Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 636193)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Русские композиторы : [В 4 т.] П. И. Чайковский: (Очерк его деятельности). Т. 4 (290,00 руб.)

0   0
ИздательствоМаркс
Страниц213
ID85695
Русские композиторы : [В 4 т.] П. И. Чайковский: (Очерк его деятельности). Т. 4 .— : Маркс, 1895 .— 213 с. — URL: https://rucont.ru/efd/85695 (дата обращения: 18.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Квартеты, тр\о, фортеп\анные концерты съ оркестромъ, пьесы для одного фортеп\ано, скрипичный концертъ съ оркестромъ, и др............... 166 XIV. <...> Предлагаемый очеркъ музыкальной дёятельности П. И. Чайковскаго составляетъ coбpaнie моихъ статей о произведенiяxъ этого композитора, помёщенныхъ въ разныхъ журналахъ и пepioдичecкиxъ изданiяxъ; не обозначенныя * были помёщены въ журналё «Трудъ», за иcключeнieмъ первой главы, появляющейся впервые. <...> Hacтoящiй «Очеркъ» составляетъ №/V въ предпринятой мною cepiи мoнoгpaфiй, посвященныхъ обзору дёятельности отечественныхъ композиторовъ подъ общимъ зaглaвieмъ «Pyccкie композиторы»; первые три выпуска этой cepiи посвящены были А. Г. Рубинштейну, М. П. Мусоргскому и А. Н. Сёрову. Чaйкoвcкiй, какъ композиторъ, очень любимъ публикою, и предлагаемый этюдъ о его дёятельности, какъ первый опытъ характеристики ея, надёюсь, представитъ нёкоторый интересъ для читателей. <...> † 25 октября 1893 г. ...Вотъ ужъ прошелъ годъ, со дня смерти Петра Ильича Чайковскаго, случившейся такъ неожиданно въ ночь съ 25 на 26 октября; смерть эта поразила всёхъ; никто и не думалъ, что опасность такъ велика, въ особенности въ ту минуту, когда распространились слухи, что собственно холерные припадки миновали; всё, cлёдившiе съ напряженнымъ внимaнieмъ за ходомъ болёзни дорогого всёмъ композитора, были увёрены, что онъ выздоровётъ, по судьбё угодно было вырвать его изъ числа живыхъ; наука была безсильна спасти 2 <...> П. И. Чайковск\й Предислов\е этого замёчательнаго художника изъ когтей смерти, подкравшейся къ нему такъ незамётно, такъ неожиданно... <...> Но музыка — oбщeчeлoвёчecкiй языкъ и поэтому утрата Чайковскаго ощутительна для гораздо болёе широкаго района. <...> Так\е композиторы, какъ Чайковск\й, составляя гордость своей родины прежде всего, въ то же время достоян\е всего человёчества; поняли же американцы его сочинен\я если они пришли въ такой восторгъ отъ нихъ, когда онъ появился, какъ дирижеръ <...>
Русские_композиторы__[В_4_т.]_П._И._Чайковский_(Очерк_его_деятельности)._Т._4.pdf
В. С. Баскинъ. РУССК/Е КОМПОЗИТОРЫ. П. И. ЧАЙКОВСК/Й. (Очеркъ его дёятельности). С.-ПЕТЕРБУРГЪ. Издан\е А. Ф. МАРКСА. 1895.
Стр.1
Оглавлен\е. Предислов\е. ...................................................................................2 /. Б\ографическ\я свёдён\я. «Снёгурочка»..........................5 Сценическ\я произведен\я а) оперы: //. «Опричникъ»..........................................................................28 ///. «Кузнецъ Вакула» («Черевички»). ...............................43 /V. «Орлеанская дёва»..............................................................57 V. «Евген\й Онёгинъ»...............................................................67 V/. «Мазепа».................................................................................79 VII. «Чародёйка»........................................................................92 VIII «Пиковая дама» .............................................................. 103 IX. «/оланта». Общ\я заключен\я....................................... 116 б) балеты: X. «Лебединое озеро». ............................................................ 128 «Спящая красавица»......................................................... 131 «Щелкунчикъ».................................................................... 136 Концертныя произведен\я XI. Симфон\и. «Манфредъ»................................................. 139 XII. Друг\я оркестровыя сочинен\я................................... 153 а) Фантаз\и: «Ромео и Джульетта», «Буря» «Франческа да-Римини» и «Гамлетъ»..................... 153 б) Четыре сюиты. ..................................................................... 158 в) Разныя пьесы: «1812-й годъ», «Итальянское капричч\о», марши и др................................................. 162 XIII. Камерная и концертная музыка. Квартеты, тр\о, фортеп\анные концерты съ оркестромъ, пьесы для одного фортеп\ано, скрипичный концертъ съ оркестромъ, и др............... 166 XIV. Романсы. Церковная музыка..................................... 181 Заключен\е................................................................................. 191 XV. Списокъ произвенен\й П. И. Чайковскаго по годамъ..................................................................................... 194 1
Стр.2
