С. А. Эрдынеева
ОСОБЕННОСТИ
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ
Учебно-методическое пособие
Улан-Удэ
2023
0
Стр.1
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ ДОРЖИ БАНЗАРОВА
С. А. Эрдынеева
ОСОБЕННОСТИ
ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ
Рекомендовано Учебно-методическим советом БГУ
в качестве учебно-методического пособия для обучающихся
по направлению подготовки 33.05.01 Фармация
Улан-Удэ
Издательство Бурятского госуниверситета
2023
1
Стр.2
УДК 615.1
ББК 52.825
Э 75
Утверждено к печати
редакционно-издательским советом
Бурятского государственного университета
Протокол № 4 от 10 мая 2023 г.
Рецензенты
Г. Г. Николаева, д-р фармацевт. наук, проф.,
вед. науч. сотр. ИОЭБ СО РАН
Т. Э. Рандалова, канд. фармацевт. наук, доц.
БГУ им. Д. Банзарова
Эрдынеева С. А.
Э 75
Особенности фармацевтического консультирования
различных групп населения: учебно-методическое пособие. —
Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2023. —
76 с. ISBN 978-5-9793-1859-2
В учебно-методическом пособии изложены основные принципы
фармацевтического консультирования различных групп населения.
Также внимание уделено особенностям фармацевтического консультирования
детей, беременных женщин и пожилых людей.
Предназначено для обучающихся по направлению подготовки
33.05.01 Фармация и направлено на формирование профессиональных
компетенций будущего провизора.
УДК 615.1
ББК 52.825
ISBN 978-5-9793-1859-2
© С. А. Эрдынеева, 2023
© Бурятский госуниверситет
им. Д. Банзарова, 2023
2
Стр.3
ПРЕДИСЛОВИЕ
Настоящее учебное издание представляет собой учебнометодическое
пособие для дисциплины «Фармацевтическое консультирование
и информирование» в рамках реализации образовательной
программы высшего образования по направлению подготовки
33.05.01 Фармация очной формы обучения, которая относится
к обязательным дисциплинам вариативной части по направлению
33.05.01 Фармация Блока 1 в структуре ОП.
Изучение дисциплины направлено на формирование профессиональных
компетенций:
ОПК-2
ОПК-4
ПК-3
ПК-4
ПК-13
Применение знания о морфофункциональных особенностях,
физиологических состояниях и патологических процессах в
организме человека для решения профессиональных задач.
Осуществление профессиональной деятельности в соответствии
с этическими нормами и морально-нравственными
принципами фармацевтической этики и деонтологии.
Обеспечение условий хранения лекарственных средств и
других товаров аптечного ассортимента.
Информирование населения и медицинских работников о
лекарственных препаратах и других товарах аптечного ассортимента.
Оказание
консультативной помощи медицинским работникам
и потребителям лекарственных препаратов в соответствии
с инструкцией по применению лекарственного препарата,
согласно действующему федеральному стандарту.
Пособие состоит из введения и четырех разделов. Первый раздел
содержит информацию о законодательных основах фармацевтического
консультирования и действующей нормативной документации.
Второй раздел посвящен особенностям фармацевтического
консультирования беременных и лактирующих женщин. Третий
раздел снабжен рекомендациями о фармацевтическом консультировании
детей при различных патологиях. Четвертый раздел содержит
информацию о фармацевтическом консультировании пожилых
людей, а также о проблемах пожилых пациентов, связанных с
приемом лекарственных препаратов. Каждый раздел снабжен тестовыми
заданиями, для проверки знаний по изученной теме.
3
Стр.4
ВВЕДЕНИЕ
Эффективная и безопасная фармакотерапия является важной составляющей
реализации концепции ответственного самолечения.
Эта концепция состоит в создании условий и предпосылок к формированию
у населения ответственного отношения к своему здоровью,
здоровью детей и близких за счет ведения здорового образа
жизни, более широкого и грамотного применения безрецептурных
лекарственных средств (ОТС-препараты, от англ. over the counter) в
целях профилактики или самостоятельного лечения легких недомоганий
и хронических неинфекционных заболеваний при продолжении
терапии, назначенной врачом.
Для ответственного принятия решения о начале самолечения
пациент должен обладать хотя бы минимальной медицинской грамотностью,
позволяющей отличить легкое неопасное заболевание, с
которым он может справиться без помощи врача, то есть провести
самодиагностику. В этой связи трудно переоценить роль фармацевтического
работника в рамках системы «врач-провизор- пациент»
как высокопрофессионального специалиста в рациональной фармакотерапии.
Таким
образом, провизор предстает нередко как первый специалист
системы здравоохранения, к которому обращается пациент за
помощью. Это обусловливает необходимость пристального внимания
к элементам клинической подготовки специалиста с фармацевтическим
образованием, хорошему знанию семиотики (признаки и
симптомы различных заболеваний), приобретению необходимых
навыков для работы с пациентами в качестве консультирующего
специалиста в области фармакотерапии.
Усиление клинической подготовки в рамках изучения фармацевтического
консультирования позволяет специалисту с фармацевтическим
образованием в дальнейшем полноценно участвовать в оптимизации
лечебного процесса с использованием безрецептурных лекарственных
средств (обоснование выбора необходимых лекарственных
препаратов, информирование, консультирование и обучение пациентов,
мониторинг и оценка результатов лекарственной терапии).
В учебно-методическом пособии рассматриваются вопросы, посвященные
особенностям фармацевтического консультирования
для различных групп населения, а также при некоторых заболеваниях.
4
Стр.5
Издание предназначено для студентов, обучающихся по программе
высшего фармацевтического образования для изучения теоретических
основ и практических приемов оказания информационно-консультативной
помощи, связанной с обоснованным выбором и
обеспечением эффективности и безопасности применения лекарственных
средств и других товаров аптечного ассортимента в рамках
требования надлежащей аптечной практики, в соответствии с
этическими нормами и морально-нравственными принципами фармацевтической
деонтологии, а также нормативно-правовыми актами,
регулирующими обращение лекарственных средств и товаров
аптечного ассортимента.
5
Стр.6
Содержание
ПРЕДИСЛОВИЕ …………………………………………………..
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..
1 ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО
КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ………………………………………….
3
4
6
2 ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И ИНФОРМИРОВАНИЕ
ПРИ ОТПУСКЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ
СРЕДСТВ ДЛЯ БЕРЕМЕННЫХ И ЛАКТИРУЮЩИХ………… 12
2.1 Фармацевтическое консультирование беременных…… 12
2.1.1 Запор при беременности…………………………..
2.2.2 Изжога при беременности……………………….
2.2.3 Острая респираторная вирусная инфекция и
грипп при беременности…………………………………….
2.2 Фармацевтическое консультирование лактирующих….
16
18
19
22
3 ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И ИНФОРМИРОВАНИЕ
ПРИ ЗАБОЛЕВАНИИ ДЕТЕЙ…………
3.1 Функциональные расстройства органов пищеварения у
детей………………………………………………………….
3.2 Лихорадка у детей……………………………………….
29
31
38
45
4.2 Проблемы пожилых пациентов, связанные с приемом
лекарственных препаратов………………………………….
57
60
74
3.3 Боль у детей……………………………………………… 42
3.4 Кашель у детей…………………………………………..
4 ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И ИНФОРМИРОВАНИЕ
ПРИ ОТПУСКЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ
СРЕДСТВ ДЛЯ ПОЖИЛЫХ……………………………………… 51
4.1 Нарушение сна в пожилом возрасте…………………..
5 САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА………………… 72
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………..
75
Стр.76