Н. А. Некрасов
Комментарии ко второму тому Полного собрания сочинений (Стихотворения 1845-1855 гг.) <...> Во второй том входят стихотворения 1855-1866 гг. - периода исключительно интенсивной
литературной и общественно-политической деятельности Н. А. Некрасова. <...> . Значительная
часть стихотворений тома посвящена изображению кричащих диссонансов жизни страны, подавляющее
большинство населения которой изнемогало от крепостнического и полукрепостнического гнета,
буржуазно-хищнических форм эксплуатации и полицейского произвола ("Размышления у парадного
подъезда", "Деревенские новости", "Надрывается сердце от муки...", "В полном разгаре страда
деревенская...", "Калистрат", "Орина, мать солдатская", "Притча о Ермолае трудящемся", "Железная
дорога" и многие другие). <...> Изображая жизнь народных масс с бесстрашием поэта-реалиста, Некрасов находил в их
психологии и миросозерцании не только черты забитости и покорности, но и стремление к свободе,
понятие о справедливости и воспитанную веками "привычку к труду благородную" - те качества, которые
помогут в будущем мужику "в нагольном тулупе" стать хозяином собственной судьбы. <...> Верой в народ как
движущую силу исторического процесса овеяны многие стихотворения настоящего тома ("Деревенские
новости", "Свобода" ("Родина-мать! <...> Тексты и варианты подготовили и комментарии к ним написали: О. Б. Алексеева ("На Волге",
"Рыцарь на час"); А. М. Гаркави ("Поэт и гражданин", "Внимая ужасам войны...", "Тяжелый год - сломил
меня недуг...", "Не знаю, как созданы люди другие...", "Не гордись, что в цветущие лета...", "Семьдесят
лет бессознательно жил...", "Во вражде неостывающей...", "Кто долго так способен был...", "Так говорила
актриса отставная...", "И на меня угрюмого, больного...", "О, пошлость и рутина - два [гиганта]...",
"Прощанье", "Влюбленному", "Княгиня", "Самодовольных болтунов...", "<Турге-не>ву", "Прости", "Как
ты кротка, как ты послушна...", "Я посетил твое кладбище...", "Школьник <...>
Комментарии_ко_второму_тому_Полного_собрания_сочинений.pdf
Н. А. Некрасов
Комментарии ко второму тому Полного собрания сочинений (Стихотворения 1845-1855 гг.)
Н.А. Некрасов. Полное собрание сочинений и писем в пятнадцати томах
Художественные произведения. Тома 1-10
Том первый. Стихотворения 1855-1866 гг.
Л., "Наука", 1981
OCR Бычков М.Н.
Во второй том входят стихотворения 1855-1866 гг. - периода исключительно интенсивной
литературной и общественно-политической деятельности Н. А. Некрасова.
При активном сотрудничестве Н. Г. Чернышевского (с 1853 г.) и Н. А. Добролюбова (с 1856 г.)
некрасовский "Современник:) становится не только боевым органом революционной демократии, но и
своеобразным организационным центром революционных сил России. "Современник" продолжал
сохранять верность заветам "революционеров 61-го года" и после смерти Добролюбова (1861) и ареста
Чернышевского (1862), когда Некрасову в условиях наступившей правительственной реакции пришлось
взять на себя нелегкие заботы по возобновлению журнала (в середине 1862 г. он подвергся запрещению на
8 месяцев), а вслед за тем сразу же вступить в затянувшуюся неравную борьбу с царской цензурой,
закончившуюся в середине 1866 г. окончательным закрытием "Современника".
Драматизм освободительной борьбы названного десятилетия нашел глубокое отражение в
творчестве поэта. Представляемый вниманию читателя том открывается знаменитой поэтической и
одновременно общественно-политической декларацией "Поэт и гражданин", которая была написана
Некрасовым в качестве вступления к сборнику "Стихотворений" 1856 г. Отдельные положения этой
декларации автор, подтверждая, уточнял, а отчасти и корректировал в таких произведениях, как "Песня
Еремушке", "<Тургене>ву", "Литература с трескучими фразами..." и др. С ними органически связана и
исповедальная лирика поэта ("Что ты, сердце мое, расходилося?..", "Рыцарь на час" и др.). Значительная
часть стихотворений тома посвящена изображению кричащих диссонансов жизни страны, подавляющее
большинство населения которой изнемогало от крепостнического и полукрепостнического гнета,
буржуазно-хищнических форм эксплуатации и полицейского произвола ("Размышления у парадного
подъезда", "Деревенские новости", "Надрывается сердце от муки...", "В полном разгаре страда
деревенская...", "Калистрат", "Орина, мать солдатская", "Притча о Ермолае трудящемся", "Железная
дорога" и многие другие).
Изображая жизнь народных масс с бесстрашием поэта-реалиста, Некрасов находил в их
психологии и миросозерцании не только черты забитости и покорности, но и стремление к свободе,
понятие о справедливости и воспитанную веками "привычку к труду благородную" - те качества, которые
помогут в будущем мужику "в нагольном тулупе" стать хозяином собственной судьбы. Верой в народ как
движущую силу исторического процесса овеяны многие стихотворения настоящего тома ("Деревенские
новости", "Свобода" ("Родина-мать! По равнинам твоим..."), "Крестьянские дети", "Зеленый шум",
"Рассыльный" и др.).
С чувством глубокой симпатии создает Некрасов образы тех кто самозабвенно отдавал свои силы
пробуждению народного со! знания. К ним примыкают также и стихотворные портреты выдающихся
деятелей отечественной демократической мысли и литературы - Белинского, Добролюбова,Шевченко.
С другой стороны, перед читателем настоящего тома проходит длинная вереница ревнителей
буржуазно-крепостнического строя, от "обагряющих руки в крови" столпов самодержавия до мелкого
чиновного люда, покорно исполняющего желания и прихоти сильных мира сего.
Именно в десятилетие, последовавшее за изданием "Стихотворений" 1856 г., окончательно
завершается формирование общественно-политической и эстетической позиции Некрасова и вполне
обозначается его место в литературном процессе эпохи как поэта народного и в полном смысле этого
слова поэта национального.
Тексты и варианты подготовили и комментарии к ним написали: О. Б. Алексеева ("На Волге",
"Рыцарь на час"); А. М. Гаркави ("Поэт и гражданин", "Внимая ужасам войны...", "Тяжелый год - сломил
меня недуг...", "Не знаю, как созданы люди другие...", "Не гордись, что в цветущие лета...", "Семьдесят
Стр.1