Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635212)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Глаголют стяги

0   0
Первый авторНаживин Иван Федорович
Издательство[Б.и.]
Страниц103
ID8505
Аннотация.
Кому рекомендованоИсторическая проза
Наживин, И.Ф. Глаголют стяги : Роман / И.Ф. Наживин .— : [Б.и.], 1935 .— 103 с. — Проза .— URL: https://rucont.ru/efd/8505 (дата обращения: 11.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Зашевелился потихоньку человек и в дремучих лесах этих, и в неоглядных степях, где трава и бурьян были так высоки, что всадника было не видно в них, и где немые курганы, неизвестно кем и когда насыпанные, служили маяками, по которым степняки и заезжие гости правили свой путь, останавливаясь для отдыха у неизвестно когда и кем выкопанных степных криниц... <...> И все больше, все чаще, все глубже проникал этот дикий мир в мир греко-римский и обратно: если степняков можно было иногда видеть в гвардии императоров византийских и на улицах Рима за колесницей триумфатора, то иногда и они победителями врывались в Афины или Византию и грозный Рим должен был платить им дань или, как осторожно выражались римляне, дары, стипендии, субсидии... <...> А немного сгодя ещё, подняв Русь, -- имя это толькотолько родилось над Днепром, -- Олег ударил по Царьграду, взял дань по двенадцати гривен "на ключ" -то есть на уключину, -- и прибил свой щит над вратами гордого города, и заключил договор: "Да приходит Русь, послы, в Царьград и берут посольское, сколько хотят, а придут которые гости, пусть берут месячину на полгода -- хлеб, вино, мясо, рыбу, овощи, и да творят им мовь (баню) сколько хотят. <...> Тут, на её счастье, прошёл степью новый потоп, орды печенегов. <...> Своего чубатого, воинственного Святослава она очень уговаривала приять благодать святого крещения. <...> Эта крепкая, чубатая фигура последнего князя-язычника замыкает собой огромный, туманный, "киммерийский" период истории русских степей и лесов и тем самым открывает дверь -- сказке новой... <...> К песчаной отмели, где дремали под плеск мелкой волны челны, подъехал киевский князь Святослав с седым Свентельдом, воеводой, и несколькими дружинниками. <...> Лица их были угрюмы: положение русской рати было очень тяжёлое. <...> Когда ему исполнилось четыре года, ему, по обычаю, были устроены торжественные "постриги", дружинное посвящение в князья, в вожди: ему остригли все волосы, кроме длинного чуба на темени, впервые посадили <...>
Глаголют_стяги.pdf
Иван Наживин Глаголют стяги OCR & Spellcheck by A. V. Ivanov 20 апреля 2007 г. http://lib.aldebaran.ru Источник: "Иван Наживин. Собрание сочинений в трёх томах. Том 2. Иудей. Глаголют стяги": Терра;Москва; 1995, ISBN 5-300-00234-8, 5-300-00233-X Оригинал здесь: Библиотека "Альдебаран". Аннотация Иван Фёдорович Наживин (1874--1940) -- один из интереснейших писателей нашего века. Начав с "толстовства", на собственном опыте испытал "свободу, равенство и братство", вкусил плодов той бури, в подготовке которой принимал участие, видел "правду" белых и красных, в эмиграции создал целый ряд исторических романов, пытаясь осмыслить истоки увиденного им воочию. Во второй том вошли романы "Иудей" и "Глаголют стяги". Исторический роман X века I. КОЛЫБЕЛЬ РУСИ Се повести времянных лет, откуду есть пошла Русьская земля; кто в Киеве первее нача княжити, и откуду Русьская земля стала есть... Начало великой русской сказки, русской историею именуемой, покрыто "мраком киммерийским". Конечно, никакого "мрака" в безбрежных равнинах этих не было -- в них, зелёных, диких, привольных, шла солнечная поэма творения, как и везде, -- но своё невежество, своё бессилие проникнуть в запертые дали тогдашние историки именовали "киммерийским мраком"; поэты же древности населяли эти дали своими выдумками -- более или менее неудачными. Ещё задолго до Рождества Христова по черноморской украине бездонных пространств этих уже цвели колонии финикийские и карийские, а за ними -- греческие. Богатая Ольвия, бойко торговавшая рыбой, -- на её медалях изображалась птица, несущая в клюве рыбу, -- была основана в устьях БорисфенаДнепра почти за семьсот лет до Рождества Христова. Храм Деметры многоколонный царил над водною ширью. Теперь от неё не осталось и следа, а то место, где она некогда шумела, зовётся урочищем Сто Могил. Между Днестром и Бугом цвёл Ордисос, на Днестре красовался Тирас, в светлой Тавриде шумели Пантикапея -- потом Керчь, -- Херсонес, Кримны, Феодосия, Сидагиос, который славяне звали Сурожем, а потом -- Судаком... А за этой узкой ленточкой греческой жизни начиналась Степь, жуткая Степь, которой не было конца, в которой жила сказка и бродили народы-призраки. От них остались только перевранные имена: будины, гелоны, меланхлены, андрофаги, невры, язики, роксоланы, булане, забоки, койстобоки, пиенгиты, велеты, боруски, тирангиты, геты, сарматы, кробизы, ариаки, физамиты, савдариты, амадоки, бастарны, кораллы, сираки, агары, алане, ревксилане и прочие, и прочие, и прочие, без конца. В водовороте истории они меняли свои имена, меняли названия местностей, рек, городов, богов и тем самым довершали смятение и бессилие позднейших историков. Всё, что от них осталось, это немые курганы по бескрайним степям, иногда украшенные каменными "бабами", о которых известно только то, что они не бабы, ибо часто носят оружие. Тут, в степях между Танаисом-Доном и Борисфеном-Днепром гарцевали амазонки, занесённые морской бурей после войны с греками в Скифию. Тут кочевал народвшеед, внушавший грекам такое отвращение. Тут за полторы тысячи лет до Рождества Христова прошёл со своими египтянами Сезострис. Тут гонялся за скифами Дарий и, крепя призрачную власть свою над этими безднами, ставил вдоль Волги свои крепости... За степями владычество сказки уже было совсем безраздельно. Одни поэты уверяли, что в сумрачных далях этих скрыты крючки, на которых закреплён мир, что там оканчивается круг, по которому вращаются светила небесные, что в грозных пустынях этих вечно идёт хлопьями снег и страшно
Стр.1