МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
БУРЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ ДОРЖИ БАНЗАРОВА
КОРОНАВИРУСНАЯ ИНФЕКЦИЯ
КЛИНИКА И ФАРМАКОТЕРАПИЯ
Рекомендовано Учебно-методическим советом БГУ
в качестве учебного пособия для обучающихся
по специальности 31.05.01 Лечебное дело
Под редакцией И. П. Убеевой
Улан-Удэ
Издательство Бурятского госуниверситета
2021
Стр.1
УДК 616.98(075.80
ББК 51.901.1я73
К 684
Утверждено к печати
редакционно-издательским советом
Бурятского государственного университета
Рецензенты
В. Е. Хитрихеев, д-р мед. наук, проф., зав. кафедрой
госпитальной хирургии БГУ им. Д. Банзарова
Л. Н. Шантанова, д-р биол. наук, проф., зав. лабораторией
безопасности биологически активных веществ ИМБТ СО РАН
К 684 Коронавирусная инфекция: клиника и фармакотерапия:
учебное пособие / Е. А. Убеева, Е. А. Бартанова, Е. Н. Цыбикова,
Я. Г. Разуваева; под редакцией И. П. Убеевой. — УланУдэ:
Издательство Бурятского госуниверситета, 2021. —
148 с. ISBN 978-5-9793-1666-6
В пособии для самоподготовки студентов рассматриваются
вопросы коронавирусной инфекции. Большое внимание уделяется
проблемам патогенеза, синдромальному подходу к оценке клинических
проявлений, вопросам диагностики и лечения. Рассматривается
решение ситуационных задач, приводятся контрольные вопросы,
алгоритмы действия для постановки диагноза, проведения профилактических
мероприятий, схем лечения.
Рекомендовано студентам, ординаторам и специалистам, работающим
в сфере организации оказания медицинской помощи, а
также пациентам с COVID-19.
УДК 616.98(075.80
ББК 51.901.1я73
ISBN 978-5-9793-1666-6
© Бурятский госуниверситет
им. Д. Банзарова, 2021
Стр.2
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СОКРАЩЕНИЙ
АПФ — ангиотензин-превращающий фермент
АТФ — аденозинтрифосфат
АЧТВ — активированное частичное тромбопластиновое время
БПВП — базисный противовоспалительный препарат
в/в — внутривенно
ВГН — верхняя граница нормы
ВОЗ — Всемирная организация здравоохранения
ГИБП — генно-инженерный биологический препарат
ГКС — глюкокортикостероиды
ГЛГ — гемофагоцитарный лимфогистоцитоз
ДН — дыхательная недостаточность
ЖКТ — желудочно-кишечный тракт
ИВЛ — искусственная вентиляция легких
ИВРЗ — иммуновоспалительные ревматические заболевания
ИФН — интерферон
КТ — компьютерная томография
МАНК — метод амплификации нуклеиновых кислот
МЕ — международные единицы измерения
МНО — международное нормализованное отношение
МП — метипреднизолон
НИВЛ — неинвазивная вентиляция легких
НПВП — нестероидный противовоспалительный препарат
НМГ — низкомолекулярный гепарин
НФГ — нефракционированный гепарин
ОДН — острая дыхательная недостаточность
ОРВИ — острая респираторная вирусная инфекция
ОРИ — острая респираторная инфекция
ОРДС — острый респираторный дистресс-синдром
ОРИТ — отделение реанимации и интенсивной терапии
ПОАК — пероральные антикоагулянты
ПЦР — полимеразная цепная реакция
ПЭП — пероральное энтеральное питание
РНК — рибонуклеиновая кислота
САМ — синдром активации макрофагов
СЗП — свежезамороженная донорская плазма
СИЗ — средства индивидуальной защиты
СИЗОД — средства индивидуальной защиты органов дыхания
СКФ — скорость клубочковой фильтрации
СМП — скорая медицинская помощь
СОЭ — скорость оседания эритроцитов
СРБ — С-реактивный белок
3
Стр.3
