ГЕНРИК ИБСЕН
ЕГО ЖИЗНЬ И ЛИТЕРАТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Оригинал находится здесь: СГГА.
ГЛАВА I
Общая характеристика Ибсена.- Национальный и общечеловеческий момент в его творчестве
Чрезвычайно быстрый и всемирный успех Ибсена объясняется помимо личной
талантливости этого писателя некоторыми другими причинами более общего характера. Подобно
всем великим художникам, Ибсен глубоко национален, и нам кажется, что в значительной мере он
обязан своей славой особенностям своего северного скандинавского темперамента.
Понятно, почему крупный писатель не может не быть национальным. То, что составляет
красоту поэтического произведения, не рождается вдруг в сознании поэта, а вырабатывается в
народных глубинах так же медленно, как цвет кожи, строение черепа и другие физические
особенности расы. Но часто бывает, что народный писатель именно вследствие своей народности,
как бы невольно, независимо от таланта, осужден играть второстепенную роль в мировой
литературе. Там, где интересы общественной жизни слишком элементарны или исключительны,
писатель, отражая их, сам ограничивает свое значение и славу. Яркий пример этого мы видим в
нашей литературе в судьбе Грибоедова, Гоголя и отчасти Пушкина. Московское общество начала
нашего (ХIХ.- Ред.) столетия страдало от невежества, непотизма, искательства, и Грибоедов
поступил как чуткий художник, создав типы Фамусова и Молчалина. Но едва ли такие типы
могли волновать совесть и мысль европейского общества после Великой французской революции.
То же самое приходится сказать и о Чичикове, и о Евгении Онегине. Только с того момента, когда
русский народ в лице Достоевского и Толстого возвысился до изображения не случайных, а
вечных сторон своего духа, наша литература вошла в состав европейской и наши писатели
сделались всемирными учителями.
Норвегия, к счастью для ее современных писателей, давно пережила эпоху борьбы за
свободу и просвещение. Политическая свобода в этой стране утвердилась раньше, чем в остальной
Европе. Еще в 1814 году Норвегия получила свою конституцию, послужившую предметом
подражания и зависти для всей Германии. Относительно народного образования Норвегия тоже
является образцом для остальной Европы. Это почти единственная страна, где, начиная с XVIII
века, нет безграмотных, где среднее и даже высшее образование вполне общедоступны. Если же до
сих пор норвежская литература оставалась в тени, то причину этого явления следует видеть в
национальном характере скандинавов, в его несоответствии с господствовавшими до нашего
времени литературными течениями. Покуда в поэзии безраздельно царил пышный,
многословный, любящий эффекты и преувеличения романтизм, северный писатель был осужден
на второстепенную, подражательную роль и фантазия поэтов тяготела к шумному и колоритному
Востоку или Югу. Но как только романтизм уступил место реальному изображению жизни, Север
легко и скоро овладел первыми местами в пантеоне литературы. Дело в том, что между
психологией северян и настроениями реального искусства есть много общего, а в некоторых
отношениях между ними наблюдается полная гармония. Если мы спросим себя, что составляет
сущность нового искусства, то должны будем ответить: правдивость и простота изображения,
вражда ко всему крикливому и эффектному, преобладание психологического анализа над
занимательной интригой, дерзновенное искание внутреннего смысла за внешними символами
мира, болезненное развитие индивидуализма. Все эти черты - правдивость, склонность к
рефлексии, дерзновение мысли, индивидуализм - резко выражены в северном темпераменте, и вот
почему мы не согласны с теми критиками, которые в повсеместном успехе северных писателей
видят только каприз моды.
Такое счастливое совпадение национального духовного склада с общечеловеческими
тенденциями в развитии искусства мы наблюдаем и у норвежцев, как у прочих северян. Что
касается правдивости и честности, то в этом отношении норвежцы даже превосходят другие
народы Севера, если верить преданиям истории и рассказам путешественников. Еще
средневековые хроники, жалуясь на неистовства норманнов, в один голос признают их редкую
Стр.1