Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635212)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Элементы народные

0   0
Первый авторОдоевский Владимир Федорович
Издательство[Б.и.]
Страниц1
ID8778
Кому рекомендованоПублицистика
Одоевский, В.Ф. Элементы народные : Очерк / В.Ф. Одоевский .— : [Б.и.], 1843 .— 1 с. — Философия .— URL: https://rucont.ru/efd/8778 (дата обращения: 11.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Владимир Федорович Одоевский. <...> Но все сии толкования производились с точки зрения народа, среди которого родился писатель. <...> Знакомый лишь с элементами своего народа, он к ним приравнивал жизнь каждого другого. <...> Западные писатели, не находя своих элементов, не понимают Северо-Востока; Северо-Восток по сей же причине осуждает на смерть Запад. <...> Оно понятно: ни та, ни другая сторона не находят в другой тех элементов, в которых она привыкла видеть условия жизни. <...> Великий, доселе вполне не оцененный подвиг Петра привил к славянским стихиям стихии западные. <...> Запад ожидает еще Петра, который бы привил к нему {В подлиннике ошибочно: "к ней", - Ред.} стихии славянские, оттого страждет Запад, ибо тогда только образуется полнота человеческой жизни. <...> Славянский мир, пространством превосходящий Запад. был забыт, а в нем скрывается сила, необходимая Западу: чувство единства, которое во всей славянской истории является как постоянная формула уравнения, к которому окончательно приводятся все буквы, через какие бы изменения они ни проходили. <...> Другая стихия, не менее важная - это то, что во всей вседневной жизни мы называем беспечностью и что в высшем своем значении есть вера в свою силу, почти не существующая в Европе, где жизнь почти без надежды на будущее. <...> Неохотно организм принимает чуждые ему стихии, привыкший к одной пище, как бы ни была она груба, с трудом привыкает к другой, даже более питательной. <...> Но есть верные признаки стремления Запада к Северо-Востоку. <...> Это стремление невольно, но вырабатывается само собою Западом без сознания, против его убеждений. <...> Сей признак я вижу в состоянии двух исповедаданий, издавна разделенных. <...> Запад: папизм клонится к протестантизму, протестантизм к нанизму, т. е. каждое к своему отрицанию. <...> Каждое из сих исповеданий на пути к другому старается дать формулу своим понятиям, и эта формула есть не что иное, как приближение к нашей церкви: как <...>
Элементы_народные.pdf
Владимир Федорович Одоевский. Элементы народные ---------------------------------------------------------------------------Серия "Литературные памятники" В.Ф. Одоевский "Русские ночи", М., "Наука", 1975 OCR Бычков М.Н. ---------------------------------------------------------------------------Много толковали о судьбе, о цели человечества, о прогрессе и проч. т. п. Но все сии толкования производились с точки зрения народа, среди которого родился писатель. Знакомый лишь с элементами своего народа, он к ним приравнивал жизнь каждого другого. Западные писатели, не находя своих элементов, не понимают Северо-Востока; Северо-Восток по сей же причине осуждает на смерть Запад. Оно понятно: ни та, ни другая сторона не находят в другой тех элементов, в которых она привыкла видеть условия жизни. Великий, доселе вполне не оцененный подвиг Петра привил к славянским стихиям стихии западные. Запад ожидает еще Петра, который бы привил к нему {В подлиннике ошибочно: "к ней", - Ред.} стихии славянские, оттого страждет Запад, ибо тогда только образуется полнота человеческой жизни. Взгляните на его историческое развитие. Его характер: борьба и разрозненность. Славянский мир, пространством превосходящий Запад. был забыт, а в нем скрывается сила, необходимая Западу: чувство единства, которое во всей славянской истории является как постоянная формула уравнения, к которому окончательно приводятся все буквы, через какие бы изменения они ни проходили. Другая стихия, не менее важная - это то, что во всей вседневной жизни мы называем беспечностью и что в высшем своем значении есть вера в свою силу, почти не существующая в Европе, где жизнь почти без надежды на будущее. Неохотно организм принимает чуждые ему стихии, привыкший к одной пище, как бы ни была она груба, с трудом привыкает к другой, даже более питательной. Но есть верные признаки стремления Запада к Северо-Востоку. Это стремление невольно, но вырабатывается само собою Западом без сознания, против его убеждений. Сей признак я вижу в состоянии двух исповедаданий, издавна разделенных. Запад: папизм клонится к протестантизму, протестантизм к нанизму, т. е. каждое к своему отрицанию. Каждое из сих исповеданий на пути к другому старается дать формулу своим понятиям, и эта формула есть не что иное, как приближение к нашей церкви: как видно, недаром ежедневно молятся о соединении церквей. Один из весьма замечательных мыслителей Германии, Кениг, в своих изысканиях прочно попал на этот путь, не имея понятия о восточной церкви и никак не предполагая к ней приблизиться. Знаменитый Баадер {1} прямо выговорил эту мысль. Шеллинг на том же пути. ----Обвиняют Петра I в том, что он привил России просвещение, которое ограничило развитие какого-то собственно русского просвещения; точно так обвиняют садовника, зачем он привил махровую розу на шиповник. Роза не изменяет шиповника, он остается все прежний, лишь прививок на новом сучке делается сильнее, ибо получает новую пищу. К тому же, привьются только растения до некоторой степени однородные; если бы характер русского духа не соответствовал Петрову просвещению, оно бы не привилось к России. ПРИМЕЧАНИЯ Под этим заглавием в бумагах Одоевского сохранился ряд набросков, тесно связанных с замыслом "Русских ночей". Не исключено, однако, что писатель намеревался развернуть свои записи в статью уже после выхода книги в свет. "Элементы народные" публикуются впервые по автографам, хранящимся в ГПБ (I фрагмент - ГПБ, оп. 1, э 53, л. 15 об. и 84; II фрагмент - оп. 1, э 55, л. 203). 1 ... Кениг... Знаменитый Баадер... - см. примеч. 79, 80 на с. 302.
Стр.1