Дмитрий Михальчи
Источник. Негри // Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939.
Т. 7. --М.: ОГИЗ РСФСР, гос. словарно-энцикл. изд-во "Сов. Энцикл.", 1934. -- Стб. 647--649.
Оригинал здесь:Фундаментальная электронная библиотека.
НЕГРИ Ада [Ada Negri, 1870--] -- итальянская поэтесса. Р. в семье крестьянина-батрака в год
объединения Италии. Лит-ая деятельность Н. началась в период, когда с ростом промышленности среди
молодого пролетариата Италии начинало возникать рабочее движение. В 1892 оформилась
социалистическая партия. В лит-ру начала проникать индустриальная тематика. Н. с детства тесно
связана с пролетариатом; рано потеряв отца, она выросла около матери -- работницы шелкопрядильни,
изнывавшей от тяжелого труда на фабрике; позднее Негри работала учительницей в школе для детей
крестьян и рабочих. Эта близость к жизни рабочего класса определила содержание творчества Н. в
начальный его период. В 1893 вышел первый сборник Н. "Рок" (FatalitЮ). Это первый поэтический
сборник с рабочей тематикой, резко выделившей Н. среди представителей буржуазной лит-ры
современной Италии. Н. изобразила завод, рабочих, тяжелый изнурительный труд, эксплоатацию в тонах
сочувствия и сожаления, но она не пошла дальше "грустного плача над трагической долей
пролетариата" (Фриче). Туманны и неопределенны ее рассуждения о царстве свободного труда, о
международном братстве. Н. не звала на борьбу с господствующим классом, рисуя усталость и
пассивность забитого труженика. Она оказалась новатором лишь по тематике. Н. далека от идей
социализма, ей непонятны и чужды пути развития рабочего класса. Второй сборник "Буря" (Tempesta,
1895) тематически связан с первым ("Пожар в шахте", "Безработный", "Рабочий" и др.).
Начав с отображения жизни и идеологии еще не осознавших себя слоев пролетариата, Негри так
и не сумела подняться до взглядов его революционного авангарда. Когда же в связи с подъемом торговли
и промышленности значительные слои мелкой буржуазии, в том числе социалисты, впряглись в
колесницу капитализма (социалисты вошли в правительство), Негри оказалась с ними. Утратив
непосредственную связь с жизнью рабочих благодаря браку с богатым миланским буржуа Гарланди, Н. в
своем творчестве начинает отражать давление этих общих процессов. Из ее стихов исчезла тематика,
близкая пролетариату, и даже на значительное время Н. перестала писать.
В сборнике Негри "Материнство" (MaternitЮ, 1906) наряду с мотивами о матери-работнице и
беспризорности ее детей находят отражение уже мелкие семейные заботы и невзгоды. Тоска о прошлом,
желание вернуться в мир борьбы и труда, уйти от сытой и скучной жизни буржуазии ярко выражены в 4м
сборнике Н. "Из глубин" (Del profondo, 1910). Дальнейшая литературная деятельность Н. знаменует
полный отказ от тематики первых сборников.
В период развития итальянского империализма и формирования футуризма радикальные
мелкобуржуазные круги Италии забыли "социалистку" Аду Негри ради представителей
индивидуалистического психологизма -- Пиранделло, Папини. Ее сборник "Изгнание" (Esilio, 1914)
остался почти незамеченным. Напряженную деятельность Негри развила после империалистической
войны. Появился ряд сборников ее новелл: "Одинокие" (Le solitarie, 1917), "Проповеди" (Orazioni, 1918),
"Утренняя звезда" ("Stella mattutina, 1923), "Вечерние песни" (Vespertina, 1931). Буржуазные критики
заговорили об "обновлении" Н. Целую серию стихов, посвященных острову Капри, Н. собрала в книге
"Песни острова" (I canti dell'isola, 1924). Угроза пролетарской революции в Италии привела Негри к
окончательному ренегатству. Негри склонна видеть спасение Италии в фашизме и религии.
Н. имела успех во Франции, в Германии, в дореволюционной России.
Библиография:
I.
Борьба и любовь.Жизнь и произведения А. Негри,М., 1900;
Стихотворения, вып. I, перев. с предисл. В.Шулятикова, М., 1900; Сборник стихотворений, СПБ,
1904;
Стихотворения, перев. В.Шулятикова, предисл. В.М. Фриче, изд. "Денница",М., 1918;
То же, изд. ЦИК Украины, Харьков, 1919.
Стр.1