Предлагаемый Предислов\е. очеркъ музыкальной дёятельности П. И. Чайковскаго составляетъ coбpaнie моихъ статей о произведенiяxъ этого композитора, помёщенныхъ въ разныхъ журналахъ и пepioдичecкиxъ изданiяxъ; не обозначенныя * были помёщены въ журналё «Трудъ», за иcключeнieмъ первой главы, появляющейся впервые. Статьи эти въ настоящемъ изданiи значительно передёланы и дополнены. Hacтoящiй «Очеркъ» составляетъ №/V въ предпринятой мною cepiи мoнoгpaфiй, посвященныхъ обзору дёятельности отечественныхъ композиторовъ подъ общимъ зaглaвieмъ «Pyccкie композиторы»; первые три выпуска этой cepiи посвящены были А. Г. Рубинштейну, М. П. Мусоргскому и А. Н. Сёрову. Чaйкoвcкiй, какъ композиторъ, очень любимъ публикою, и предлагаемый этюдъ о его дёятельности, какъ первый опытъ характеристики ея, надёюсь, представитъ нёкоторый интересъ для читателей. Авторъ. П. И. Чайковск\й. † 25 октября 1893 г. ...Вотъ ужъ прошелъ годъ, со дня смерти Петра Ильича Чайковскаго, случившейся такъ неожиданно въ ночь съ 25 на 26 октября; смерть эта поразила всёхъ; никто и не думалъ, что опасность такъ велика, въ особенности въ ту минуту, когда распространились слухи, что собственно холерные припадки миновали; всё, cлёдившiе съ напряженнымъ внимaнieмъ за ходомъ болёзни дорогого всёмъ композитора, были увёрены, что онъ выздоровётъ, по судьбё угодно было вырвать его изъ числа живыхъ; наука была безсильна спасти 2
Стр.3
П. И. Чайковск\й Предислов\е этого замёчательнаго художника изъ когтей смерти, подкравшейся къ нему такъ незамётно, такъ неожиданно... Въ какихъ-нибудь два дня его не стало; не стало одного изъ даровитёйшихъ сыновъ земли русской; не стало великаго поэта въ звукахъ... Чёмъ дальше будемъ мы отходить отъ рокового дня его смерти, тёмъ болёе будемъ мы чувствовать ударъ, нанесенный намъ этой смертью. Значен\e этой утраты для русской музыки можетъ сравниться лишь съ значен\емъ утраты Пушкина для русской литературы. Но музыка — oбщeчeлoвёчecкiй языкъ и поэтому утрата Чайковскаго ощутительна для гораздо болёе широкаго района. Так\е композиторы, какъ Чайковск\й, составляя гордость своей родины прежде всего, въ то же время достоян\е всего человёчества; поняли же американцы его сочинен\я если они пришли въ такой восторгъ отъ нихъ, когда онъ появился, какъ дирижеръ, въ Нью-/оркё и другихъ городахъ; восхищались же его произведен\ями на всем\рной выставкё недавно въ Чикаго; имёлъ же онъ громадный успёхъ въ Лондонё и Парижё; а въ Берлинё, Гамбургё и другихъ центрахъ? Это была поэтическая натура, обаятельная для всёхъ, приковывавшая къ себё всякаго, съ кёмъ онъ только приходилъ въ столкновен\е. Поэтому-то его преждевременная смерть такъ всёхъ поразила. Его похороны, извёстныя читателямъ по описан\ямъ газетъ и иллюстрированныхъ журналовъ, достаточно доказала, съ какою искреннею скорбью Росс\я, начиная съ учащихся дётей въ школахъ и кончая самыми высокопоставленными лицами, оплакивала смерть своего второго Глинки; вездё совершаемы были панихиды по немъ, даже въ Итал\и. Со смерти Тургенева и Достоевскаго Петербургъ не видалъ такихъ пышныхъ похоронъ. И могъ-ли кто-либо изъ присутствовавщихъ въ залё Дворянскаго собран\я въ Петербургё въ симфоническомъ собран\и русскаго музыкальнаго общества (суббота, 16 октября 1893 г.), — 3
Стр.4
П. И. Чайковск\й Предислов\е которымъ дирижировалъ Чайковск\й и въ которомъ исполнялась его шестая симфон\я (патетическая), ставшая его лебединою пёснью, — подумать, что онъ прощается навсегда съ любимымъ композиторомъ! Не рокъ-ли тяготёетъ надъ русскими даровитёйщими дёятелями въ области прекраснаго? Пушкинъ погибъ, не доживъ до сорока лётъ, Лермонтовъ — тридцати. Гоголь, Глинка, Даргомыжск\й, Сёровъ едва перешли пятидесятилётн\й возрастъ. Къ этой группе слёдуетъ отнести и П. И. Чайковскаго, едва достигшаго 53 лётъ. Чайковск\й умеръ, далеко не высказавъ всего, что онъ могъ еще сказать. Хотя онъ и говаривалъ часто, что пора «перестать писать», тёмъ не менёе онъ работалъ до послёднихъ дней. Незадолго до его смерти появились его новые романсы и фортеп\анныя пьесы; онъ собирался передёлать «Опричника», котораго почему-то считалъ «слабёйш\мъ своимъ произведен\емъ», какъ выражался. Да и вообще онъ чувствовалъ себя такъ хорошо въ послёднее время своей жизни, что безсомнённо обогатилъ бы нашу музыкальную литературу еще многими вдохновенными произведен\ями... Но этому не суждено было осуществиться. Впрочемъ, сдёланное имъ во всёхъ отрасляхъ композиц\и уже отвоевало ему почетную и. завидную страницу въ истор\и музыки вообще, а русской въ особенности. Его мелод\и какую бы форму онъ для нихъ ни выбралъ, — симфон\и, оперы, балета, романса, ноктюрна и пр., — вездё находили и находятъ откликъ въ сердцахъ людей, а этотъ чудесный даръ вездё и всёми цёнимъ. Чайковск\й более чёмъ кто-либо можетъ быть названъ субъективнымъ пёвцомъ; его муза — нежная и трогательная — одинаково всёмъ мила. 4
Стр.5