Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 637335)
Контекстум
Электро-2024

Копия с прозбы в небесную канцелярию

0   0
Первый авторНеизвестные Авторы
Издательство[Б.и.]
Страниц7
ID8527
АннотацияПлач-памфлет о крепостной доле
Кому рекомендовано19 век
Неизвестные, А. Копия с прозбы в небесную канцелярию : Поэма / А. Неизвестные .— : [Б.и.], 1803 .— 7 с. — Поэзия .— URL: https://rucont.ru/efd/8527 (дата обращения: 01.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

}... Но еще несравненно хуже обстоит дело с литературой, освещающей положение крепостных с и_х с_о_б_с_т_в_е_н_н_о_й т_о_ч_к_и з_р_е_н_и_я. <...> }. Если имели место, сравнительно в редких случаях, попытки высказаться литературно (письменно), то они были обречены только на рукописное существование. <...> До сих пор были изданы всего лишь два подобных произведения XVIII в., принадлежащие екатерининской эпохе: "Плач холопов" и "Стихи крепостного живописца" {"Почин" - сборник Общества любителей российской словесности. <...> }. То и другое уцелели в современных написанию текстах, - протографичность второго из них даже явствует прямо из того обстоятельства, что "Стихи крепостного живописца" входят в состав следственного дела о побеге, в 1787 г., дворового человека, живописца по ремеслу, от помещика, князя Долгорукова. <...> Литературно выразить жалобу на положение свое личное или своего социально-угнетенного класса большая часть крепостных стихотворцев едва ли сумела бы, не находясь под воздействием устной лирической, а иногда и эпической песни; действительно, лиризм "Стихов крепостного живописца" совмещается с приемами сказа, напоминающими былинные; лиризм "Плача холопов" тематически оправдывается интересною параллелью в лице одной из песен собрания П. В. Киреевского - песни "про свое житье-бытье, про крестьянских мужиков" {Песни, собранные П. В. Киреевским. <...> Так же, как и они, небольшого объема, так же писанный стихами, публикуемый теперь текст характеризуется, однако, своеобразною собственной композицией: излагаемый сначала "по пунктам", как "прошение в небесную канцелярию", он затем переходит в разговор между лицами, упоминавшимися в "прошении". <...> Текст занимает семь страниц формата 4Ј, исписанных скорописью начала XIX века, хранящихся под No 234 среди рукописей собрания И. Е. Забелина в московском госуд. историческом музее {О Забелинском рукописном собрании, объема старой традиции (не выделенной в "архив Забелина"), см. очерк, составленный акад <...>
Копия_с_прозбы_в_небесную_канцелярию.pdf
А. Д. Седельников Плач-памфлет о крепостной доле ---------------------------------------------------------------------------"Литература и марксизм", 1931, кн. 4 OCR Бычков М.Н. mailto:bmn@lib.ru ---------------------------------------------------------------------------Достигшее своего исторического апогея при Екатерине II русское крепостное право вызвало к себе, как известно, различную оценку со стороны поэтов и драматургов той эпохи, причем эта оценка принадлежит почти исключительно представителям дворянства. Одним из них дворянская психология не помешала выступить с резкими обличениями "рабства". У других можно найти, наоборот, крестьянами, особенно ярко выраженные примеры идеализации взаимоотношений между помещиками и в тех классово-дворянских операх второй половины XVIII века, где крестьяне вводятся в идиллию мирной сельской жизни и сами заявляют зрителям о том, как они счастливы своею скромной участью {Ю. Beселовский. Народ и деревня в русской поэзии второй половины XVIII века, гл. II и III. "Литературные очерки". М. 1900. Стр. 433-496.}... Но еще несравненно хуже обстоит дело с крепостных с и_х с_о_б_с_т_в_е_н_н_о_й литературой, освещающей положение т_о_ч_к_и з_р_е_н_и_я. Письменных памятников, сюда относящихся, сохранилось чрезвычайно мало и за XVIII, и даже за XIX век. Причина этому лежит, конечно, в общей малограмотности, а также в социальной забитости простонародья, вследствие чего массы крепостного люда довольствовались устною традицией, вкладывая в песню, в сказку мотивы своего горя или протеста {Ср. Н. Л. Бродский. Крепостное право в народной поэзии. "Великая реформа", т. IV. М. 1911. Стр. 1-33.}. Если имели место, сравнительно в редких случаях, попытки высказаться литературно (письменно), то они были обречены только на рукописное существование. В печать они проникнуть не могли, не удовлетворяя классовым интересам тогдашнего образованного общества, а тем более идя в разрез с требованиями цензуры. До сих пор были изданы всего лишь два подобных произведения XVIII в., принадлежащие екатерининской эпохе: "Плач холопов" и "Стихи крепостного живописца" {"Почин" - сборник Общества любителей российской словесности. М. 1895, "стр. 11-14 (перепечатка того же воле", изд. Универсальной библиотеки); Нижегородский сборник, изданный губернским статистическим комитетом, под редакцией А. С. текста "Плача" в хрестоматии "К Гацисского, Н.-Новг. 1890. Стр. 555-566. Позднейшие, очень беглые замечания о том и другом памятниках делает А. Ревякин в "Антологии крестьянской литературы послеоктябрьской эпохи" (ГИХЛ. М. 1931), см. Предисловие, стр. 7-9.}. То и другое уцелели в современных написанию текстах, - протографичность второго из них даже явствует прямо из того обстоятельства, что "Стихи крепостного живописца" входят в состав следственного дела о побеге, в 1787 г., дворового человека, живописца по ремеслу, от помещика, князя Долгорукова. Публикуемое теперь третье произведение аналогичного характера, но принадлежащее самому концу XVIII или началу XIX века, опять-таки, как текст, носит все признаки близости к первооригиналу и таким образом не представляет отклонения от судьбы памятников, не поддерживаемых дворянской читательской средой. Стихотворная форма оказывалась, повидимому, пригоднее прозаической для развития темы о рабстве и бесправии крестьян. Литературно выразить жалобу на положение свое личное или своего социально-угнетенного класса большая часть крепостных стихотворцев едва ли сумела бы, не находясь под воздействием устной лирической, а иногда и эпической песни; действительно, лиризм "Стихов крепостного живописца" совмещается с приемами сказа, напоминающими былинные; лиризм "Плача холопов" тематически оправдывается интересною параллелью в лице одной из песен собрания П. В. Киреевского - песни "про свое житье-бытье, про крестьянских мужиков" {Песни, собранные П. В. Киреевским. Новая серия: вып. II, часть 2 (М. 1929), No 2372.}. Было бы, впрочем, ошибочно только указанному воздействию приписывать обращение к стихам, особенно рифмованным. На композицию влияла, конечно, со своей стороны искусственная виршевая поэзия, проникающая в народ разными путями, в том числе путем непосредственной прививки стихотворства крепостным их помещиками {См. у В. И. Семевского - Крестьяне в царствование императрицы Екатерины II. Том первый (СПБ., 1903), стр. 155-156.}. Равным образом не мог не влиять широко популярный в XVIII в. лубок с его рифмованными, прибауточного склада пояснениями рисунков. Само собою разумеется, роль лубка уместна лишь там, где достигалось комическое впечатление, облеченное в юмор по отношению к
Стр.1