Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634942)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная (840,00 руб.)

0   0
Первый авторСолодков А. С.
АвторыСологуб Е. Б.
ИздательствоМ.: Спорт
Страниц625
ID822464
АннотацияУчебник подготовлен в соответствии с новой программой по физиологии для вузов физической культуры и требованиями Государственного стандарта высшего профессионального образования.
Кем рекомендованоМинистерством РФ по физической культуре и спорту в качестве учебника для высших учебных заведений физической культуры
Кому рекомендованоДля студентов, аспирантов, научных сотрудников, преподавателей, тренеров и врачей, работающих в области физической культуры.
ISBN978-5-907601-21-5
УДК612(075.8)
ББК28.707.3я73
Солодков, А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная : учебник для высш. учеб. заведений физ. культуры / Е.Б. Сологуб; А.С. Солодков .— 11-е изд. — Москва : Спорт, 2023 .— 625 с. : ил. — ISBN 978-5-907601-21-5 .— URL: https://rucont.ru/efd/822464 (дата обращения: 02.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Физиология_человека._Общая._Спортивная._Возрастная._11-е_издание.pdf
Стр.2
Стр.611
Стр.612
Стр.613
Стр.614
Стр.615
Стр.616
Стр.617
Стр.618
Стр.619
Физиология_человека._Общая._Спортивная._Возрастная._11-е_издание.pdf
11-е издание 2023 ISBN 978-5-907601-21-5 , 2023 ISBN 978-5-907601-21-5 2023
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ ............................................................................................. 3 Часть I ОБЩАЯ ФИЗИОЛОГИЯ ......................................................................... 8 1. Введение. История физиологии ................................................ 8 1.1. Предмет физиологии, ее связь с другими науками и значение для физической культуры и спорта ....... 8 1.2. Методы физиологических исследований..................... 9 1.3. Краткая история физиологии........................................... 10 2. Общие закономерности физиологии и ее основные понятия ................................................................. 12 2.1. Основные функциональные характеристики возбудимых тканей ............................................................... 12 2.2. Нервная и гуморальная регуляция функций ............ 14 2.3. Рефлекторный механизм деятельности нервной системы .................................................................... 15 2.4. Гомеостаз ................................................................................... 16 2.5. Возникновение возбуждения и его проведение ........ 17 3. Нервная система .............................................................................. 21 3.1. Основные функции ЦНС................................................... 21 3.2. Основные функции и взаимодействия нейронов .... 21 3.3. Особенности деятельности нервных центров ............ 25 3.4. Координация деятельности ЦНС ................................... 29 3.5. Функции спинного мозга и подкорковых отделов головного мозга ..................... 33 3.6. Вегетативная нервная система ......................................... 39 3.7. Лимбическая система ........................................................... 43 3.8. Функции коры больших полушарий............................. 43 4. Высшая нервная деятельность................................................... 49 4.1. Условия образования и разновидности условных рефлексов ............................................................. 49 4.2. Внешнее и внутреннее торможение условных рефлексов ............................................................. 52 4.3. Динамический стереотип ................................................... 52 4.4. Типы высшей нервной деятельности, первая и вторая сигнальная система ............................................ 53 ........................................................ 55 5.1. Функциональная организация скелетных мышц ....... 55 5.2. Механизмы сокращения и расслабления мышечного волокна............................................................... 57 5.3. Одиночное и тетаническое сокращение. Электромиограмма ................................................................ 60 611
Стр.611
5.4. Морфофункциональные основы мышечной силы ...................................................................... 63 5.5. Режимы работы мышцы...................................................... 67 5.6. Энергетика мышечного сокращения............................... 68 6. Произвольные движения ............................................................. 71 6.1. Основные принципы организации движений ............ 71 6.2. Роль различных отделов ЦНС 6.3. Роль различных отделов ЦНС в регуляции движений .................................................................................. 77 6.4. Нисходящие моторные системы...................................... 81 7. Сенсорные системы ........................................................................ 83 7.1. Общий план организации и функции сенсорных систем................................................................... 83 7.2. Класификация и механизмы возбуждения рецепторов ................................................................................ 84 7.3. Свойства рецепторов............................................................ 86 7.4. Кодирование информации................................................. 87 7.5. Зрительная сенсорная система ......................................... 88 7.6. Слуховая сенсорная система ............................................. 93 7.7. Вестибулярная сенсорная система .................................. 96 7.8. Двигательная сенсорная система ..................................... 99 7.9. Сенсорные системы кожи, внутренних органов, вкуса и обоняния................................................................... 102 7.10. Переработка, взаимодействие и значение сенсорной информации ...................................................... 105 8. Кровь .................................................................................................... 109 8.1. Состав, объем и функции крови .................................... 110 8.2. Форменные элементы крови ............................................. 112 8.4. Свертывание и переливание крови................................ 118 8.5. Регуляция системы крови.................................................. 121 9. Кровообращение .............................................................................. 123 9.1. Сердце и его физиологические свойства .................... 123 9.2. Движение крови по сосудам (гемодинамика) .......... 128 системы.................... 132 10. Дыхание ............................................................................................... 136 10.1. Внешнее дыхание ................................................................... 136 10.2. Обмен газов в легких и их перенос кровью ............. 139 10.3. Регуляция дыхания .............................................................. 143 11. Пищеварение ...................................................................................... 145 11.1. Общая характеристика пищеварительных процессов .................................................................................. 145 11.2. Пищеварение в различных отделах ........................................... 147 11.3. Всасывание продуктов переваривания пищи ............ 153 612
