ББК 86.3УДК 27-1(058)72я5 Е36
Протоиерей Владимир Воробьев, профессор,
канд. физ.-мат. наук
Главный редактор
А А. В. Агеева, канд. пед. наук
Редколлегия:
АА. И. Грищенко, канд. филол. наук
М. Ю. Дес. Н. Гуня, д-р геогр. наук, профессор
. В. Анашкин, канд. филол. наук
Б. Н. Гайдин
Н. Н. Павлюченков, канд. богословия, канд. филос. наук, доцент
Священник А. Постернак, канд. ист. наук, доцент
О. Н. Соколова, канд. искусствоведения
И. А. Хангиреев
Т. В. Зальцман, канд. ист. наук, доцент
В. С. Макаров, канд. филол. наук
И. Е. Мельникова, канд. техн. наук
Е36
XXXI Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарятова,
канд. филол. наук, доцент
Протоиерей А. Емельянов
ного университета: Материалы. – Москва: Изд-во ПСТГУ, 2021. — 236 с.
ISBN 978-5-7429-1412-9
Ежегодная Богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного униспециалистов
в сверситета является главным научным форумом Университета. Она объединяет ученых, богословов,
Работа ХХХI Богословской конференции проходила в рамках осенней (осень 2020 г.) и зимней
р (зима 2021 г.) сессий. В ней приняли участие представители профессорско-преподавательской корпоамых
разных областях научного знания.
ации ПСТГУ, ученые и исследователи из других вузов, научных организаций, учреждений культуры
Российской Федерации, а также из зарубежных стран.
ББК 86.3УДК 27-1(058)72я5
ISBN 978-5-7429-1412-9
© Издательство Православного Свято-Тихоновского
гуманитарного университета, 2021
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Историко-критический метод в библейской науке:
проблема церковной рецепции
Прокопчук А. Ю. Методология использования западных авторов в комментариях
на Четвероевангелие Толковой Библии под редакцией А. П. Лопухина и его преемников .............. 7
Ложкин А. В. Историческая достоверность рассказа об умерщвлении израильских младенцев
(Исх 1.15–22): аргументы Ф. Г. Елеонского против отрицательной библейской критики ...............10
Небольсин А. Г. Экзегетическое значение вариативности библейского текста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
Юревич Д. В. Демифологизация библейской науки в русском богословии:
от Н. Н. Глубоковского через А. В. Карташева к митрополиту Илариону (Алфееву) . . . . . . . . . . . .17
Религиозно-философский опыт русского православия
и современные глобальные вызовы
Гуня А. Н. Переосмысление территории и места в эпоху цифровизации:
религиоведческий аспект . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21
Скоробогачева Е. А. Верующий разум национального искусства России
второй половины XIX — начала XXI века . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .23
Тихонов В. Е. Соотношение личностности и богообразности человека
в философской теологии С. Л. Франка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25
Чикаева Т. А. Г. П. Федотов о Родине всеобщей и национальной . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .28
Павлюченков Н. Н. Священник Павел Флоренский об исторических уроках и будущем России . . . . . .30
Ефимов А. Б. Роль святителя Иннокентия (Вениаминова) в освоении территории России . . . . . . . . . .32
Скороходова С. И. Философский спор Н. В. Устрялова со славянофилами
в зеркале современности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35
Аникеева Е. Н. Рецепция русской религиозной философии американским славистом
Джорджем Клайном . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .37
Чурсанов С. А. «Филиокве» как теологическая предпосылка обезличивающих тенденций
западноевропейских культур в гуманитарной перспективе троичного богословия
В. Н. Лосского . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .39
Свой — чужой: опыт сотрудничества в социальной работе
Зальцман Т. В. «Сами с усами», или «Стоя на плечах гигантов»: использование чужого опыта
в социальной работе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .43
Хулап В. Ф. Организация католической и евангелической благотворительности в Германии:
