Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Естествознание. 10 класс. Базовый уровень (5000,00 руб.)

0   0
Первый авторГабриелян О. С.
АвторыОстроумов И. Г., Пурышева Н. С.
ИздательствоМ.: Просвещение
Страниц337
ID841485
АннотацияУчебник адресован учащимся 10 классов гуманитарного, социально-экономического, информационно-технологического профиля. Новый учебный курс «Естествознание» рассматривает объекты и явления естественного мира в гармонии физики, химии, биологии, астрономии, географии и экологии. Учебник содержит главы «Естествознание и методы познания мира», «Мегамир», «Макромир». В конце каждого параграфа даны результаты его изучения, темы рефератов, задания, позволяющие применить полученные знания. Каждая глава завершается методическими рекомендациями по проведению исследовательских работ. Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования. Границы на картах даны на октябрь 2022 г.
Кем рекомендованоМинистерством просвещения Российской Федерации
ISBN978-5-09-103626-8
УДК373.167.1:5+5(075.3)
ББК20я721
Габриелян, О.С. Естествознание. 10 класс. Базовый уровень : учебник / И.Г. Остроумов, Н.С. Пурышева; О.С. Габриелян .— 12-е изд., стер. — Москва : Просвещение, 2023 .— 337 с. : ил. — ISBN 978-5-09-103626-8 .— URL: https://rucont.ru/efd/841485 (дата обращения: 28.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Естествознание._10_класс._Базовый_уровень._Электронная_форма_учебника..pdf
УДК 373.167.1:5+5(075.3) ББК 20я721 Е86 Учебник допущен к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в соответствии с Приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 254 от 20.05.2020 (в редакции Приказа № 766 от 23.12.2020). Е86 Естествознание : 10-й класс : базовый уровень : учебник / О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, Н. С. Пурышева [и др.]. — 12-е изд., стер. — Москва : Просвещение, 2023. — 334, [2] с. : ил. ISBN 978-5-09-103626-8. Учебник адресован учащимся 10 классов гуманитарного, социально-экономического, информационно-технологического профиля. Новый учебный курс «Естествознание» рассматривает объекты и явления естественного мира в гармонии физики, химии, биологии, астрономии, географии и экологии. Учебник содержит главы «Естествознание и методы познания мира», «Мегамир», «Макромир». В конце каждого параграфа даны результаты его изу - чения, темы рефератов, задания, позволяющие применить полученные знания. Каждая глава завершается методическими рекомендациями по проведению исследовательских работ. Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования. Границы на картах даны на октябрь 2022 г. УДК 373.167.1:5+5(075.3) ББК 20я721 ISBN 978-5-09-103626-8 © АО «Издательство «Просвещение», 2021 © Художественное оформление. АО «Издательство «Просвещение», 2021 Все права защищены . © АО «Издательство «Просвещение» для коллекции ООО «ЦКБ «БИБКОМ» Б
Стр.3
Оглавление Обращение к учащимся . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3 ГЛАВА I. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ И МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ МИРА § 1. Естествознание — совокупность научных знаний о природе . . 7 § 2. Эмпирический уровень научного познания . . . . . . . . . . . . . . . . 17 § 3. Теоретический уровень научного познания . . . . . . . . . . . . . . . . 24 § 4. Язык естествознания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32 § 5. Естественно-научные понятия, законы и теории . . . . . . . . . . . . 39 § 6. Естественно-научная картина мира . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47 § 7. Миры, в которых мы живём . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58 Практические работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65 1. Наблюдение за горящей свечой . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 65 2. Наблюдение за прорастанием семян фасоли . . . . . . . . . . . . . . 67 3. Наблюдение за изменением состояния льда при нагревании . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67 ГЛАВА II. МЕГАМИР § 8. Человек и Вселенная . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71 § 9. Законы движения небесных тел . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 76 § 10. Приборы и аппараты для изучения Вселенной . . . . . . . . . . . . . 82 § 11. Солнце. Звёзды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 88 § 12. Солнечная система . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 98 § 13. Галактики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 109 § 14. Происхождение и эволюция Вселенной . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 116 § 15. Строение Земли. Литосфера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 125 § 16. Гидросфера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 133 § 17. Атмосфера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 145 Практические работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 156 4. Изучение звёздного неба с помощью подвижной карты . . . . . 156 5. Изучение коллекции горных пород . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 157 6. Получение жёсткой воды и устранение её жёсткости . . . . . . . . 158 7. Изучение параметров состояния воздуха в кабинете . . . . . . . . 158 Оглавление . 333 © АО «Издательство «Просвещение» для коллекции ООО «ЦКБ «БИБКОМ» Б
