Домби и сын"
"Ошибка", повесть г-жи Тур
"Тюфяк", повесть А. Ф. Писемского
"Лучший алькад - король
Застольное слово о Пушкине
[О пьесе Н. Я. Соловьева "Случай выручил"
[О пьесе М. П. Садовского "Душа - потемки"]
О РОМАНЕ Ч. ДИККЕНСА <...> ДОМБИ И СЫН"
Из всех произведений Диккенса видно, что он хорошо знает
свое
отечество, изучил его подробно и основательно. <...> Самая лучшая школа для художественного таланта есть
изучение своей народности, а воспроизведение ее в художественных формах самое лучшее поприще для творческой
деятельности. <...> Диккенс, поражая
его [нрзбр.] во всех его видах, добрался и до торговой его чести. <...> Диккенс,
чтобы показать всю неправду этого начала, ставит его в соприкосновение с
другим началом - с любовью в различных ее проявлениях. <...> Здесь бы надобно было кончить роман, но не так делает Диккенс; он
заставляет Вальтера явиться из-за моря, Флорансу скрываться у капитана Кутля
и выйти замуж за Вальтера, заставляет Домби раскаяться и поместиться в
семействе Флорансы. <...> ОШИБКА", ПОВЕСТЬ Г-ЖИ ТУР
Нередко случается слышать нападки на равнодушие
московской
публики
к
выступающим талантам, на холодную встречу первых произведений нового и
нуждающегося в сочувствии писателя; но это совсем несправедливо. <...> Первая повесть г-жи
Тур
"Ошибка", помещенная в No X "Современника" 1849 г., имела в Москве весьма
значительный успех, который поддерживается новым, еще неконченным, ее
произведением. <...> Каким же образом художество следит за общественною
жизнью? <...> Средневековой герой
был рыцарь, и художество того времени
успело
изящно
соединить
в
представлении человека христианские добродетели с зверским ожесточением
против ближнего. <...> Отличительная черта русского народа, отвращение от всего резко
определившегося, от всего специального, личного, эгоистически отторгшегося
от общечеловеческого, кладет и на художество особенный характер; назовем его
характером обличительным. <...> Чем произведение <...>
Критика.pdf
А. Н. Островский
Критика
---------------------------------------------------------------------------Том
XIII
Художественные произведения. Критика. Дневники. Словарь. 1843-1886
ГИХЛ, М., 1952
OCR Бычков М.Н. mailto:bmn@lib.ru
---------------------------------------------------------------------------Составитель
тома А. И. Ревякин. Подготовка текста и комментарии: К. Н.
Державина ("Иван-царевич"), Л. Р. Когана (Литературно-критические статьи),
А. И. Ревякина (Художественная проза и стихи), Н. Т. Панченко (Материалы для
словаря русского народного языка), А. Э. Фриденберга (Дневники).
СОДЕРЖАНИЕ
Критика
[О романе Ч. Диккенса "Домби и сын"
"Ошибка", повесть г-жи Тур
"Тюфяк", повесть А. Ф. Писемского
"Лучший алькад - король
Застольное слово о Пушкине
[О пьесе Н. Я. Соловьева "Случай выручил"
[О пьесе М. П. Садовского "Душа - потемки"]
О РОМАНЕ Ч. ДИККЕНСА "ДОМБИ И СЫН"
Из всех произведений Диккенса видно, что он хорошо знает свое
отечество, изучил его подробно и основательно. Для того, чтобы быть народным
писателем, мало одной любви к родине, - любовь дает только энергию, чувство,
а содержания не дает; надобно еще знать хорошо свой народ, сойтись с ним
покороче, сродниться. Самая лучшая школа для художественного таланта есть
изучение своей народности, а воспроизведение ее в художественных формах -
самое лучшее поприще для творческой деятельности.
Изучение изящных
памятников древности, изучение новейших теорий искусства пусть будет
приготовлением художнику к священному делу изучения своей родины, пусть с
этим запасом входит он в народную жизнь, в ее интересы и ожидания. В
путешествии его в Америку (Соединенные Штаты) еще более проглядывает
английская исключительность; все это произведение пропитано духом личной,
национальной вражды к заморским единоплеменникам. Однако надобно сказать, к
чести Диккенса, что его отзывы об иностранцах, при всей исключительности, не
имеют ни той жесткости, ни того тона презрения, которыми прославились в
Европе его соотечественники, а всегда смягчены более или менее юмором.
Для художественного разбора "Домби и сын".
Это и будет служить подтверждением прежде сказанному. Диккенс, поражая
его [нрзбр.] во всех его видах, добрался и до торговой его чести. По идее -
торговая гордость. Честь фирмы выше всего, ей пусть все приносится в жертву,
честь фирмы это начало, из которого истекает вся деятельность. Диккенс,
чтобы показать всю неправду этого начала, ставит его в соприкосновение с
другим началом - с любовью в различных ее проявлениях.
Здесь бы надобно было кончить роман, но не так делает Диккенс; он
заставляет Вальтера явиться из-за моря, Флорансу скрываться у капитана Кутля
и выйти замуж за Вальтера, заставляет Домби раскаяться и поместиться в
семействе Флорансы. Эта борьба составляет основу романа. - [Нрзбр.] на типы,
в которых проявляется то и другое начало.
Представителем торговой гордости является Домби. Потом Каркер.
У Домби все естественные отношения к людям исключительны. Он смотрит на
людей на службе в..., на жену, на сына, на дочь... Он хочет явиться не
человеком, а представителем фирмы.
Этот роман развивается и оканчивается... под фирмой...
"ОШИБКА", ПОВЕСТЬ Г-ЖИ ТУР
Нередко случается слышать нападки на равнодушие московской публики к
Стр.1