Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635051)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Грезы и тени (190,00 руб.)

0   0
Первый авторАмфитеатров Александр Валентинович
Издательство[Б.и.]
Страниц70
ID82507
Амфитеатров, А.В. Грезы и тени / Александр Амфитеатров; А.В. Амфитеатров .— : [Б.и.], 1896 .— 70 с. — URL: https://rucont.ru/efd/82507 (дата обращения: 05.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Александръ Амфитеатровъ (Old Gentleman) ГРЕЗЫ и ТЁНИ. <...> Александръ Амфитеатровъ 2 СОДЕРЖАНIЕ. <...> Основы легендъ, включенныхъ, въ эту книжку, слышаны и записаны мною въ разныхъ моихъ скитан\яхъ по свёту. <...> Кромё легендъ, я ввелъ въ книжку два-три разсказа, обыкновенно называемыхъ, по неправильной традиц\и, фантастическими. <...> Таковъ, напримёръ, отрывокъ "Кимер\йская болёзнь", написанная мною подъ живымъ впечатлен\емъ одного наблюден\я Крафтъ-Эбинга. <...> Александръ Амфитеатровъ 2 МЕРТВЫЕ БОГИ. <...> Кровавый блескъ ея огромнаго ядра спорилъ со свётомъ луны, и набожныя люди, съ трепетомъ встрёчая ея еженочное появлен\е, ждали отъ нея большихъ бёдъ христ\анскому м\ру. <...> Когда комета въ урочный часъ медленно поднималась надъ горизонтомъ, влача за собой длиннымъ хвостомъ круглый столбъ краснаго тумана, въ ея мощномъ движен\и было нёчто сверхъестественно грозное. <...> Казалось, будто въ син\й просторъ Божьяго м\ра ползетъ изъ первобытнаго мрака свирёпый царь его, огненный драконъ Апокалипсиса, готовый пожрать мёсяцъ и звёзды и раздавить землю обломками небеснаго свода. <...> Комета смущала воображен\е не только людей, но и животныхъ: сторожевые псы выли по цёлымъ ночамъ, съ тоскливымъ испугомъ вглядываясь въ нависш\й надъ землею пламенный мечъ и словно пытая: правду ли говорятъ ихъ хозяева о чудномъ явлен\и? точно ли оно — предвёстникъ близкой кончины м\ра? <...> Отъ Атлантическаго океана до Волги все бродило, какъ въ мёхё съ мододымъ виномъ. <...> Одни готовили себя къ переходу въ лучщ\й м\ръ молитвами, вступали въ монастыри, бёжали въ пустыни, горныя пещеры и, въ аскетическихъ трудахъ, подъ власяницами, ждали судной трубы архангела. <...> Равнодушныхъ было очень мало, невёрующихъ презирали и ненавидёли; за сомнён\е въ состоявшемся уже <...>
Грезы_и_тени.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Грезы_и_тени.pdf
Александръ Амфитеатровъ (Old Gentleman) ГРЕЗЫ и ТЁНИ... (КНИГА ЛЕГЕНДЪ). Дозволено цензурою. Москва, 7 февраля 1895 года.
Стр.1
Александръ Амфитеатровъ СОДЕРЖАНIЕ. СОДЕРЖАНIЕ. .............................................................................................................................2 ОТЪ АВТОРА.................................................................................................................................3 МЕРТВЫЕ БОГИ. Тосканская легенда... ...............................................................................4 И3МЁНА. Сицил\йская легенда........................................................................................... 13 АГАСФЕРЪ. ................................................................................................................................... 16 ИЗЪ КАВКАЗСКИХЪ НАБРОСКОВЪ. АРИМАНЪ................................................. 22 СIОНЪ............................................................................................................................................ 26 КОНОКРАДЫ. ........................................................................................................................... 30 ДУБОВИЧИ. Карпатская сказка............................................................................................ 34 ЗОЛОТАЯ ПЛАНЕТА. Легенда острова Корфу... ........................................................... 38 СТАТУЯ СНА. ............................................................................................................................ 41 ЗОЭ. Элег\я................................................................................................................................... 46 КИММЕР/ЙСКАЯ БОЛЁЗНЬ............................................................................................ 51 БОЛОТНАЯ ЦАРИЦА. Сказка итальянской мареммы................................................. 60 ТЁНИ НОЧИ. Молдавская легенда... ................................................................................... 63 ПОЛЬСКАЯ ЛЕГЕНДА. О изваян\и Христа въ Браиловё......................................... 65 2
Стр.2
3 Грёзы и тёни (Книга легендъ) ОТЪ АВТОРА. Основы легендъ, включенныхъ, въ эту книжку, слышаны и записаны мною въ разныхъ моихъ скитан\яхъ по свёту. Интересовали меня, преимущественно, тё народныя вёрован\я и предан\я, въ которыхъ звучатъ пантенстическ\я и гуманистическ\я нотки. Кромё легендъ, я ввелъ въ книжку два-три разсказа, обыкновенно называемыхъ, по неправильной традиц\и, фантастическими. Фантастическаго, однако, въ нихъ ровно ничего нётъ. Это просто попытки иллюстрировать нёкоторыя явлен\я изъ области психопатолог\и. Таковъ, напримёръ, отрывокъ "Кимер\йская болёзнь", написанная мною подъ живымъ впечатлен\емъ одного наблюден\я Крафтъ-Эбинга. Помёщенные въ настоящемъ издан\и разсказы и легенды печатались предварительно въ "Историческомъ вёстникё", "Всем\рной Иллюстрац\и", "Сёверъ". Я перепечатываю ихъ безъ всякихъ измёнен\й. Александръ Амфитеатровъ. Москва. 96 Х.6.