СШ — септический шок
ТГВ — тромбоз глубоких вен
ТИБ — транспортировочный изолирующий бокс
ТОРИ — тяжелая острая респираторная инфекция
ТОРС (SARS) — тяжелый острый респираторный синдром
ТЭЛА — тромбоэмболия легочной артерии
УФБИ — ультрафиолетовое бактерицидное излучение
ФНО-α — фактор некроза опухолей альфа
ХБП — хроническая болезнь почек
ХОБЛ — хроническая обструктивная болезнь легких
ЭКГ — электрокардиография
ЭКМО — экстракорпоральная мембранная оксигенация
ЭП — энтеральное питание
COVID-19 — инфекция, вызванная новым коронавирусом SARS-CoV-2
СРАР — режим искусственной вентиляции легких постоянным положительным
давлением
FiO2 — концентрация кислорода в дыхательной смеси
IgM — иммуноглобулины класса М
IgG — иммуноглобулины класса G
IgА — иммуноглобулины класса A
MDR — штаммы с множественной резистентностью
MERS — Ближневосточный респираторный синдром
MERS-CoV — коронавирус, вызвавший вспышку Ближневосточного
респираторного синдрома
MRSA — метициллинрезистентный золотистый стафилококк
NT– proBNP — мозговой натрийуретический пептид
PaCO2 — парциальное давление в крови углекислого газа PaO2 — парциальное
давление в крови кислорода
PEEP — постоянно положительное давление в дыхательных путях
(Positive End Expiratory Pressure)
PvO2 — напряжение кислорода в венозной крови
SARS (ТОРС) — тяжелый острый респираторный синдром
SARS-CoV — коронавирус, вызвавший вспышку тяжелого острого респираторного
синдрома
SARS-CoV-2 — новый коронавирус, вызвавший вспышку инфекции в
2019–2020 гг.
SOFA — шкала SOFA (Sequential Organ Failure Assessment) для оценки
органной недостаточности, риска смертности и сепсиса
SpO2 — уровень насыщенности крови кислородом (сатурация)
Vt — дыхательный объем (мл)/масса тела (кг) пациента
XDR — штаммы с экстремальной резистентностью
4
Стр.4
ПРЕДИСЛОВИЕ
Ставшие антропонозными десятки лет назад коронавирусы являются
частыми этиологическими факторами ОРВИ наряду с вирусами
парагриппа, риновирусами и аденовирусами. Инфекция, вызванная
обычными коронавирусами, характеризуется картиной ринита
и доброкачественным течением болезни. Совсем иные характеристики
имеет инфекция, вызванная атипичными коронавирусами:
ввиду особенностей взаимодействия с клетками человека возможно
развитие тяжелого острого респираторного синдрома. Возникновение
новой коронавирусной инфекции COVID-19 зарегистрировано
в конце 2019 г. в Китайской Народной Республике
(КНР) в городе Ухань (провинция Хубэй).
11 февраля 2020 г. Всемирная организация здравоохранения
(ВОЗ) определила официальное название инфекции, вызванной новым
коронавирусом — COVID-19 («Coronavirus disease 2019»). В
тот же день Международный комитет по таксономии вирусов присвоил
возбудителю инфекции официальное название SARS-CoV-2.
В дальнейшем распространение инфекции приобрело пандемический
характер, вирус начал мутировать, появились британский вариант
коронавируса (B.1.1.7 или VUI202012/1), южноафриканский
штамм (B.1.351 или 501Y.V2), в Японии был впервые зафиксирован
бразильский штамм (B.1.1.248 или P.1). В октябре 2020 г. в индийском
штате Махараштра впервые зафиксировано появление штамма
дельта (B.1.617.2), приведшего впоследствии к повторным волнам
заболеваемости на многих территориях, включая страны, ранее
успешно справлявшиеся с распространением вируса.
