Н. А. Полевой
Клятва при гробе Господнем
Русская быль XV века
Полевой Н. А. <...> Писано к Шемяке, из Москвы, в 1447 году
...И не сие мне было пострадати грех моих ради, и беззаконий многих, и преступлений моих во
крестном целовании перед вами, перед своею братиею старейшею, и предо всем Християньством, и его
же изгубих, и еще изгубиши есьми хотел до конца: достоин есть главныя казни; но ты Государь мой,
показал если на мне милосердие, не погубил еси мене с беззаконии моими, но да покаюся зол моих... <...> Говорено Шемяке, на Угличе, в 1446 году
Разговор
Между сочинителем
русских былей и небылиц
и читателем
Читатель. <...> На престол московский восходит Василий Темный, внук
Димитрия Донского, сын Василия Димитриевича, укрепителя единовластия в Руси. <...> Воображайте, что
я, директор русского театра в XV веке, обещал вам представить: Комедию о том, как Василий Косой и
брат его Димитрий Шемяка поссорились на свадебном пире с Великим князем Василием Васильевичем
Темным, в 1433-м году, и о том, что из того воспоследовало -- не более! <...> Ваше -- взять мою книгу, перейти мысленно в XV век и
читать русскую быль. <...> Что теперь доброго на белом свете остается...-- ворчал с досадою Гриша.-- Наше времечко не
вашему чета, дедушка Матвей! <...> -- Как ты отнекался от него, добрый человек? -- спросил дедушка Матвей. <...> Когда топили ее, дым шел в
обширное отверстие печи, расстилался облаком по избе и выходил в двери, которые на тот раз всегда
отворяли, даже в самый жестокий мороз. <...> Топленье было обыкновенно поутру; тогда варили кушанье и
запасались теплом на целые сутки, закрывая потом печь, которая, разогревшись, делала в избе два разные
климата: на полатях и на печи был ужасный жар, внизу холод, так что мороз, снеговыми, курчавыми
полосами выходивший сквозь стены, оставался целую зиму не тающим, как снега на вершинах Кавказа. <...> Он успел уже скинуть тулуп, остался в каком-то полушубке и ставил мелом на закопченной стене метку о
количестве <...>
Клятва_при_гробе_Господнем.pdf
Н. А. Полевой
Клятва при гробе Господнем
Русская быль XV века
Полевой Н. А. Избранная историческая проза / Сост., вступ. ст. и комм. А. С. Курилова.-- М.:
Правда, 1990.
OCR Бычков М. Н.
...Не слышен голос прошедшего; но когда искра юного огня затлеет во глубине груди, пламя
вспыхивает, память освещается. Память, как лампа хрустальная, расписанная яркими цветами: пыль и
пятна ее покрыли; но когда в сердце ее поставить огонь, еще свежестью цветов обольщает она очи, еще
расстилает на стенах древней храмины узорчатые, хотя и потускнелые, ковры цветов и красок...
Валленрод
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
...Тобе диавол на него вооружил желанием самоначальства разбойнически нощетатством
изгониши его на крестном целованьи, и сотворил еси над ним не меньши Каина и окаянного Святополка...
Чим еси самого пользовал, и колико еси государствовал, и в которой тишине пожил еси? Не все ли в
суете и перескаканьи от места до места, во дни от помышления томим, а в нощи от мечтаний
сновидения? Ища и желая большего, и меньшее свое изгубил еси... Или, Господине, по нужи смеем рещи:
ослепила тя будет душевная слепота, возлюблением времянныя и преходящая чести княженья и
начальства, еже слышатся зовому Князем Великим, а не от Бога дарованно, или златолюбством объят
еси, или женовнимателен и женопокорен, яко же Ироду подобствуя явился еси, и крестное целование ни
во что же вменив...
Писано к Шемяке, из Москвы, в 1447 году
...И не сие мне было пострадати грех моих ради, и беззаконий многих, и преступлений моих во
крестном целовании перед вами, перед своею братиею старейшею, и предо всем Християньством, и его
же изгубих, и еще изгубиши есьми хотел до конца: достоин есть главныя казни; но ты Государь мой,
показал если на мне милосердие, не погубил еси мене с беззаконии моими, но да покаюся зол моих...
Говорено Шемяке, на Угличе, в 1446 году
Разговор
Между сочинителем
русских былей и небылиц
Стр.1