Стр.3
Александръ Амфитеатровъ МЕРТВЫЕ БОГИ. Тосканская ле г енда . (А.M-r Mounet-Sully). На небё стояла хвостатая звёзда. Кровавый блескъ ея огромнаго ядра спорилъ со свётомъ луны, и набожныя люди, съ трепетомъ встрёчая ея еженочное появлен\е, ждали отъ нея большихъ бёдъ христ\анскому м\ру. Когда комета въ урочный часъ медленно поднималась надъ горизонтомъ, влача за собой длиннымъ хвостомъ круглый столбъ краснаго тумана, въ ея мощномъ движен\и было нёчто сверхъестественно грозное. Казалось, будто въ син\й просторъ Божьяго м\ра ползетъ изъ первобытнаго мрака свирёпый царь его, огненный драконъ Апокалипсиса, готовый пожрать мёсяцъ и звёзды и раздавить землю обломками небеснаго свода. Комета смущала воображен\е не только людей, но и животныхъ: сторожевые псы выли по цёлымъ ночамъ, съ тоскливымъ испугомъ вглядываясь въ нависш\й надъ землею пламенный мечъ и словно пытая: правду ли говорятъ ихъ хозяева о чудномъ явлен\и? точно ли оно — предвёстникъ близкой кончины м\ра? Свётопреставлен\я ждала вся Европа; булла папы и эдикты королей приглашали вёрующихъ къ молитвё, посту и покаян\ю, ибо наступающ\й годъ, послёдн\й въ первомъ тысячелёт\и по Рождествё Христовомъ, долженъ былъ, по предположен\ю астрологовъ, быть и послёднимъ годомъ земли и тверди: годомъ, когда явится предсказанный апостоломъ ангелъ и, ставъ одною стопою на сушё, другою па морё, поклянется Живущимъ во вёки, что времени уже не будетъ. Безъ числа ходили слухи о чудесахъ и знамен\яхъ. Въ Кремонё видёли, на закатё, въ облакахъ двухъ огненныхъ воиновъ, по виду сарациновъ, въ бою между собою. Въ Нантё овца растерзала волка. Жители Авиньона в течен\е трехъ часовъ слышали велик\й воздушный шумъ — ярые голоса невидимыхъ ратей и звонъ оруж\я. Въ самомъ Римё прекрасная принцесса Джеронима Альдобранди, скончавшаяся отъ изнурительной лихорадки, очнулась, къ радости родныхъ, на трет\й день отъ смертнаго сна, встала изъ гроба и пошла, славя Бога, слушать мессу, заказанную за ея упокой. Къ страхамъ вымышленнымъ присоединялись страхи дёйствительные. Землетрясен\е неутомимою волною перекатывалось по тремъ полуостровамъ Средиземнаго моря, чума бродила по Ломбард\и и Провансу, норманы неистовствовали на Западё, мусульмане напирали на Европу съ востока и юга. На сёверо-востокё нарождались славянск\я государства, еще невёдомыя, но слышно, что могуч\я, страшныя, грозныя. Отъ Атлантическаго океана до Волги все бродило, какъ въ мёхё съ мододымъ виномъ. Что-то зрёло въ воздухё, и народамъ, удрученнымъ переживан\емъ этого брожен\я, думалось, что зрёетъ недоброе. Для людей, суевёрныхъ и утомленныхъ тяжелыми временами, вёсть о свётопреставлен\и была сигналомъ потерять голову и превратиться въ пораженное паникой стадо. Одни готовили себя къ переходу въ лучщ\й м\ръ молитвами, вступали въ монастыри, бёжали въ пустыни, горныя пещеры и, въ аскетическихъ трудахъ, подъ власяницами, ждали судной трубы архангела. Друг\е, хотя увёренные въ непремённомъ разрушен\и вселенной, все-таки находили нужнымъ зачёмъ-то составить духовныя завёщан\я. Третьи, наконецъ, впадали въ свирёпое отчаян\е и убивали остатокъ жизни на пьянство, развратъ, преступлен\я. Никогда еще Европа не молилась и не грёшила съ большимъ усерд\емъ. Боязнь ожидаемаго переворота была такъ велика, что мног\е предпочитали кончить жизнь самоуб\йствомъ, лишь бы не быть свидётелями наступающихъ ужасовъ Божьяго гнёва. Равнодушныхъ было очень мало, невёрующихъ презирали и ненавидёли; за сомнён\е въ состоявшемся уже, по слухамъ, пришеств\и антихриста по2
Стр.4