Инфицирование вирусом SARS-CoV-2 лежит в основе развития
различных форм заболевания, проявления которых могут значительно
варьировать от минимальных субклинических до тяжелых с
многочисленными осложнениями. В патогенезе заболевания отмечались
вирусемия, развитие цитокинового шторма, ДВС-синдром с
тромбозами и тромбоэмболиями, поражение центральной нервной
системы, миокарда, почек, органов пищеварения, эндокринной и
иммунной систем.
С начала пандемии на 23 ноября 2021 г. коронавирусом в мире
заразилось около 258 млн человек, более 5,1 млн умерли. В России,
по данным федерального оперативного штаба по борьбе с корона5
Стр.5
вирусом, зарегистрировано 9,3 млн случаев заражения и 265 тыс.
смертельных случаев.
В данной ситуации у специалистов здравоохранения возникла
необходимость своевременно осуществлять диагностику заболевания
и его осложнений, оказание медицинской помощи больным. В
настоящее время продолжается интенсивное изучение клинических
и эпидемиологических особенностей заболевания, разработка новых
средств его профилактики и лечения.
Данное издание направлено на формирование у обучающихся
компетенций, необходимых для своевременной диагностики и лечения
коронавирусной инфекции: универсальных, общепрофессиональных
и профессиональных.
Универсальные компетенции:
УК-1. Способен осуществлять критический анализ проблемных
ситуаций на основе системного подхода, вырабатывать стратегию
действий
УК-1. ИД-1 УК-1. Формирует собственные мнения и суждения,
аргументирует свои выводы и точку зрения.
УК-1. ИД-2 УК-1. При анализе ситуации отличает факты от
мнений.
ИД-3 УК-1. Выбирает методы и средства решения задачи на основе
оценки их достоинств и недостатков
Общепрофессиональные компетенции (ОПК)
ОПК-5. Способен оценивать морфофункциональные, физиологические
состояния и патологические процессы в организме человека
для решения профессиональных задач
физиологическое состояние и процессы для решения профессиональных
задач.
ОПК.С-5.1 ИД-1 ОПК-5. Представляет основные закономерности
жизнедеятельности организма в норме.
ОПК.С-5.2 ИД-2 ОПК-5. Оценивает морфофункциональное и
ОПК.С-5.3 ИД-3 ОПК-5. Указывает причины и механизмы
типовых патологических процессов, состояний и реакций, их проявления
и значение для организма при развитии различных заболеваний
ОПК.С-5.4 ИД-4 ОПК-5. Решает профессиональные задачи
на основе патофизиологического анализа конкретных данных о патологических
процессах, состояниях, реакциях и заболеваниях.
6
Стр.6
ОПК-7. Способен назначать лечение и осуществлять контроль
его эффективности и безопасности
ОПК.С-7.1 ИД-1 ОПК-7. Предлагает теоретические основы
немедикаментозной и медикаментозной терапии заболеваний и патологических
состояний.
ОПК.С-7.2 ИД-2 ОПК-7. Назначает лечение заболеваний и
патологических состояний.
ОПК.С-7.3 ИД-3 ОПК-7. Демонстрирует готовность осуществлять
контроль эффективности и безопасности лечения заболеваний
и патологических состояний.
ОПК-10. Способен решать стандартные задачи профессиональной
деятельности с использованием информационных, библиографических
ресурсов, медико-биологической терминологии, информационно-коммуникационных
технологий с учетом основных
требований информационной безопасности
ОПК.С-10.2 ИД-2 ОПК-10. Признает необходимость использовать
информационные, информационно-коммуникационные технологии
в практической деятельности.
Профессиональные компетенции (ПК)
Проведение обследования пациента с целью установления диагноза
ПК-3. Готовность к сбору и анализу жалоб пациента, данных
его анамнеза, результатов осмотра, лабораторных, инструментальных,
патолого-анатомических и иных исследований в целях
распознавания состояния или установления факта наличия или отсутствия
заболевания
за жалоб пациента, данных его анамнеза, результатов осмотра, лабораторных,
инструментальных и иных исследований в целях распознавания
состояния или установления факта наличия или отсутствия
заболевания.
