ББКУДК 27-1(050.8)
86.372я5Е36
Протоиерей Владимир Воробьёв, канд. физ.-мат. наук, доктор НС, профессор
Редколлегия:
Главный редактор
А. Л. Дворкин, д-р философии (PhD), д-р теологии (DThHC)
М. Ю. Десятова, канд. филол. наук, доцент
Е. Р. Добрушина, д-р филол. наук, доцент
Т. В. Зальцман, канд. ист. наук, доцент
А. В. Анашкин, канд. филол. наук
А. В. Агеева, канд. пед. наук
Н. Н. Павлюченков, канд. богословия, канд. филос. наук, доцент
С. А. Шолохов
Р. М. Плюснин
А. А. Кострюков, канд. богословия, д-р ист. наук
В. С. Макаров, канд. филол. наук
И. Е. Мельникова, канд. техн. наук
Свящ. А. Постернак, канд. ист. наук, доцент
И. П. Рязанцев, д-р экон. наук, профессор
Т. В. Склярова, д-р пед. наук, доцент
О. Н. Соколова, канд. искусствоведения
И. А. Хангиреев
Е36
XXX Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного
университета. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2020. – 294 с.
ISBN 978-5-7429-1346-7
Ежегодная Богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного
(зима 2020 г.) сессий. В ней также приняли участие представители профессорско-преподавательской
корпорации ПСТГУ, ученые и исследователи из других вузов, научных организаций, учреждений
культуры Российской Федерации, а также из зарубежных стран.
ББК 86.3УДК 27-1(050.8)72я5
университета стала главным научным форумом Университета за все время его существования,
объединяющим ученых, богословов, специалистов в самых разных областях научного знания.
Работа ХХХ Богословской конференции проходила в рамках осенней (осень 2019 г.) и зимней
ISBN 978-5-7429-1346-7
© Издательство Православного Свято-Тихоновского
гуманитарного университета, 2020
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Картвелология: проблемы и перспективы
Митрополит Горийский и Атенский Андрей (Гвазава). Функции должностных лиц
по типику древнего грузинского Ваханского монастыря (Ваханис-квабеби) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
Митрополит Цагерский и Лентехский Стефан (Калаиджишвили).
Учение прп. Максима Исповедника о человеческой воле
и «Психология настроя» акад. Димитрия Узнадзе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .11
Абашидзе З. Д. Автокефалия или автономия (к вопросу
о статусе Грузинской Православной Церкви в V–XI вв.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26
Какелия В. А. Пояснения некоторых мест типика Петрицонского грузинского монастыря . . . . . . . . . .28
Малков П. Ю. Рецепция в наследии византийских отцов Церкви учения
преподобного Максима Исповедника о воле природной и о воле гномической
(на примере творений преподобного Феодора Студита) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .31
Багратион-Мухранели И. Л. Русские писатели о грузинском народном благочестии
и единстве православия в конце 40-х годов XIX века . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .38
Таварткиладзе Д. Т. Грузинская Православная Церковь в период распространения
османо-иранского влияния на территории Грузии (XVI–XVII вв.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .41
Головнина Н. Г. Прп. Максим Исповедник в Оптинском проекте по переводу
аскетической литературы при старце Макарии (Иванове) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .44
Лобанов Д. В. Генерал Парсадан Папунов: к вопросу атрибуции плиты
из Никольского греческого монастыря . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .49
Щелкачев А. В., Мельникова И. Е. Восстановление автокефального статуса
Грузинской Православной Церкви в XX в. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .51
Религиоведение
Гуня А. Н. Больше, выше, севернее…? Представления о значении пространства
для России в некоторых современных зарубежных публикациях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .58
Лисица Ю. Т. Масштабизация пространства в эмпирическом,
психологическом и духовном планах . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .60
Павлюченков Н. Н. Русские религиозные философы о феномене территориального
пространства России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .63
Маркова О. И. Увеличение числа храмов в Москве – изменение городских территорий
или рост числа верующих? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .67
Чикаева Т. А. Понимание Родины в философии С. Н. Булгакова . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .71
Тихонов В. Е. Рецепция понятия соборности А. С. Хомякова в социальной
онтологии и экклесиологии С. Л. Франка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .73
Носачев П. Г. Исследования посмертного опыта: к вопросу о границах богословского дискурса . . . . . .76
Иванов И. А. Христианство. Нация. Государство
(на примере взглядов проф. прот. Думитру Станилое в 1930-е годы) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .78
Редкозубов А. Д. Некоторые отличия особенностей представлений о мире невидимом
в исламе и православии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .81
Дементьев Д. Н. Пророческое служение в исламе в свете православного вероучения . . . . . . . . . . . . . . .84
Голубчиков Ю. Н. Истоки, цели и причины противостояния науки и религии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .88
Стр.3
4
XXX ЕЖЕГОДНАЯ БОГОСЛОВСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
Чурсанов С. А. Предпосланные онтологические основания восприятия религии