3 Грёзы и тёни (Книга легендъ) бивали камнями. Фанатики клятвенно увёряли, будто антихристъ не только народился, но и воцарился и сидитъ на римскомъ престолё подъ видомъ папы-безбожника, ученаго чернокнижника Герберта — Сильвестра. Въ такое-то время случилось на дикомъ горномъ пустырё, невдалекё отъ города Пизы, странное происшеств\е, записанное въ монастырскихъ мемор\алахъ подъ назван\емъ: "Дивныя и пречудныя приключен\я Николая Флореаса, уроженца славнаго города Камайоре, оружейныхъ дёлъ мастера и нёкогда добраго хркст\анина". Николай Флореасъ былъ молодъ и красивъ собою. Оружейное ремесло закалило его силы, развило ловкость; частое общен\е съ людьми благороднаго происхожден\я усвоило Флореасу привычки, видъ и обращен\е его знатныхъ заказчиковъ и покупателей. Женщины говорили, что нётъ въ Камайоре мужчины, болёе достойнаго любви, чёмъ Николай Флореасъ, даже и между рыцарями герцогскаго двора. Если бы Флореасъ жилъ во Флоренц\и, Пизё или Сьеннё, онъ, но талантамъ своимъ, навёрное сдёлался бы однимъ изъ народныхъ вождей, какихъ такъ много создавали гражданск\я междоусоб\я средневёковой Итал\и. Они выходили изъ низшихъ общественныхъ слоевъ, какъ Сфорца и Медичи, чтобы потомъ лёгь на пятьсотъ протянуть свою родословную, полную блистательныхъ именъ и громкихъ подвиговъ. Но Николай Флореасъ былъ обывателемъ Камайоре, глухаго горнаго городка, гдё горожане жили мирно, не дёлясь на политическ\я парт\и. Сверхъ того, онъ былъ, человёкъ скромный, хотя рёшительный и способный. Какъ большинство оружейниковъ, онъ зналъ грамоту. Онъ сочинялъ сонеты и игралъ на лютнё. Въ одинъ лётн\й день Николай Флореасъ окончилъ кольчатую броню, заказанную ему начальникомъ наемниковъ пизанской цитадели, длинноусымъ норманомъ Гвальтье. Взваливъ свою ношу на осла, мастеръ, въ сопровожден\и двухъ вооруженныхъ подмастерьевъ, направился изъ Камайоре горами въ Пизу. Лётняя ночь застала Флореаса въ дорогё. Она упала сразу, черная и глухая; на аспидномъ небё зажглись громадныя звёзды и огненный столпъ кометы. Напрасно было бы въ то дикое, разбойничье время трубить ночью у воротъ какого-либо городка или замка. Отвётомъ пришельцу свистнула бы туча стрёлъ, — и только. Средневёковое гостепр\имство кончалось съ закатомъ солнца. Пришлецъ былъ другомъ, когда приходилъ при солнечномъ с\ян\и, и врагомъ послё того, какъ замыкались рогатки, и поднимались мосты со рвовъ, наполненныхъ водою. Флореасъ и его спутники заночевали наперепутьи, у костра, разложеннаго у ногь каменной Мадонны. Боясь ночнаго нападен\я, путники рёшили спать по очереди. Двое, по жреб\ю, спали съ оруж\емъ въ рукахъ, а одинъ бодрствовалъ на стражё. Первый жреб\й не спать выпалъ самому Флореасу. Прислонясь къ обломку скалы, онъ безпечно наблюдалъ медленный токъ свётилъ по небеснымъ кругамъ. Пламя костра играло на его лицё красными лучами. Развьюченный оселъ бродилъ, не отходя далеко отъ стана, на подножномъ корму. Флореасъ слушалъ звуки горной ночи. Имъ овладёло трогательное настроен\е, въ какое повергаетъ всёхъ впечатлительныхъ людей торжественная тишь спящей пустыни. Но вотъ внезапно среди величественнаго безмолв\я раздался странный звукъ. Словно кто нибудь коротко взялъ аккордъ на церковномъ органё, — взялъ и бросилъ. Звукъ рванулся въ воздухъ и сейчасъ же заглохъ. Точно кто-то зарыдалъ было, но, устыдившись своей слабости, задавилъ рыдан\е. Николай Флореасъ осмотрёлся. Онъ не понималъ, ни что это за звукъ, ни откуда онъ прилетёлъ. Такъ какъ звукъ не повторялся, Флореасъ рёшилъ, что, вёроятно, онъ задремалъ, и, въ дремё, обманутыя чувства создали изъ обычныхъ звуковъ ночи этотъ загадочный аккордъ. Но, когда онъ, совсёмъ успокоенный, опять прилегъ къ костру, звукъ снова задрожалъ въ воздухё и — уже яснёе и болёе продолжительно, чёмъ въ первый разъ: какъ будто сразу запёло нёсколько арфъ подъ перстами искус
Стр.5