ПК.С-3.2 ИД-2 ПК-3. Проводит опрос, выделяет основные
ПК.С-3.3 ИД-3 ПК-3. Демонстрирует навыки объективного
жалобы, особенности анамнеза, проводит физикальный метод исследования
больного, составляет план обследования.
осмотра для оценки патологических состояний.
ПК.С-3.4 ИД-4 ПК-3. Способен интерпретировать жалобы,
данные анамнеза, лабораторных, инструментальных исследований,
7
ПК.С-3.1 ИД-1 ПК-3. Анализирует методику сбора и анали
Стр.7
для оценки физиологических и патологических состояний в организме
человека.
ПК-4. Способность к определению у пациента основных патологических
состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических
форм в соответствии с Международной статистической
классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ)
ПК.С-4.1 ИД-1 ПК-4. Учитывает основные патологические
состояния, симптомы, синдромы заболеваний, их механизмы развития,
признаки наличия или отсутствия заболевания.
ПК.С-4.2 ИД-2 ПК-4. Определяет на основании сбора жалоб,
ПК.С-4.3 ИД-3 ПК-4. Устанавливает и формулирует клинианамнеза
и объективного осмотра у пациента основные патологические
состояния, симптомы и синдромы заболеваний, отклонения от
нормы при лабораторных и инструментальных исследованиях.
ческий диагноз в соответствии с Международной статистической
классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем
(МКБ).
Проведение и контроль эффективности мероприятий по профилактике
и формированию здорового образа жизни и санитарногигиеническому
просвещению населения
ПК-9. Способность и готовность к осуществлению комплекса
мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и
включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение
возникновения заболеваний
ПК-9. ИД-1 ПК-9. Назначает профилактические мероприятия
пациентам с учетом факторов риска в соответствии с действующими
порядками оказания медицинской помощи.
ПК-9. ИД-2 ПК-9. Организует и контролирует проведение
иммунопрофилактики инфекционных заболеваний у взрослого
населения в соответствии с действующими порядками оказания медицинской
помощи.
ПК-9. ИД-3 ПК-9. Проводит противоэпидемические мероприятия
в случае возникновения очага инфекции, в том числе карантинных
мероприятий при выявлении особо опасных (карантинных)
инфекционных заболеваний.
ПК-9. ИД-4 ПК-9. Определяет медицинские показания к введению
ограничительных мероприятий (карантина) и показаний для
направления к врачу-специалисту при возникновении инфекционных
болезней.
8
Стр.8
СОДЕРЖАНИЕ
Список использованных сокращений ……………………………………..
3
Предисловие…………………………………………………………………. 5
История изучения коронавирусной инфекции……………………………. 9
Этиология …………………………………………………………………… 16
Эпидемиология……………………………………………………………… 21
Патогенез……………………………………………………………………. 23
Патоморфология……………………………………………………………. 27
Клинические проявления…………………………………………………… 30
Диагностика коронавирусной инфекции…………………………………..
Лабораторная диагностика COVID-19……………………………………..
35
38
Дифференциальная диагностика…………………………………………… 59
Лечение короновирусной инекции………...………………………………. 60
Этиотропное лечение........................................................................................
61
Патогенетическое лечение…………………………………………………. 70
Антитромботическая терапия при COVID-19 ……………………………. 76
Симптоматическое лечение………………………………………………… 84
Антибактериальная терапия при осложненных формах инфекции ……..
Основные принципы терапии неотложных состояний …………………..
87
90
Особые группы пациентов…………………………………………………. 92
Мониторинг клинических и лабораторных показателей…………………. 101
Медицинская реабилитация при оказании спецализированной
медицинской помощи пациентам с COVID-19 …………………………..
Порядок выписки (перевода) пациентов из медицинской организации ...
103
111
Особенности диспансерного наблюдения за пациентами с COVID-19…. 113
Особенности ведения детей с COVID-19 ……………………………….....
Профилактика коронавирусной инфекции………………………………...
116
122
Тестовые задания……………………………………………………………. 130
Ситуационные задачи………………………………………………………. 141
Библиографический список..……………………………………………….
144
Стр.146