есть зло на свете". А. Голенищев-Кутузов: "Весь он, так сказать, насквозь
был проникнут бесконечным добродушием, благожелательностью и юношеской,
почти наивной доверчивостью ко всем
Штакеншнейдер
[Елена Андреевна
Штакеншнейдер
и всему, что его окружало". Е. А.
- дочь петербургского
архитектора А. И. Штакеншнейдера. Ее "Дневник и записки" представляет
ценнейший документ как по количеству фактов, существенных для понимания
эпохи, так и по глубине и проникновенности их истолкования. Была многие
годы верным и преданным другом Я. П. Полонского, часто посещавшего дом
Штакеншнейдеров. Именно ей в первую очередь мы обязаны тем, что живой облик
поэта сохранился для нас во всей своей полноте.]: "Полонский - редкой души
человек, думаю, что второго такого доброго, чистого, честного и нет".
Стр.1