в богословской мысли В. Н. Лосского и схиархимандрита Софрония (Сахарова) . . . . . . . . . . . . . .90
Каледина К. А. Апология смирения в творчестве Ф. М. Достоевского . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .93
«Наша брань не против крови и плоти»
Дворкин А. Л. Муниты: семь лет без Муна . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .95
Воат А. А. Двенадцатишаговая программа: культ или эффективный метод выздоровления
от зависимости? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .101
Актуальные проблемы истории Русской Православной Церкви в ХХ веке
Озмитель Е.Е. Туркестанская епархия
при митрополите Никандре (Феноменове) (1927–1933 гг.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 111
Иеромонах Иаков (Воронцов Владимир Юрьевич). Пастырские труды
и обстоятельства кончины преосвященного Иннокентия (Пустынского) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 118
Павлов Д. В. Неоднозначность политики уполномоченных Совета по делам РПЦ
в первые послевоенные годы на примере Ташкентской и Среднеазиатской епархии . . . . . . . . . . .124
Кострюков А. А. «Незапятнанная архиерейская совесть».
Жизнь и мученическая кончина митрополита Бориса (Разумова) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .129
Благотворительная и социальная политика государства в России ХIХ — начала ХХ в.
Ульянова Г. Н. Капиталы на пособия бедным невестам в благотворительной практике
XIX – начала ХХ века: бюрократическая матрица и религиозные воззрения . . . . . . . . . . . . . . . . . .134
Грачева Ю. Е. Роль благотворительных инициатив в становлении образовательной
системы Российской империи первой четверти XIX века . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 137
Шевцова Г. И. Великая княгиня Елизавета Маврикиевна – августейшая покровительница
Общества попечения о бедных и больных детях (1893–1907). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .139
Моторова Н. С. Развитие сети богаделен на территории белорусских губерний
(вторая половина XIX – начало XX в.) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .142
Абдуллаев Д. Н. Развитие благотворительной деятельности в Туркестанском крае
и роль русских благотворительных обществ (конец ХIХ – начало ХХ века) . . . . . . . . . . . . . . . . . . .144
Коровин В. Ю. Воронежский дворянин Михаил Алексеевич Веневитинов
как попечитель земской школы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .147
Комарова Т. В. «…Я их люблю с болью в сердце…»
(А. А. Толстая и Петербургский дом милосердия) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .150
Ключарева А. В. Просветительская деятельность Александры Львовны Толстой
в период тюремного заключения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .152
Фидченко О. В. Благотворительная деятельность представителей светского общества
и Русской Православной Церкви по укреплению армии и флота России
второй половины XIX – начала ХХ в. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .155
Харитонова А. В. Благотворительная деятельность врачей
в общинах сестер милосердия Российского общества Красного Креста . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .158
Ганф Т. И. Значение духовно-просветительских журналов
в развитии приходской благотворительности Санкт-Петербурга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .160
Русистика и славистика: традиционные темы в современной методологии
Алексеев А. В. Понятие о переносном значении в диахроническом аспекте:
границы применимости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .165
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ
5
Борзенко Е. О. Нестандартные компаративы: подходы к семантике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .167
Вяльсова А. П. Особенности употребления причастных форм в сравнительных конструкциях
(на материале древнерусской «Пчелы») . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .168
Добрушина Е. Р. Ненормативное употребление деепричастий как переход
от синтаксического регистра к семантическому . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 171
Злобина Н. Ф. Проблемы грамматики текста в отечественной русистике . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 174
Сидорова М. И. Пополнение класса слов общего рода в современном русском языке:
корпусный аспект . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .176
Германская филология
Павловский И. В. Английский король Эдуард – русский святой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 178
Игумен Евфимий (Моисеев). Миссия англосаксонских монахов на европейском континенте
в конце VII – начале VIII в. как церковно-исторический феномен . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .180
Писарев Л. В. Рецепция эпохи Средневековья в романе Г. К. Честертона
«Возвращение Дон Кихота» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .182
Красухин К. Г. «Гамлет»: трагедия и ее интерпретация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .184
Макаров В. С. Цифровой коллаборативный комментарий к пьесам Кристофера Марло . . . . . . . . . . . . 186
Захаров Н. В. «Доктор Фауст» К. Марло на российской театральной сцене XXI века . . . . . . . . . . . . . . .188
Гайдин Б. Н. Мифы о К. Марло в романе У. Г. Зиглера «Это был Марло:
история трехсотлетнего секрета» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .190
