Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634928)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Русский язык как иностранный: вчера, сегодня, завтра (290,00 руб.)

0   0
Первый авторКуликова Юлия Николаевна
ИздательствоПГАУ
Страниц217
ID874703
АннотацияВ монографии на основе использования широкой источниковой базы рассматривается вопрос изучения русского языка как иностранного в России и за ее пределами. Данный процесс анализируется в контексте общей социально-экономической ситуации. Определяется статус русского языка в современных условиях, анализируется языковая ситуация в регионах России и особенности изучения русского языка в различных зарубежных странах.
Кому рекомендованоМонография предназначена для научных работников, преподавателей, аспирантов и студентов вузов
ISBN978-5-00196-219-9
УДК811.161.1
ББК81.411.2-99
Куликова, Ю.Н. Русский язык как иностранный: вчера, сегодня, завтра : монография / Ю.Н. Куликова .— Пенза : ПГАУ, 2023 .— 217 с. — ISBN 978-5-00196-219-9 .— URL: https://rucont.ru/efd/874703 (дата обращения: 01.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Русский_язык_как_иностранный_вчера,_сегодня,_завтра.pdf
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ ФГБОУ ВО Пензенский ГАУ Кафедра «Философия, история и иностранные языки» Ю.Н. Куликова РУССКИЙ ЯЗЫК КАК ИНОСТРАННЫЙ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА Монография Пенза 2023 2
Стр.2
УДК 811.161.1 ББК 81.411.2-99 К90 Рецензенты: доктор педагогических наук, профессор кафедры «Педагогика и психология» ФГБОУ ВО ПГУ ПИ им. В.Г. Белинского О.В. Варникова; кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогика и психология» ФГБОУ ВО ПГУ ПИ им. В.Г. Белинского А.В. Куц Печатается по решению научно-технического совета ФГБОУ ВО Пензенский ГАУ от 25.10.2023, протокол №5 Куликова, Юлия Николаевна К 90 Русский язык как иностранный: вчера, сегодня, завтра: монография / Ю.Н. Куликова. – Пенза: ПГАУ, 2023. – 217 с. ISBN 978-5-00196-219-9 В монографии на основе использования широкой источниковой базы рассматривается вопрос изучения русского языка как иностранного в России и за ее пределами. Данный процесс анализируется в контексте общей социально-экономической ситуации. Определяется статус русского языка в современных условиях, анализируется языковая ситуация в регионах России и особенности изучения русского языка в различных зарубежных странах. Термин «академическая мобильность» трактуется не только через призму обучения иностранных студентов в России, но и через процесс обучения русских студентов в качестве иностранных граждан за рубежом. На основе анализа отечественного и зарубежного опыта представлена специфика, содержание, формы, методы, технологии и средства обучения русскому языку как иностранному, предлагаются варианты совершенствования процесса обучения иностранных студентов русскому языку в отечественной высшей школе. УДК 811.161.1 ББК 81.411.2-99 © Ю.Н. Куликова, 2023 ISBN 978-5-00196-219-9 3 © ФГБОУ ВО Пензенский ГАУ, 2023
Стр.3
СОДЕРЖАНИЕ Введение……………………………………………………...…......5 Раздел I Русский язык на международной арене ……………..8 Глава 1 Русский язык в Европе и за ее пределами………………..8 Глава 2 Русский язык: Европа и Америка………………………..13 2.1 Роль английского языка как средства коммуникации на начальном этапе общения со студентами-иностранцами в Российском вузе ………………………………………………………..….13 2.2 Языковой портрет России в британской и американской прессе………………………………………………………………….....17 2.3 Русские студенты как иностранцы (на примере аграрной отрасли)..................................................................................................20 2.4 Обучение студентов иностранным языкам в европейских странах ……………………………………………….……………..23 Глава 3 Русский язык: Азия …………………………………….....27 3.1 Специфика национальной культуры Таджикистана и Кыргызстана и российская действительность в восприятии студентов из Ближнего зарубежья ………………………………………..……...27 3.2 Проблемы социально-культурной адаптации иностранных студентов из стран Азии …………………….…………………….31 Раздел II Русский язык и Россия …………………………….... 37 Глава 1 Всероссийский аспект………………………..……..…….37 1.1 Национальные языки России: проблемы и перспективы .......37 1.2 Языковая специфика российского студенчества ……………39 1.3 Народы России и национальные языки ………..…………….45 Глава 2 Региональный аспект .……………………………..……..55 2.1 Языковая ситуация в регионах России……………..……...…55 2.2 Иностранные студенты в Российских вузах (на примере Пензенской области)………………………………………………..….57 2.3 Родной язык как отражение этнической ментальности………………….…………………………………………….….60 2.4 Фольклор как элемент национальной самобытности…..…...64 Раздел III Обучение русскому языку как иностранному: прикладной аспект.…………………………………………………...70 Глава 1 Концепт «академическая мобильность» в контексте лингвострановедения ……………………………………………….…..70 Глава 2 Особенности обучения взрослых иностранному языку..74 3
Стр.4
Глава 3 Методы и технологии обучения русскому языку как иностранному ……………………………………………………….…94 3.1 Современные методы обучения русскому языку как иностранному (продвинутый уровень)…………………………..…...94 3.2 «Мозговой штурм» и «Ментальные карты» как методы иностранных студентов русскому языку …………………………...106 3.3 Диалогическое общение при обучении иностранным языкам………….……………………………………………………....112 3.4 Русская песня как способ создания аутентичной языковой среды на занятиях РКИ …………………………………………..115 3.5 Эффективность аудирования в процессе обучении РКИ ….118 3.6 Здоровьесберегающие методы и приемы в процессе обучения иностранным языкам………………………………………..……122 3.7 Особенности изучения специальной терминологии на занятиях РКИ для студентов-медиков ……………………………….…125 3.8 Цифровые технологии и онлайн обучение русскому языку как иностранному ………………………………………………...…..131 3.9 Студенты-иностранцы и дистанционное обучение русскому языку ………………………………………………………………134 3.10 Компьютерные технологии в обучении русскому языку как иностранному …………………………………….………………137 3.11 Русский язык и цифровые технологии: за и против …..….141 3.12 Подкастинг при обучении аудированию на курсах РКИ…146 3.13 Методы психологического сопровождения иностранных студентов…………………………………………………………..152 Библиография.……………………...……………………….…….156 Заключение …………..……………………..…............................171 Приложения………………………………………………………172 Приложение 1 Алгоритм написания УМК по русскому языку как иностранному для учебных организаций высшего и дополнительного образования …………………………………………..……..172 Приложение 2 Стажировка, как обязательный этап для начинающего преподавателя РКИ ……………………………………….. 191 Приложение 3 План-конспект занятия по РКИ ……………...…194 Приложение 4 Вариант теста по РКИ..…...…….……………….200 4
Стр.5

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