УДК 32.019.5+316.77 (075.8)
ББК [66:76.0]+60.527я73
Ш26
Авторы:
Ф. И. Шарков — доктор социологических наук, профессор, заслуженный
деятель науки РФ, профессор кафедры социологии МГИМО (У) МИД РФ,
заведующий кафедрой общественных связей и медиаполитики факультета журналистики
ИГСУ РАНХиГС, Москва, Россия;
В. Н. Бузин — доктор социологических наук, действительный государственный
советник 3-го класса, главный научный сотрудник ЦНИИОИЗ МЗ РФ,
Москва, Россия;
Иржи Шубрт — доктор философии, заведующий кафедрой исторической
социологии Карлова Университета, Прага, Чехия.
Рецензенты:
В. И. Гостенина — доктор социологических наук, профессор, заведующий
кафедрой социологии Брянского государственного университета им. академика
И. Г. Петровского;
Е. Н. Юдина — доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры
теории и истории социологии Московского государственного университета им.
М. В. Ломоносова.
Ш26
Шарков, Феликс Изосимович.
Медиаполитика и общественное мнение в медиапространстве
: учебное пособие / Ф. И. Шарков, В. Н. Бузин,
И. Шубрт ; под ред. Ф. И. Шаркова. — Москва : Издательскоторговая
корпорация «Дашков и Ко», 2023. — 211 с.
ISBN 978-5-394-04771-8.
DOI 10.29030/ 978-5-394-04771-8-2023.
Учебное пособие посвящено формированию современного
медиапространства. Раскрываются вопросы виртуального медиавоздействия
на аудиторию, формирования и реализации
медиаполитики в сложносетевой структуре. Рассматриваются
особенности формирования общественного мнения в медийном
пространстве.
Для студентов высших учебных заведений, обучающихся
по направлениям подготовки «Журналистика», «Реклама и связи
с общественностью», а также для всех, кто интересуется вопросами
развития современного медиапространства.
ISBN 978-5-394-04771-8
2
© Шарков Ф. И., Бузин В. Н., Шубрт И., 2023
© ООО «ИТК «Дашков и К°», 2023
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
Глава 1. КОММУНИКОЛОГИЯ:
КОММУНИКАЦИИ В МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . 8
1.1. Генезис коммуникологии. Становление теории
коммуникации. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
1.2. Медиакоммуникации и коммуникативные процессы
в медиапространстве . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
1.3. Обеспечение информационно-коммуникационного обмена
в медиапространстве . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
1.4. Развитие современного медиапространства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
1.5. Теории управления медиапространством.
Медиавоздействие на социум . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37
1.6. Расширение виртуального медиапространства. . . . . . . . . . . . . . . . . . 66
Вопросы к семинарским занятиям
и примерные темы рефератов по разделу. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 89
Глава 2. МЕДИАПОЛИТИКА И СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
МЕДИАПРОСТРАНСТВОМ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 91
2.1. Медиаполитика в системе социального управления. . . . . . . . . . . . . 91
2.2. Медиаполитика в сложносетевой структуре
медиапространства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 102
2.3. Принуждение к конформизму в медиапространстве
посредством формирования общественного мнения. . . . . . . . . . . . . . . . 118
Вопросы к семинарским занятиям
и примерные темы рефератов по разделу. . . . . . . . . . . . . . . . . . 121
Глава 3. ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ
В СОЦИАЛЬНОМ И МЕДИЙНОМ ПРОСТРАНСТВЕ . . . . . . . . . . 123
3.1. Общественное мнение и связанные с ним социальные
явления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 123
3.2. Средства массовой коммуникации как инструмент
формирования и выражения общественного мнения. . . . . . . . . . . . . . . 139
3
Стр.3
3.3. Подходы социологов к изучению общественного мнения. . . . . . . 149
3.4. Исследовательский процесс и социологические методы
исследования общественного мнения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 163
3.5. Институционализация и операционализация исследований
общественного мнения в медиапространстве . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 181
Вопросы к семинарским занятиям
и примерные темы рефератов по разделу . . . . . . . . . . . . . . . . . 195
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 198
ЛИТЕРАТУРА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 200
4
Стр.4