Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Между Востоком и Западом. От народной песни к додекафонии: воспоминания музыканта (1430,00 руб.)

0   0
Первый авторАльбрехт Георг фон
АвторыАльбрехт Михаэль фон , Фёдорова Е. С., Альбрехт В. А., Альбрехт Михаэль фон
ИздательствоМ.: ЯСК
Страниц547
ID843309
АннотацияВоспоминания русско-немецкого композитора Георга фон Альбрехта живописуют жизнь его семьи в России на рубеже XIX–XX веков, сообщая редкие или совсем неизвестные исторические подробности эпохи, ярко передают впечатления о выдающихся музыкантах своего времени: Танееве, Глазунове, Скрябине, Прокофьеве, Ребикове, Стравинском, фон Пауэре, Хиндемите, Й. Н. Давиде и др. В книге содержатся удивительные истории, когда жизнь Альбрехта должна была оборваться в горниле гражданской войны, но каждый раз приходило чудесное спасение. Пережитые события отразились в опере композитора «Отче наш, или Прощение», философское либретто которой написано самим Альбрехтом, и оно тоже представлено в данном издании. Мемуары раскрывают интенсивную внутреннюю жизнь композитора, показывая, как она отражалась в его музыкальном творчестве, передают тонкие наблюдения над музыкальной и общественной жизнью Германии со второй половины 20-х — до 70-х годов XX века. В издании представлен ряд музыковедческих статей Георга фон Альбрехта, которые повествуют о многонациональном русском фольклоре, об особенностях античной греческой и византийской церковной музыки, о композиторских инновациях первой половины XX века, как, в частности, опыты в области «цветомузыки».
Кому рекомендованоКнига предназначена для историков и культурологов, исследующих Русское зарубежье, для музыкантов и музыковедов, а также заинтересует самый широкий круг читателей.
ISBN978-5-907498-45-7
УДК781+78(091)(430)
ББК85.31+85.313(3)
Альбрехт, Г. Д. Между Востоком и Западом. От народной песни к додекафонии: воспоминания музыканта / ред. М. Альбрехт; М. Альбрехт, Е.С. Фёдорова, В.А. Альбрехт; Г. Д. Альбрехт .— Москва : ЯСК, 2023 .— 547 с. : ил. — Вклейка после с. 48, 112, 240 .— ISBN 978-5-907498-45-7 .— URL: https://rucont.ru/efd/843309 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Между_Востоком_и_Западом_От_народной_песни_к_додекафонии._Воспоминания_музыканта.pdf
УДК 781+78(091)(430) ББК 85.31+85.313(3) А 56 Акционерное общество «Независимая Финансовая Брокерская Компания» Издание осуществлено при финансовой поддержке ЗАО «НФБК Капитал», А 56 Между Востоком и Западом: От народной песни к додекафонии. Воспоминания музыканта / Науч. ред. Михаэль фон Альбрехт; сост.: Михаэль фон Альбрехт, Е. С. Фёдорова, В. А. Альбрехт. — М.: Издательский Дом ЯСК, 2023. — 544 с. — Вклейка после с. 48, 112, 240. Михаэль фон Альбрехт, Е. С. Фёдорова, В. А. Альбрехт Альбрехт Георг (Альбрехт Георгий Давидович) Научный редактор: Михаэль фон Альбрехт Составители: ISBN 978-5-907498-45-7 Воспоминания русско-немецкого композитора Георга фон Альбрехта живописуют жизнь его семьи в России на рубеже XIX–XX веков, сообщая редкие или совсем неизвестные исторические подробности эпохи, ярко передают впечатления о выдающихся музыкантах своего времени: Танееве, Глазунове, Скрябине, Прокофьеве, Ребикове, Стравинском, фон Пауэре, Хиндемите, Й. Н. Давиде и др. В книге содержатся удивительные истории, когда жизнь Альбрехта должна была оборваться в горниле гражданской войны, но каждый раз приходило чудесное спасение. Пережитые события отразились в опере композитора «Отче наш, или Прощение», философское либретто которой написано самим Альбрехтом, и оно тоже представлено в данном издании. Мемуары раскрывают интенсивную внутреннюю жизнь композитора, показывая, как она отражалась в его музыкальном творчестве, передают тонкие наблюдения над музыкальной и общественной жизнью Германии со второй половины 20-х — до 70-х годов XX века. В издании представлен ряд музыковедческих статей Георга фон Альбрехта, которые повествуют о многонациональном русском фольклоре, об особенностях античной греческой и византийской церковной музыки, о композиторских инновациях первой половины XX века, как, в частности, опыты в области «цветомузыки». Книга предназначена для историков и культурологов, исследующих Русское зарубежье, для музыкантов и музыковедов, а также заинтересует самый широкий круг читателей. УДК 781+78(091)(430) ББК 85.31+85.313(3) В оформлении переплёта использованы фото Георга фон Альбрехта. СПб., 1913 и фото Михаэля фон Альбрехта. Зандхаузен, 1965 © Михаэль фон Альбрехт, текст, составление, комментарии, научная редакция, 2023 © Е. С. Фёдорова, перевод, вступительная статья, комментарии, составление, 2023 © В. А. Альбрехт, составление, вклейки, 2023
Стр.4