Стр.612
12. Обмен веществ и энергии ............................................................ 155 12.1. Обмен белков ......................................................................... 155 12.2. Обмен углеводов ................................................................... 156 12.3. Обмен липидов ...................................................................... 157 12.4. Обмен воды и минеральных солей................................ 159 12.5. Обмен энергии ....................................................................... 160 12.6. Регуляция обмена веществ и энергии .......................... 163 13. Выделение ............................................................................................ 165 13.1. Общая характеристика выделительных процессов ................................................................................. 165 13.2. Почки и их функции ........................................................... 165 13.3. Процесс мочеобразования и его регуляция ............... 168 13.4. Гомеостатическая функция почек .................................. 170 13.5. Мочевыведение и мочеиспускание ................................ 170 13.6. Потоотделение ....................................................................... 171 14. Тепловой обмен ................................................................................ 173 14.1. Температура тела человека и изотермия ..................... 173 14.2. Механизмы теплообразования ........................................ 174 14.3. Механизмы теплоотдачи .................................................... 176 14.4. Регуляция теплообмена...................................................... 177 15. Внутренняя секреция ..................................................................... 178 15.1. Общая характеристика эндокринной системы.......... 178 15.2. Функции желез внутренней секреции ......................... 181 15.3. Изменения эндокринных функций при различных состояниях ............................................... 192 Часть II СПОРТИВНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ ......................................................... 198 Раздел I ОБЩАЯ СПОРТИВНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ ........................................ 198 1. Спортивная физиология – учебная и научная дисциплина ........................................................................................ 199 1.1. Спортивная физиология, ее содержание и задачи ..................................................................................... 199 1.2. Кафедра физиологии и ее роль в становлении и развитии спортивной физиологии .............................................................................. 201 1.3. Состояние и перспективы развития спортивной физиологии .............................................................................. 206 2. Адаптация к физическим нагрузкам и резервные возможности организма ............................................................... 210 2.1. Динамика функций организма при адаптации и ее стадии ............................................................................... 211 2.2. Физиологические особенности адаптации к физическим нагрузкам .................................................... 215 613
Стр.613
2.3. Срочная и долговременная адаптация к физическим нагрузкам .................................................... 217 2.4. Функциональная система адаптации ............................. 221 2.5. Понятие о физиологических резервах организма .................................................................................. 224 3. Функциональные состояния спортсменов ............................ 226 3.1. Общая характеристика функциональных состояний ................................................................................... 226 3.2. Физиологические закономерности развития функциональных состояний ............................................. 229 3.3. Виды функциональных состояний .................................. 231 4. Функциональные изменения в организме при физических нагрузках .......................................................... 237 4.1. Изменения функций различных органов и систем организма ............................................................... 237 4.2. Функциональные сдвиги при нагрузках постоянной мощности ......................................................... 240 4.3. Функциональные сдвиги при нагрузках переменной мощности ......................................................... 241 4.4. Прикладное значение функциональных изменений для оценки работоспособности спортсменов.............. 243 5. Физиологическая характеристика состояний организма при спортивной деятельности ............................. 244 5.1. Роль эмоций при спортивной деятельности .............. 244 5.2. Предстартовые состояния .................................................. 247 5.3. Разминка и врабатывание .................................................. 250 5.4. Устойчивое состояние при циклических упражнениях ............................................................................ 252 5.5. Особые состояния организма при ациклических, статических и упражнениях переменной мощности .................................................................................. 253 6. Физическая работоспособность спортсмена ........................ 254 6.1. Понятие о физической работоспособности и методические подходы к ее определению............... 255 6.2. Принципы и методы тестирования физической работоспособности ....................................... 257 6.3. Связь физической работоспособности с направленностью тренировочного процесса в спорте ...................................................................................... 262 6.4. Резервы физической работоспособности .................... 264 7. Физиологические основы утомления спортсменов .......... 269 7.1. Определение и физиологические механизмы развития утомления ............................................................. 269 7.2. Факторы утомления и состояние функций организма ............................................................... 273 614
