УДК 781+78(091)(430)
ББК 85.31+85.313(3)
А 56
Акционерное общество «Независимая Финансовая Брокерская Компания»
Издание осуществлено при финансовой поддержке
ЗАО «НФБК Капитал»,
А 56 Между Востоком и Западом: От народной песни к додекафонии.
Воспоминания музыканта / Науч. ред. Михаэль фон Альбрехт;
сост.: Михаэль фон Альбрехт, Е. С. Фёдорова, В. А. Альбрехт.
— М.: Издательский Дом ЯСК, 2023. — 544 с. — Вклейка
после с. 48, 112, 240.
Михаэль фон Альбрехт, Е. С. Фёдорова, В. А. Альбрехт
Альбрехт Георг (Альбрехт Георгий Давидович)
Научный редактор:
Михаэль фон Альбрехт
Составители:
ISBN 978-5-907498-45-7
Воспоминания русско-немецкого композитора Георга фон Альбрехта
живописуют жизнь его семьи в России на рубеже XIX–XX веков, сообщая
редкие или совсем неизвестные исторические подробности эпохи,
ярко передают впечатления о выдающихся музыкантах своего времени:
Танееве, Глазунове, Скрябине, Прокофьеве, Ребикове, Стравинском,
фон Пауэре, Хиндемите, Й. Н. Давиде и др. В книге содержатся удивительные
истории, когда жизнь Альбрехта должна была оборваться
в горниле гражданской войны, но каждый раз приходило чудесное
спасение. Пережитые события отразились в опере композитора «Отче
наш, или Прощение», философское либретто которой написано самим
Альбрехтом, и оно тоже представлено в данном издании. Мемуары раскрывают
интенсивную внутреннюю жизнь композитора, показывая,
как она отражалась в его музыкальном творчестве, передают тонкие наблюдения
над музыкальной и общественной жизнью Германии со второй
половины 20-х — до 70-х годов XX века. В издании представлен ряд
музыковедческих статей Георга фон Альбрехта, которые повествуют
о многонациональном русском фольклоре, об особенностях античной
греческой и византийской церковной музыки, о композиторских инновациях
первой половины XX века, как, в частности, опыты в области
«цветомузыки». Книга предназначена для историков и культурологов,
исследующих Русское зарубежье, для музыкантов и музыковедов, а также
заинтересует самый широкий круг читателей.
УДК 781+78(091)(430)
ББК 85.31+85.313(3)
В оформлении переплёта использованы
фото Георга фон Альбрехта. СПб., 1913
и фото Михаэля фон Альбрехта. Зандхаузен, 1965
© Михаэль фон Альбрехт, текст, составление,
комментарии, научная редакция, 2023
© Е. С. Фёдорова, перевод, вступительная
статья, комментарии, составление, 2023
© В. А. Альбрехт, составление, вклейки, 2023
Стр.4
Содержание
БРАТЬЯ ................................................ 40
Анданте кантабиле ..................................... 40
Аполлон Бельведерский ................................. 41
Кунктатор ............................................. 42
Траурный марш ........................................ 43
ЮНОСТЬ .............................................. 47
«Где я?» ................................................ 47
Красные и жёлтые тюльпаны ............................ 49
Два времени года — два мира ........................... 51
Отцовское поместье ..................................... 52
Древние завоеватели и современные
путешественники по миру ............................. 53
Лёд, символисты и Шекспир ............................. 55
Сергей Прокофьев ...................................... 57
Ля Круазетт и кумыс .................................... 58
Исповедь ............................................... 60
Лечение: Месопотамия и Исарк .......................... 64
ГОДЫ УЧЕНИЯ ........................................ 67
Скрябин: экстаз на пьяниссимо .......................... 67
«Аркадский принц» в университете ...................... 68
Мои учителя: Макс фон Пауэр и Теодор Вимейер ......... 70
Между Йозефом Гаазом и Генрихом Лангом .............. 74
Игра отражений ........................................ 80
Танеев и «строгий стиль» ................................ 82
Ночь в горах ........................................... 85
Глазунов и Стравинский ................................ 88
Анданте с вариациями .................................. 90
СУРОВАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ ....................... 95
Три расставания ........................................ 95
Хлеб с мёдом и яблочный чай ........................... 102
Улыбка Богородицы .................................... 106
Ребиков и другие люди искусства ........................ 107
Смерть рядом .......................................... 113
Дом композитора и педагогическая деятельность
в Москве. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 118
Прощай, Россия ........................................ 119
442
Стр.540
Содержание
Вечерние концерты и «Кафе Альбрехт» .................. 199
Кнопки аккордеона и исторические даты ................ 202
Юлиус Фукс, поэт-песенник ............................. 203
Фортепианная соната до минор ......................... 204
Джентльменское соглашение ............................ 206
Герхард Фроммель ...................................... 208
Стрельба по цели и двойные ноты ....................... 210
Музыкальный полковник ............................... 211
Мошенник? ............................................ 213
«Mister Jenkins, где же демократия?» ..................... 215
Un rocher de bronze ..................................... 216
Прелюдия и фуга для струнного оркестра.
