УДК 783
ББК 85.318.9
К19
Научный редактор историко-религиозной части
Константин Михайлов
Редактор Алина Фукс
Иллюстрации Татьяны Серегиной
Кандаурова Л.
К19 Библейские мотивы: Сюжеты Писания в классической музыке / Ляля
Кандаурова. — М. : Альпина Паблишер, 2023. — 600 с.: ил.
ISBN 978-5-9614-8035-1
Всемирный потоп и убийство Авеля; пир Валтасара и поклонение
волхвов; Крещение Господне и взятие Иерихона — многие из нас привыкли
узнавать эти сюжеты, встречая их в изобразительном искусстве,
и могут расположить их в хронологии библейских событий… или нет? Эта
книга — о музыке, основанной на главных историях из Ветхого и Нового
Заветов. Путь читателя будет лежать от Сотворения мира к Страшному суду,
а в музыкальной хронологии — от мадригала неизвестного автора XVI в.
на слова Песни Песней царя Соломона к сюрреалистическому вокальному
циклу XXI в., основанному на американских спиричуэлс.
«Библейские мотивы» музыкального журналиста Ляли Кандауровой
позволят вспомнить основные сюжеты Библии, а главное — узнать музыку,
созданную на их основе композиторами шести столетий. Среди них такие
знаменитые авторы, как Стравинский или Брамс, и те, кого, возможно,
читателю предстоит открыть для себя, например Иоганн Кунау или Гидеон
Кляйн. В книге есть QR-коды — с их помощью можно, не отвлекаясь от чтения,
найти и услышать произведения, о которых идет речь.
УДК 783
ББК 85.318.9
жеВсе права защищены. Никакая часть этой книги не мои
т быть воспроизведена в какой бы то ни было форме
ще какими бы то ни было средствами, включая размение
в сети Интернет и в корпоративных сетях,
ного испо а также запись в память ЭВМ для частного или публичкдельца
авторских прав. По вопросу организации доступа
льзования, без письменного разрешения влаISBN
978-5-9614-8035-1
по ад электронной библио теке издательства обращайтесь
©© Л. Кандаурова, 2023
ресу mylib@alpina.ru
ООО «Альпина Паблишер», 2023
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие автора ........................................................................................................................7
ЧАСТЬ I. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ
Глава 1. Нулевая точка ..............................................................................................................13
Жан- Фери Ребель, балет «Стихии»
Глава 2. На снегу в английском поле ........................................................................33
Генри Пёрселл, духовная песня «Усни, Адам»
(«Sleep, Adam, sleep, and take thy rest»), Z 195
Глава 3. Песнь обречённых .................................................................................................55
Гидеон Кляйн, мадригал «Первый грех» («První hřích»)
для четырёх мужских голосов
Глава 4. Он написал убийство ..........................................................................................81
Алессандро Скарлатти, оратория «Первое убийство,
или Каин» («Il primo omicidio, overo Cain»)
Глава 5. В общем, все умерли .........................................................................................107
Гаэтано Доницетти, опера «Всемирный потоп»
(«Il diluvio universale»)
Глава 6. Вавилонский лис................................................................................................... 133
Игорь Стравинский, кантата «Вавилон»
для оркестра, хора и чтеца
Стр.4
Глава 7. Дар напрасный, дар случайный ...........................................................159
Иоганнес Брамс, мотет «На что дан страдальцу свет?»
(«Warum ist das Licht gegeben dem Mühseligen?»)
ор. 74 №1 для смешанного хора
Глава 8. Преображая жертву ...........................................................................................185
Бенджамин Бриттен, кантикль II «Авраам и Исаак»
ор. 51 для фортепиано, тенора и альта
Глава 9. Вверх по лестнице, ведущей вверх ................................................... 215
Арнольд Шёнберг, оратория «Лестница Иакова»
для хора, оркестра и солистов
Глава 10. Танцы на грани войны ..................................................................................239
Рихард Штраус, балет «Легенда об Иосифе» op. 63
Глава 11. Будьте терпеливы ................................................................................................263
Ян Дисмас З еленка, духовная кантата «Медный змей»
(«Il Serpente di Bronzo»), ZWV 61
Глава 12. Призраки подобия .............................................................................................289
Джордж Крам, песня «Joshua Fit de Battle ob Jerico»
из цикла «Американский песенник II»
Глава 13. Век наивности .........................................................................................................309
Иоганн Кунау, три сонаты из цикла
«Библейские истории» для клавира
№5, «Гедеон — спаситель Израиля»,
№2, «Давид исцеляет больного Саула музыкой»,
№1, «Битва Давида и Голиафа»
Глава 14. Тающие в терновнике......................................................................................335
Неизвестный автор , мотет «Sicut Lilium» для пяти
женских голосов из сборника «Musica quinque vocum: motetta
materna lingua vocata», 1543 г.
Глава 15. Невозможно отобразить страницу...................................................361
Роберт Шуман, баллада «Валтасар» на стихи
Генриха Гейне для низкого голоса и фортепиано, ор. 57
Стр.5
ЧАСТЬ II. НОВЫЙ ЗАВЕТ
Глава 16. Дворик утопии ........................................................................................................383
Петер Аблингер, «Благовещение» для флейты,
тенор-саксофона и фортепиано
Глава 17. Дары приносящие .............................................................................................409
Отторино Респиги, «Триптих Боттичелли»,
сюита для оркестра
Глава 18. Поток создания ..................................................................................................... 435
Мартин Лютер, Иоганн Вальтер (?),
гимн «Христос Господь на Иордан пришёл» (1541–1543)
Михаэль Преториус, хоральная фантазия
«Христос Господь на Иордан пришёл» для органа
Иоганн Себастьян Бах, хоральные прелюдии «Христос
Господь на Иордан пришёл» BWV 684 и BWV 685
Глава 19. Всех доверчивей и строже .........................................................................463
Сезар Франк, оратория «Заповеди блаженства»
для октета солистов, хора и оркестра, FWV 53
Глава 20. Из головы вон .........................................................................................................493
Франц Шуберт, Эдисон Денисов, опера «Лазарь»
Глава 21. Ослепительное зияние ...................................................................................525
Франк Мартен, «Полиптих. Шесть картин из жизни
Иисуса», сюита для скрипки и двух струнных оркестров
Глава 22. Нестрашный суд ....................................................................................................555
Георг Филипп Телеман, оратория «День Страшного суда»
(«Der Tag des Gerichts»), TWV 6:8
Список источников и литературы ............................................................................ 582
Стр.6