Стр.614
7.3. Особенности утомления при различных видах физических нагрузок............................................... 275 7.4. Предутомление, хроническое утомление и переутомление .................................................................... 278 8. Физиологическая характеристика восстановительных процессов ................................................... 281 8.1. Общая характеристика процессов восстановления ....................................................................... 281 8.2. Физиологические механизмы восстановительных процессов .......................................... 283 8.3. Физиологические закономерности восстановительных процессов .......................................... 285 Раздел II ЧАСТНАЯ СПОРТИВНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ.................................... 291 9. Физиологическая классификация и характеристика физических упражнений .............................................................. 291 9.1. Различные критерии классификации упражнений .............................................................................. 292 9.2. Современная классификация физических упражнений .............................................................................. 293 9.3. Физиологическая характеристика спортивных поз и статических нагрузок ............................................... 294 8.4. Физиологические мероприятия повышения эффективности восстановления ...................................... 288 9.4. Физиологическая характеристика стандартных циклических и ациклических движений .................................................................................. 298 9.5. Физиологическая характеристика нестандартных движений ................................................... 303 10. Физиологические механизмы и закономерности развития физических качеств ..................................................... 305 10.1. Формы проявления, механизмы и резервы развития силы ........................................................................ 306 10.2. Формы проявления, механизмы и резервы развития быстроты ............................................................... 310 10.3. Формы проявления, механизмы и резервы развития выносливости ...................................................... 313 10.4. Понятие о ловкости и гибкости. Механизмы и закономерности их развития ....................................... 318 11. Физиологические механизмы и закономерности формирования двигательных навыков .................................... 320 11.1. Двигательные умения, навыки и методы их исследования .................................................................... 320 11.2. Физиологические механизмы формирования двигательных навыков ........................................................ 321 615
Стр.615
11.3. Физиологические закономерности и стадии формирования двигательных навыков ......................... 324 11.4. Физиологические основы совершенствования двигательных навыков ........................................................ 330 12. Физиологические основы развития тренированности ..... 333 12.1. Физиологическая характеристика тренировки и состояния тренированности ......................................... 334 12.2. Тестирование функциональной подготовленности спортсменов в покое ...................... 336 12.3. Тестирование функциональной подготовленности спортсменов при стандартных и предельных нагрузках................. 339 12.4. Физиологическая характеристика перетренированности и перенапряжения ................... 343 13. Спортивная работоспособность в особых условиях внешней среды........................................... 346 13.1. Влияние температуры и влажности воздуха на спортивную работоспособность ................................ 346 13.2. Спортивная работоспособность в условиях измененного барометрического давления................... 348 13.3. Спортивная работоспособность при смене ...................................... 353 13.4. Физиологические изменения в организме при плавании .......................................................................... 355 14. Физиологические основы спортивной тренировки женщин ........................................................................ 357 14.1. Морфофункциональные особенности женского организма ............................................................. 357 14.3. Влияние биологического цикла на работоспособность женщин........................................ 370 14.2. Изменения функций организма в процессе тренировок ........................................................ 365 14.4. Индивидуализация тренировочного процесса с учетом фаз биологического цикла ............................. 373 спортивного отбора ......................................................................... 375 спортивного отбора .............................................................. 376 15.2. функциональные особенности и физические качества человека ................................................................. 378 15.4. Значение генетически адекватного и неадекватного выбора спортивной 616 человека в спортивном отборе ........................................ 383
Стр.616