Чукарькова О. В. Особенности ксенонимов-русизмов в англоязычных письмах
иеромонаха Серафима (Роуза) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .192
Варёшин Н. В. Детективно-психологическое содержание повести
Р. Л. Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .194
Романская филология
Волховская А. Г. 100-летие смерти А. С. Пушкина в испанской периодической печати . . . . . . . . . . . . .197
Кабанова А. С. Субстантивация инфинитива в румынском языке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .198
Киктёва К. Д. Путь к «Дон Хуану Тенорьо»:
от легенд Хосе Соррильи к его религиозно-фантастической драме . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .199
Кузнецова И. Н. О паронимической аттракции во французской фразеологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .200
Актуальные вопросы современной педагогической науки в контексте православной традиции
Бацкалёва В. В. Любовь к родине начинается с любви к семье (Фр. Бэкон)
(из опыта работы военного городка) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .202
Боровенникова Е. О. Подготовка учителей уроков православия
(на примере Калининградской области, Литвы и Финляндии с 1991 г. и по наши дни) . . . . . . . . 204
Забегайлова И. В. Духовно-нравственное воспитание детей 4–5 лет
в условиях дошкольного образовательного учреждения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .207
Затямина Т. А. Потенциал православной культуры в содержании общего образования . . . . . . . . . . . . 211
Кочкина Д. Д. Религиозное образование в общинах Православной Церкви в Америке
во 2-й половине XX в. (по материалам деятельности Православной комиссии
по христианскому образованию (OCEC) и трудам Д. Л. Бужамры) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .215
Крат А. В. Особенности организации образовательного процесса в православных
общеобразовательных школах различного вида . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .217
Кузнецова К. В. Педагогическое бездействие как одно из самых сильных педагогических
действий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .220
Стр.5
6
XXX ЕЖЕГОДНАЯ БОГОСЛОВСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
Малышев В. С. Методология организации среды обучающихся в аспирантуре
как средство подготовки кадров высшей квалификации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .224
Оразова Б. Г. Новации, инновации и ретроинновации в школьном образовании . . . . . . . . . . . . . . . . .227
Прокофьева Е. А. Решение задач духовно-нравственного воспитания
в законодательстве Российской империи в первой четверти XIX в. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .229
Смекалина Н. В. Приемы и методы осуществления межпредметных связей филологических
дисциплин с курсом «Основы религиозных культур и светской этики»
(модулем «Основы православной культуры») . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .233
Учебники, учебные пособия и словари по церковнославянскому языку:
традиции и новации
Ивлева А. В. Сравнение церковнославянского и разговорных славянских языков
как элемент методики преподавания церковнославянского языка
(на примере польского, чешского и украинского языков) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .238
Карпенко Л. Б. Лингводидактические принципы обучения церковнославянскому языку . . . . . . . . . . .243
Левшенко Т. А. Правописание э в церковнославянском языке . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .246
Становская Т. А. Педагогический аспект формирования каллиграфических навыков
у младших школьников на уроках церковнославянского языка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .249
Тюрин А. П. Использование айтрекинга в разработке учебных материалов
с мобильным доступом для преподавания церковнославянского языка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .253
Проблемы формирования духовно ориентированной экономики
Смулов А. М. Академик Д. С. Львов: идеи о нравственной экономике и экономической науке . . . . . .257
Сеченова М. В. Духовно-нравственные ценности при ведении
предпринимательской деятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .266
Диаконическое образование: теория и практика
Соловьева И. В. Творческий подход в духовном становлении студента,
обучающегося по направлению «Социальная работа» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .268
Зальцман Т. В. Творчество и рутина в социальной работе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .270
Скляров О. Н. Творческие возможности диалога и современное духовное просвещение . . . . . . . . . . .272
Файн С. В. Служение как совместное творчество бедных и волонтеров . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .275
Жизненный мир современного российского студента:
от либерализма к консерватизму
Демидова Е. Е., Старикова А. В. Влияние процесса цифровизации на нормы
и девиации современной молодежной среды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .277
Шамшурин В. И. Язык, ценности и добродетели . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .282
Кривошеев В. В. Самоопределение будущих социологов и политологов:
ни либералы, ни консерваторы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .285
Андриянова Т. В. Особенности исследований религиозности молодежи региона
(на примере Курской области) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .288
Стр.6