Стр.334
ГЛАВА III. МАКРОМИР § 18. Жизнь, свойства живого и их относительность . . . . . . . . . . . . . 163 § 19. Уровни организации жизни на Земле . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 172 § 20. Многообразие живых организмов. Клетка и неклеточные формы жизни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 182 § 21. Экологические системы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 190 § 22. Биосфера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 196 § 23. Эволюционная теория . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 202 § 24. Климат и приспособленность живых организмов к его условиям . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 211 § 25. Свет и приспособленность к нему живых организмов. Электромагнитная природа света . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 222 § 26. Внутренняя энергия макроскопической системы. Тепловое равновесие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 233 § 27. Температура и приспособленность к ней живых организмов . . 239 § 28. Вода. Физические и химические свойства воды . . . . . . . . . . . . 246 § 29. Роль воды в биосфере . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 256 § 30. Соли и почва как абиотические факторы . . . . . . . . . . . . . . . . . . 266 § 31. Биотические факторы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 273 § 32. Жизнь и время. Биоритмы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 279 § 33. Обмен информацией . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 287 Практические работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 295 8. Распознавание органических соединений . . . . . . . . . . . . . . . . . 295 9. Изучение строения растительной и животной клетки . . . . . . . . 295 10. Изучение микроскопического строения животных тканей . . . . 296 11. Изучение простейших . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 296 12. Изучение взаимосвязей в искусственной экосистеме (аквариуме) и составление цепей питания . . . . . . . . . . . . . . . . . 296 13. Изучение бытовых отходов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 297 14. Изучение приспособленности организмов к среде обитания . . 298 15. Изучение волновых свойств света . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 298 16. Исследование среды раствора солей и сока растений . . . . . . . 299 17. Изучение состава почвы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 300 18. Измерение удельной теплоёмкости воды . . . . . . . . . . . . . . . . . . 300 19. Изучение изображения, даваемого линзой . . . . . . . . . . . . . . . . 301 ПРОЕКТНЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ РАБОТЫ 1. Качественное определение важнейших примесей в воде . . . . . 304 2. Способы улучшения качества воды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 308 3. Определение жёсткости воды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 310 4. Определение растворённого кислорода в воде по методу Винклера . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 312 334 . © АО «Издательство «Просвещение» для коллекции ООО «ЦКБ «БИБКОМ» Б Оглавление
Стр.335
5. Исследование жевательной резинки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 314 6. Исследование шоколада . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 316 7. Исследование чипсов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 317 8. Исследование чая . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 318 9. Исследование молока . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 320 10. Определение качества мыла . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 321 11. Изучение влияния музыки на динамику умственной работоспособности человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 324 12. Исследование пылевого загрязнения воздуха в помещении . . 327 13. Изучение коры деревьев и кустарников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 328 14. Изучение зависимости здоровья людей от состояния атмосферы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 329 15. Изучение освещённости рабочих столов в кабинетах и дома . . 330 16. Исследование возможностей энергосбережения в квартире . . 331 . © АО «Издательство «Просвещение» для коллекции ООО «ЦКБ «БИБКОМ» Б
Стр.336

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