специализации, стиля соревновательной деятельности и сенсомоторного доминирования ..... 390 15.5. Использование генетических маркеров для поиска 16. Влияние генома на функциональное состояние, работоспособность и здоровье спортсменов ......................... 398 16.1. Хранение, передача наследственной информации и расшифровка генома ............................ 398 16.2. Генетические маркеры ДНК в спорте ........................... 402 16.3. Генетические допинги в спорте ....................................... 405 16.4. Обнаружение допингов ...................................................... 415 16.5. Риск для здоровья ................................................................ 417 17. Физиологические основы оздоровительной физической культуры ..................................................................... 421 17.1. Роль физической культуры в условиях современной жизни.............................................................. 422 17.2. Гипокинезия, гиподинамия и их влияние на организм человека .......................................................... 425 17.3. Основные формы оздоровительной физической культуры и их влияние на функциональное состояние организма ........................................................... 428 Часть III ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ ........................................................... 435 1. Общие физиологические закономерности роста и развития организма человека ................................................ 435 1.1. Периодизация и гетерохронность развития ............... 435 1.2. Сенситивные периоды ......................................................... 438 1.3. Влияние наследственности и окружающей среды на развитие организма ......................................................... 441 1.4. Акселерация эпохальная и индивидуальная, биологический и паспортный возраст .......................... 444 2. Физиологические особенности организма детей дошкольного и младшего школьного возраста и их адаптация к физическим нагрузкам ............................ 448 2.1. Развитие центральной нервной системы, высшей нервной деятельности и сенсорных систем .............................................................. 448 система ....................................................................................... 456 2.3. Особенности крови, кровообращения и дыхания ................................................................................. 457 2.4. Особенности пищеварения, обмена веществ и энергии................................................................................... 461 617
Стр.617
2.5. Особенности терморегуляции, процессов выделения и деятельности желез внутренней секреции ............................................................ 462 2.6. Физиологические особенности адаптации детей дошкольного и младшего школьного возраста к физическим нагрузкам .................................................... 466 3. Физиологические особенности организма детей среднего и старшего школьного возраста и их адаптация к физическим нагрузкам ............................ 488 3.1. Развитие центральной нервной системы, высшей нервной деятельности и сенсорных систем .............................................................. 489 система ....................................................................................... 494 3.3. Особенности крови, кровообращения и дыхания .... 497 3.4. Особенности пищеварения, выделения и эндокринной системы ...................................................... 500 3.5. Особенности терморегуляции, обмена веществ и энергии ................................................. 506 3.6. Физиологические особенности адаптации детей среднего и старшего школьного возраста к физическим нагрузкам .................................................... 508 4. Физиологические особенности урока физической культуры в школе ................................................. 530 4.1. Физиологическое обоснование нормирования физических нагрузок для детей школьного возраста ............................................................... 530 4.2. Изменение функций организма школьников на уроке физической культуры ....................................... 533 4.3. Влияние занятий физической культурой на физическое, функциональное развитие, работоспособность и состояние здоровья школьников ................................. 536 за занятиями физической культурой и физиологические критерии восстановления организма школьников ....................... 543 5. Физиологические особенности организма людей зрелого и пожилого возраста и их адаптация к физическим нагрузкам ............................ 548 5.1. Старение, продолжительность жизни, адаптивные реакции и реактивность организма .................................................................................. 549 аппарата, вегетативных и сенсорных систем .............. 553 5.3. Возрастные особенности регуляторных систем ......... 557 618
Стр.618
5.4. Физиологические особенности адаптации людей зрелого и пожилого возраста к физическим нагрузкам .................................................... 561 6. Физиологические особенности переработки информации у спортсменов разного возраста .................... 573 6.1. Значение для спорта процессов переработки информации и их возрастные особенности................ 573 6.2. Физиологические основы процессов восприятия, принятия решения и программирования ответных действий .................... 575 6.3. Скорость и эффективность тактического мышления. Пропускная способность мозга ................. 579 6.4. Помехоустойчивость спортсменов, ее возрастные особенности ................................................ 582 7. Функциональные асимметрии спортсменов разного возраста .............................................................................. 583 7.1. Моторные асимметрии у человека, их возрастные особенности ............................................... 583 7.2. Сенсорные и психические асимметрии. Индивидуальный профиль асимметрии....................... 586 7.3. Проявление функциональной асимметрии у спортсменов.......................................................................... 589 7.4. Физиологические основы управления тренировочным процессом с учетом функциональной асимметрии........................ 593 8. Физиологические основы спортсменов и их развитие в онтогенезе ............................. 595 8.1. особенности человека ........................................................... 596 8.2. Развитие типологических особенностей в онтогенезе ................................................. 598 спортсменов и их учет в тренировочном процессе ..................................................................................... 601 биоритмов и их влияние на работоспособность человека ..................................................................................... 604 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ............................................................................................... 609
Стр.619

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