возможность применения опыта в российских условиях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .46
Радионович А. М. Отечественный и зарубежный опыт борьбы с эпидемиями:
религиозный, социальный и медицинский аспекты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .48
Диаконическое образование: теория и практика. «Формирование коммуникативных навыков
у специалистов по социальной работе и церковному социальному служению»
Зальцман Т. В. Пространство общения в социальной работе и церковном социальном служении . . . . .51
Григорова З. Н. Особенности групповой коммуникации в реабилитационном центре
для подростков в конфликте с законом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .54
Стр.3
4
XXXI ЕЖЕГОДНАЯ БОГОСЛОВСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
Юмашева Т. А. Развитие коммуникативных компетенций у бакалавров, обучающихся
по направлению подготовки «Социальная работа» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .56
Коротеева Н. В. Помощь помогающим. Групповой формат психологической поддержки
специалистов помогающих профессий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .58
Файн С. В., Маркова Н. Г. Человек в центре. Опыт студенческой практики в Центре
социальной поддержки «Друзья общины святого Эгидия». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .61
Гниденко К. А. Коммуникация как ресурс и источник стресса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .64
Картвелология: проблемы и перспективы
Гвазава А. А. Влияние Номоканона свт. Иоанна Постника на типик «Ваханис квабеби» . . . . . . . . . . . .67
Абашидзе З. Д. К вопросу рукоположения первого епископа Картли . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .70
Рапава М. А. Некоторые сведения греческих авторов о ктиторах грузинского монастыря
на Афоне . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .72
Кекелия В. А. Некоторые юридические аспекты армянской эпиграфики эпохи
грузинского владычества на Кавказе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .75
Малков П. Ю. Рецепция в наследии византийских Отцов Церкви.
Учения преподобного Максима Исповедника о воле природной и о воле гномической
(на примере творений ряда византийских богословов VII–XIV столетий) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .77
Багратион-Мухранели И. Л. Образ Грузинской Церкви в романе
Иоаннэ Багратиони (Батонишвили) «Калмасоба» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .85
Артюшенко М. В. Архидиакон Питирим Брагинец (1884–1937), постриженик
Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .89
Мельникова И. Е. Попытка восстановления евхаристического общения между
Русской (Российской) и Грузинской Православными Церквами
при Католикосе-Патриархе всея Грузии Амвросии (Хелая) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .93
Актуальные вопросы современной педагогической науки
в контексте православной традиции
Агеева А. В. Приемы воспитания детей в семье Великого князя
Константина Константиновича Романова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .97
Ивлянова Е. А. Проект учебного пособия по основам религиозных знаний для семьи и школы . . . . .101
Кочкина Д. Д. Понятие системы попечения о детях в контексте христианской
приходской педагогики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .103
Крат А. В. Система воспитания школьников в православной общеобразовательной школе . . . . . . . .107
Тимченко С. Г. Проблема выявления специфики компетентностей учителя
духовно-нравственного образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 110
Религиозное образование в России и за рубежом
Беленчук Л. Н., Прокофьева Е. А. Религиозное школьное воспитание
в педагогике В. В. Зеньковского . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 115
Гусакова В. О. Проблемы изучения православной культуры и православного вероучения
в условиях цифровизации образования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .120
Косолапова Т. В. Проблема организации занятий в воскресной школе в условиях пандемии.