СОДЕРЖАНИЕ Михаэль фон Альбрехт. От научного редактора ............ От переводчика Имя и труды ученика С. И. Танеева возвращаются в Россию ............................................... ОТ НАРОДНОЙ ПЕСНИ К ДОДЕКАФОНИИ. ВОСПОМИНАНИЯ МУЗЫКАНТА МЕЖДУ ВОСТОКОМ И ЗАПАДОМ. ВОСПОМИНАНИЯ .................................... 15 МАТЬ .................................................. 15 Странный сон .......................................... 15 Русское поместное дворянство ........................... 17 Ученик Мошелеса и Мендельсона ....................... 18 Борьба с судьбой ....................................... 18 Первая утрата .......................................... 21 Умственное пробуждение ............................... 21 Капли горечи .......................................... 23 Первые занятия музыкой ................................ 26 ОТЕЦ .................................................. 27 Путешествие в университет ............................. 27 Университетский мундир и форменное платье ........... 29 Эликсир дьявола ....................................... 32 Университетский страж законности — убежище от полиции .................................. 34 Народная песня и двенадцатидольник ................... 38 441 3 5
Стр.539
Содержание БРАТЬЯ ................................................ 40 Анданте кантабиле ..................................... 40 Аполлон Бельведерский ................................. 41 Кунктатор ............................................. 42 Траурный марш ........................................ 43 ЮНОСТЬ .............................................. 47 «Где я?» ................................................ 47 Красные и жёлтые тюльпаны ............................ 49 Два времени года — два мира ........................... 51 Отцовское поместье ..................................... 52 Древние завоеватели и современные путешественники по миру ............................. 53 Лёд, символисты и Шекспир ............................. 55 Сергей Прокофьев ...................................... 57 Ля Круазетт и кумыс .................................... 58 Исповедь ............................................... 60 Лечение: Месопотамия и Исарк .......................... 64 ГОДЫ УЧЕНИЯ ........................................ 67 Скрябин: экстаз на пьяниссимо .......................... 67 «Аркадский принц» в университете ...................... 68 Мои учителя: Макс фон Пауэр и Теодор Вимейер ......... 70 Между Йозефом Гаазом и Генрихом Лангом .............. 74 Игра отражений ........................................ 80 Танеев и «строгий стиль» ................................ 82 Ночь в горах ........................................... 85 Глазунов и Стравинский ................................ 88 Анданте с вариациями .................................. 90 СУРОВАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ ....................... 95 Три расставания ........................................ 95 Хлеб с мёдом и яблочный чай ........................... 102 Улыбка Богородицы .................................... 106 Ребиков и другие люди искусства ........................ 107 Смерть рядом .......................................... 113 Дом композитора и педагогическая деятельность в Москве. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 118 Прощай, Россия ........................................ 119 442
Стр.540
Содержание И ВНОВЬ — ВСЁ СНАЧАЛА ............................ 121 Позади экрана .......................................... 121 Эвальд Штрессер ....................................... 124 Споры среди композиторов ............................. 128 Пауль Хегеле ........................................... 131 Гимн ночи ............................................. 132 Разговор сквозь раздвинутые ширмы ..................... 133 Художник Герман Финстерлин .......................... 136 Греческая литургия ..................................... 138 Музыкальная консерватория Карла Адлера .............. 142 Споры с Паулем Хиндемитом ........................... 145 Струнный квартет ...................................... 147 Фортепианное трио: «блестящие связи» .................. 149 Скрипичная соната: политональность и полиритмизм .... 150 ПОЛНОТА ЖИЗНИ .................................... 152 Преодоление трагического мировосприятия. . . . . . . . . . . . . . 152 От Древней Греции к современности ..................... 156 Индолог и «Музыка Атлантиды» ........................ 157 Обаяние точной речи — без «фальшивых нот» ........... 159 Лопнувшая струна ...................................... 161 Пентатоника ........................................... 163 Вильгельм фон Эйф: стекло и драгоценные камни ........ 167 Герман Рёйтер: апокалиптическая фантазия .............. 170 Карл Адлер ............................................ 