Политональность как символ .......................... 219
Музыкальный пролетариат? ............................. 221
Иоганн Непомук Давид ................................. 224
Двенадцатитоновая техника ............................. 225
«Пассакалья, скерцо и фуга для струнного оркестра» ...... 230
«Третья соната для фортепиано»
и «Квинтет для духовых инструментов» ................ 231
Флейтист Rene Le Roy (Рене Ле Руа) ...................... 235
«Песнь песней» ......................................... 237
«Месса» ................................................ 239
«Реквием» .............................................. 242
Послесловие публикатора ............................... 243
ЛИТЕРАТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ
ГЕОРГА ФОН АЛЬБРЕХТА
ОЧЕРКИ ПО НАРОДНОЙ МУЗЫКЕ .................... 247
Народная музыка: неотъемлемая часть
русской музыкальной культуры ........................ 247
Некоторые особенности музыкального фольклора
в Восточной Европе и Азии ............................ 252
Рассуждения о природе греческих песен ................. 255
Литургические песнопения греческой церкви
как отражение исторических этапов
развития искусства .................................... 257
444
Стр.542
Содержание
Литургические песнопения Греческой
православной церкви .................................. 259
МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА .............. 261
Важное значение научных (акустических) знаний
в музыке .............................................. 261
О музыке красок и красках в музыке.
По поводу сценических постановок Рихарда Вагнера .... 265
Экономия художественных средств: Шёнберг и Скрябин . . 277
В. И. Ребиков и его значение в истории новейших
музыкальных течений ................................. 279
Литература ............................................ 287
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ ............................. 288
Е. Фёдорова. «Во сне я говорю по-русски».
Интервью с Михаэлем фон Альбрехтом ................ 290
Михаэль фон Альбрехт. Георг фон Альбрехт.
Краткая биография ................................... 308
Примечания ........................................... 311
ОПЕРА КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖАНР:
ПОИСКИ СИНТЕЗА В ИСКУССТВЕ В ПЕРВОЙ ТРЕТИ XX ВЕКА.
ГЕОРГ ФОН АЛЬБРЕХТ
«ОТЧЕ НАШ, ИЛИ ПРОЩЕНИЕ» (1921–1938)
— I —
Михаэль фон Альбрехт. Введение. Музыка и смысл ......... 343
Е. Фёдорова. В поисках синтеза искусств:
литературные опыты Георга фон Альбрехта ............ 350
— II —
Георг фон Альбрехт. Текст либретто
«Отче наш, или Прощение»
(перевод на русский язык Михаэля фон Альбрехта;
редактор — Е. Фёдорова) ................................ 360
445
Стр.543
Содержание
— III —
Подробный реально-текстологический комментарий
к сценическому действию оперы
(Михаэль фон Альбрехт, Е. Фёдорова) ..................... 386
Примечания ........................................... 409
Указатель имён ......................................... 414
Указатель музыкальных произведений
Георга фон Альбрехта, упоминаемых в тексте ........... 427
Полный указатель произведений
Георга фон Альбрехта ................................. 433
446
Стр.544