Пути решения и выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .125
Лиознова Е. В. Методические аспекты психологии воспитания на примере Декалога . . . . . . . . . . . . . .128
Мумриков О. А. О методологической ошибке упрощенно-буквалистического толкования
Священного Писания при его изучении и способах ее преодоления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .132
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
5
Мумрикова Л. И. Использование опорно-знаковой системы В. Ф. Шаталова
в формировании вероучительных знаний младших школьников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .136
Санников М. А. Педагогическое наследие священномученика Амвросия (Гудко) . . . . . . . . . . . . . . . . . .139
Создание учебных пособий по церковнославянскому языку
в свете достижений современной педагогической науки:
анализ теоретического и методического опыта
Левшенко Т. А. Диакритические знаки в учебных пособиях по церковнославянскому языку . . . . . . . .143
Макарова Е. В. Отражение метапредметного потенциала церковнославянского языка
в современных учебных пособиях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .148
Наумов С. А. Апеллятивная функция языка и семантика адресата
в церковнославянской грамматике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 151
Актуальные проблемы романской филологии
Кабанова А. С. Особенности перевода румынских герундиальных конструкций
на русский язык . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .155
Германская филология
Тер-Минасова С. Г. Иноязычное образование на уровне высшей школы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .158
Павловская А. В. Культурная глобализация и вызовы XXI века . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .159
Писарев Л. В. Роман Г. К. Честертона «Человек, который был четвергом»:
теодицея против антисистемы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .161
Макаров В. С. Томас Стакли в балладах и пьесах XVI века:«Марловианский герой»
и «Английский герой» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .163
Захаров Н. В. Читал ли А. С. Пушкин К. Марло? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .166
Гайдин Б. Н. Англоязычные адаптации пьес У. Шекспира XVII–XVIII вв.:
основные тенденции . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .168
Мороз Н. А. Слон Хортон и атомная бомба: дидактика и политика в сказке Доктора Сьюза . . . . . . . . . 171
Чукарькова О. В. Языковые средства репрезентации пандемии в англоязычных
православных блогах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 174
Щеголяев А. А. Лексика проповедей деятелей Оксфордского движения: поворот к традиции . . . . . . . .177
Русистика и славистика:
традиционные темы в современной методологии
И. Л. Багратион-Мухранели Современная грузинская русистика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .179
Грищенко А. И. Вирох и марграм в восточнославянских переводах Песни песней XV века:
как гапаксы-германизмы могут указать на текст-источник . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .183
Морозова Е. С. Языковые особенности Оглавления Правленого славяно-русского Пятикнижия
XV века . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .185
Онипенко Н. К. Каузативные эмотивы: между акциональностью и статальностью . . . . . . . . . . . . . . . . .187
Сидорова М. И. Сказуемое при подлежащем, обозначающем группу лиц.
Корпусный обзор вариативного согласования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .189
Фатеев Д. Н. Религиозные аспекты «коллективной картины мира» в творчестве
футбольных фанатов России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .192
Юдин А. В. Святой Николай в украинских зимних календарных песнях. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .195
Стр.5
6
XXXI ЕЖЕГОДНАЯ БОГОСЛОВСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
Благотворительность и социальная политика государства
в России XIX — начала XX века
Шевцова Г. И. Императрица Мария Александровна и благотворительная помощь
балканским славянам в начале Восточного кризиса 1875–1878 гг. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .200
Бельчинкова С. В. Попечение об охране материнства и младенчества как направление
благотворительной деятельности императрицы Александры Федоровны . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .203
Гаврилина Н. А. Протоиерей Георгий Иванович Панов: взгляд на благотворительность
в Тульской губернии в XVIII–XIX вв. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .205
Немчикова Л. А. Площади, дома, дороги через изучение краеведческого аспекта
благотворительности в Санкт-Петербурге . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .208
Логунова Е. Г. Историко-социологические основания благотворительности во время эпидемий . . . . 211
Харитонова А. В. Научно-исследовательская деятельность врачей в общинах сестер милосердия . . . . 213
Иванова М. С. Роль земской благотворительности в сфере дошкольного воспитания
на рубеже XIX–XX веков в селах Воронежской губернии
(опыт земского врача А. И. Шингарева) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 215
Бакалдина Е. В. Благотворительность Боткиных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .218
Ганф Т. И. Протоиерей Петр Алексеевич Смирнов — духовник семьи Боткиных . . . . . . . . . . . . . . . . . .224
Церковное пение
Вискова И. В. Хенрик Миколай Гурецкий: путь композитора от авангарда к духовной музыке . . . . . .227
Николаева Е. А. Книга Псалтирь в духовной музыке XX века . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .231
Стр.6