171 Мужество невоспетого героя: смерть Штрессера .......... 175 Творческая игра с обертонами и унтертонами ............ 176 Ганс Генрих Эрлер и Анна Шибер: пророк и вещая Сивилла .............................. 181 Ласточкина песнь ....................................... 185 Георг фон дер Вринг .................................... 186 Опера как творческий синтез ............................ 188 СРАЖЕНИЯ И ПРИМИРЕНИЕ .......................... 193 Гуго Холле ............................................. 193 Чёрт с тремя золотыми волосками ....................... 194 Занятия со студентами .................................. 195 Прощание с мамой ..................................... 197 «Бог в помощь!» или «Хайль Гитлер!» .................... 198 443
Стр.541
Содержание Вечерние концерты и «Кафе Альбрехт» .................. 199 Кнопки аккордеона и исторические даты ................ 202 Юлиус Фукс, поэт-песенник ............................. 203 Фортепианная соната до минор ......................... 204 Джентльменское соглашение ............................ 206 Герхард Фроммель ...................................... 208 Стрельба по цели и двойные ноты ....................... 210 Музыкальный полковник ............................... 211 Мошенник? ............................................ 213 «Mister Jenkins, где же демократия?» ..................... 215 Un rocher de bronze ..................................... 216 Прелюдия и фуга для струнного оркестра. Политональность как символ .......................... 219 Музыкальный пролетариат? ............................. 221 Иоганн Непомук Давид ................................. 224 Двенадцатитоновая техника ............................. 225 «Пассакалья, скерцо и фуга для струнного оркестра» ...... 230 «Третья соната для фортепиано» и «Квинтет для духовых инструментов» ................ 231 Флейтист Rene Le Roy (Рене Ле Руа) ...................... 235 «Песнь песней» ......................................... 237 «Месса» ................................................ 239 «Реквием» .............................................. 242 Послесловие публикатора ............................... 243 ЛИТЕРАТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ГЕОРГА ФОН АЛЬБРЕХТА ОЧЕРКИ ПО НАРОДНОЙ МУЗЫКЕ .................... 247 Народная музыка: неотъемлемая часть русской музыкальной культуры ........................ 247 Некоторые особенности музыкального фольклора в Восточной Европе и Азии ............................ 252 Рассуждения о природе греческих песен ................. 255 Литургические песнопения греческой церкви как отражение исторических этапов развития искусства .................................... 257 444
Стр.542
Содержание Литургические песнопения Греческой православной церкви .................................. 259 МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА .............. 261 Важное значение научных (акустических) знаний в музыке .............................................. 261 О музыке красок и красках в музыке. По поводу сценических постановок Рихарда Вагнера .... 265 Экономия художественных средств: Шёнберг и Скрябин . . 277 В. И. Ребиков и его значение в истории новейших музыкальных течений ................................. 279 Литература ............................................ 287 ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ ............................. 288 Е. Фёдорова. «Во сне я говорю по-русски». Интервью с Михаэлем фон Альбрехтом ................ 290 Михаэль фон Альбрехт. Георг фон Альбрехт. Краткая биография ................................... 308 Примечания ........................................... 311 ОПЕРА КАК ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЖАНР: ПОИСКИ СИНТЕЗА В ИСКУССТВЕ В ПЕРВОЙ ТРЕТИ XX ВЕКА. ГЕОРГ ФОН АЛЬБРЕХТ «ОТЧЕ НАШ, ИЛИ ПРОЩЕНИЕ» (1921–1938) — I — Михаэль фон Альбрехт. Введение. Музыка и смысл ......... 343 Е. Фёдорова. В поисках синтеза искусств: литературные опыты Георга фон Альбрехта ............ 350 — II — Георг фон Альбрехт. Текст либретто «Отче наш, или Прощение» (перевод на русский язык Михаэля фон Альбрехта; редактор — Е. Фёдорова) ................................ 360 445
Стр.543
Содержание — III — Подробный реально-текстологический комментарий к сценическому действию оперы (Михаэль фон Альбрехт, Е. Фёдорова) ..................... 386 Примечания ........................................... 409 Указатель имён ......................................... 414 Указатель музыкальных произведений Георга фон Альбрехта, упоминаемых в тексте ........... 427 Полный указатель произведений Георга фон Альбрехта ................................. 433 446
Стр.544

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