УДК 373.3
ББК 74.202.5 я7
П92
П92 Пчелкина Е. Л.
Детский алгоритм решения изобретательских задач (ДАРИЗ). Издание
2-е, переработанное и дополненное. – М.: КТК «Галактика»,
2021. – 128 с. ил.
ISBN 978-5-9500662-3-8
В книге предлагается алгоритмическая методика решения «детских»
изобретательских задач, способствующая активному творческому развитию
ребенка. Методика построена на базе АРИЗ (алгоритма решения изобретательских
задач) Г. С. Альтшуллера, адаптирована для детей дошкольного
и младшего школьного возраста и широко оснащена вспомогательными
материалами, облегчающими восприятие алгоритма. Приводятся примеры
решения задач по методике.
Методика апробирована в разных возрастных группах, используется во
многих городах нашей страны, эффективна не только для «детских» задач и
будет полезна не только для детей, так как помогает решать задачи не методом
«отгадывания ответа», а с использованием инструментов мышления, которые
способствуют получению новых, интересных и разнообразных идей.
Работа предназначена для родителей, желающих вырастить детей с сильным
творческим мышлением, развить у них находчивость и уверенность в
своих силах, а как следствие – помочь детской социализации и адаптации
к школе, а также для педагогов дополнительного образования, учителей начальной
и средней школы, воспитателей детских садов, заинтересованных в
повышении мотивации детей к обучению, к познанию нового.
Все права защищены. Любая часть этой книги не может быть воспроизведена
в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами без письменного
разрешения владельцев авторских прав.
Материал, изложенный в данной книге, многократно проверен. Но, поскольку
вероятность технических ошибок все равно существует, издательство не может гарантировать
абсолютную точность и правильность приводимых сведений. В связи с этим
издательство не несет ответственности за возможные ошибки, связанные с использованием
книги.
ISBN 978-5-9500662-3-8
© Пчелкина Е. Л., 2021
©
Иллюстрации Пчелкина Е. Л., Мельников Д. А. 2021
© Оформление, издание, КТК «Галактика», 2021
Стр.3
Оглавление
От автора ................................................................. 5
Подарите АРИЗ детям ................................................ 6
ДАРИЗ-1 .................................................................. 9
Идеальное конечное решение (ИКР) ...................................10
Первый шаг – «сказочный» .......................................................... 10
Второй шаг – «реальный» ............................................................ 11
Беседы-занятия для ознакомления ребёнка
с понятием ИКР...............................................................13
Беседа-занятие 1. Тема «Понятие ИКР». «Знакомьтесь,
Мастер САМ» .............................................................................. 13
Беседа-занятие 2. Тема «Понятие ИКР». «Мастер САМ
и его советы» .............................................................................. 18
Конфликтующая пара (КП) ................................................23
Выделение КП. Способ 1 ............................................................. 23
Выделение КП. Способ 2 ............................................................. 26
Ресурсы ........................................................................28
Метод Робинзона Крузо (игра «в Робинзонов») ........................... 28
Беседа-занятие по методу «Робинзона Крузо» ............................ 29
Мастер Ресурс ............................................................................ 34
Примеры использования ресурсов .............................................. 36
Примеры методических разборов решения задач
с использованием инструментов ДАРИЗ: КП, ИКР и Ресурсы ...40
Подготовка к ДАРИЗ-2 ...............................................56
Игра «Хорошо – плохо» ................................................................ 56
Игра «Наоборот» ......................................................................... 59
ДАРИЗ-2 .................................................................63
Противоречие условий (техническое противоречие)
ПУ – ТП ..........................................................................65
Приёмы устранения противоречий условий
(технических противоречий) .............................................69
Приём № 1 – «Дробление» .......................................................... 70
Приём № 5 – «Объединение» ....................................................... 72
Приём № 6 – «Универсальность» ................................................. 73
Стр.4
4
Оглавление
Приём № 7 – «Матрёшка» ............................................................ 74
Приём № 10 – «Предварительное действие» ............................... 76
Приём № 11 – «Заранее подложенная подушка» ......................... 77
Прием № 13 – «Наоборот» ........................................................... 79
Приём № 15 – «Динамичность» ................................................... 80
Приём № 19 – «Периодическое действие» ................................... 81
Приём № 22 – «Обратить вред в пользу» ..................................... 83
Приём № 23 – «Обратная связь» .................................................. 85
Приём № 24 – «Посредник» ......................................................... 86
Приём № 25 – «Самообслуживание» ........................................... 87
Приём № 26 – «Копирование» ..................................................... 88
Приём № 36 – «Использование фазовых переходов» ................... 89
Противоречие требований (физическое противоречие)
ПТ – ФП .........................................................................91
Оперативная зона (ОЗ) и оперативное время (ОВ) ...................... 93
Приёмы устранения противоречий требований ........................... 94
Переход от противоречия условий к противоречию
требований (от технического противоречия
к физическому) .............................................................102
Анализ идей решения задач .....................................105
Где брать задачи? ...................................................106
Примеры задач в пословицах и поговорках .................107
Итак… ..................................................................109
Приложение к детскому алгоритму решения
изобретательских задач ..........................................110
Пример фрагмента беседы-занятия с ребёнком дошкольного
возраста (6–7 лет) по работе с противоположными по смыслу
пословицами и поговорками ..................................................... 110
Пример методического разбора задачи по ДАРИЗ .................... 113
Литература............................................................125
Стр.5