Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Детская невропатология (624,00 руб.)

0   0
Первый авторГуровец Г. В.
ИздательствоМ.: ВЛАДОС
Страниц306
ID818862
Аннотацияучебнике даны основные понятия детской невропатологии и комплексного психолого-медико-педагогического изучения и преодоления нарушений психофизического развития с первых дней жизни до младшего школьного возраста. Отдельные разделы учебника посвящены рассмотрению болезней нервной системы, методам реабилитации детей в период посттравматических поражений нервной системы, неврологическим основам патологии речи и их коррекции в зависимости от вида речевых расстройств.
Кому рекомендованоУчебник предназначен для студентов, обучающихся в системе среднего профессионального образования, педагогов и воспитателей дошкольных образовательных организаций, учебник также может быть использован студентами педагогических вузов.
ISBN978-5-907433-60-1
УДК616.8(075.32)
ББК56.12я723
Гуровец, Г.В. Детская невропатология : учебник для средних спец. учеб. организаций и вузов (бакалавриат) / Г.В. Гуровец .— Москва : ВЛАДОС, 2021 .— 306 с. : ил. — (Коррекционная педагогика) .— ISBN 978-5-907433-60-1 .— URL: https://rucont.ru/efd/818862 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Детская_невропатология.pdf
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Детская_невропатология.pdf
УДК 616.8(075.32) ББК 56.12я723 Г95 Г95 Детская невропатология : учебник для средних специаль ных учебных организаций и вузов (бакалавриат) / Г.В. Гуровец. — М. : Издательский Центр ВЛАДОС, 2021. — 303 с. Гуровец Г. В. ISBN 978-5-907433-60-1. В учебнике даны основные понятия детской невропатологии и комплексного психолого-медико-педагогического изучения и преодоления нарушений психофизического развития с первых дней жизни до младшего школьного возраста. Отдельные разделы учебника посвящены рассмотрению болезней нервной системы, методам реабилитации детей в период посттравматических поражений нервной системы, неврологическим основам патологии речи и их коррекции в зависимости от вида речевых расстройств. Учебник предназначен для студентов, обучающихся в системе среднего профессионального образования, педагогов и воспитателей дошкольных образовательных организаций, учебник также может быть использован студентами педагогических вузов. УДК 616.8(075.32) ББК 56.12я723 ISBN 978-5-907433-60-1 © Гуровец Г. В., 2021 © ООО «Издательский Центр ВЛАДОС», 2021 © Художественное оформление. ООО «Изда тель ский Центр ВЛАДОС», 2021 © Оригинал-макет. ООО «Изда тель ский Центр ВЛАДОС», 2021
Стр.3
Оглавление Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7 Цели и задачи курса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7 Краткие сведения о врачах — основоположниках невропатологии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8 Детская невропатология и специальная педагогика . . . . . . . . . 11 РАЗДЕЛ I НЕВРОЛОГИЯ Глава 1. Эволюция нервной системы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16 Общие сведения об эволюции нервной системы . . . . . . . . . . . . 16 Филогенез . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17 Нервная система беспозвоночных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17 Нервная система позвоночных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23 Роль нервной системы в процессе эволюции . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28 Онтогенез . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30 Развитие нервной системы человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30 Развитие моторных функций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34 Развитие сенсомоторных функций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 39 Асимметрия в онтогенезе . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 42 Глава 2. Строение и функции нервной системы человека . . . . 46 Методы изучения нервной системы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 46 Нервная клетка, нервное волокно, глия, синапс . . . . . . . . . . . . . 48 Строение и функции спинного мозга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 52 Строение и функции головного мозга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58 Задний мозг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58 Средний мозг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62 Промежуточный мозг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 64 Подкорковая область . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 66 Конечный мозг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 68 Кора головного мозга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 71 Кровоснабжение мозга и ликворная циркуляция . . . . . . . . . . . . . . . 78 Черепно-мозговые нервы (12 пар) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81 Проводящие пути . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 86 Вегетативная нервная система . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 90 Три блока функционирования нервной системы . . . . . . . . . . . . 93 3
Стр.4
Оглавление РАЗДЕЛ II УЧЕНИЕ О ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ВНД) Глава 1. Физиология высших отделов центральной нервной системы (ЦНС) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 100 Некоторые сведения о развитии нейрофизиологии . . . . . . . . . 100 Роль И. М. Сеченова и И. П. Павлова в создании современной физиологии головного мозга . . . . . . . . . . . . . . . . 111 Глава 2. Основные механизмы осуществления высшей нервной деятельности (ВНД) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 115 Безусловные и условные рефлексы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 115 Анализаторы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 121 Возбуждение и торможение нервных процессов . . . . . . . . . . . 123 Иррадиация, концентрация и взаимная индукция нервных процессов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 130 Системность в коре больших полушарий (динамический стереотип) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 133 Динамическая локализация функций в коре больших полушарий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 134 Сигнальные системы как физиологический механизм познания реальной действительности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 141 Типы высшей нервной деятельности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 144 Значение биоритмов для жизнедеятельности организма . . . . 149 РАЗДЕЛ II I ДЕТСКАЯ НЕВРОПАТОЛОГИЯ Глава 1. Общая невропатология . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 152 Причины заболевания нервной системы в детском возрасте . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 152 Симптомы и синдромы неврологических расстройств . . . . . . 155 Расстройства двигательных функций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 155 Особенности двигательных нарушений у аномальных детей . . . . . . 159 Чувствительные расстройства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 162 Рефлекторная сфера и тонические рефлексы . . . . . . . . . . . . . . . . 163 Вегетативные расстройства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 165 Синдромы нарушений высших корковых функций . . . . . . . . . . . . . 165 4
Стр.5
Глава 2. Частная невропатология. Болезни нервной системы у детей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 168 Дизонтогенез . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 168 Аномалии развития . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 170 Хромосомные нарушения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 171 Генетические расстройства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 173 Прогрессирующие мышечные дистрофии . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 175 Ганглиозидозы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 180 Опухоли мозга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 181 Инфекционные заболевания нервной системы у детей и их последствия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 182 Менингиты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 183 Последствия перенесенных менингитов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 188 Первичные энцефалиты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 191 Вторичные энцефалиты (менингоэнцефалит, энцефаломиелит) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 195 Хорея . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 198 Полиомиелит . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 200 Невриты, полиневриты . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 206 Травматические поражения нервной системы у детей и их последствия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 211 Минимальная мозговая дисфункция (ММД) . . . . . . . . . . . . . . . 217 Детский церебральный паралич (ДЦП) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 219 Ночное недержание мочи (энурез) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 222 Судорожный синдром (эписиндром) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 223 Неврозы (невротические реакции у детей) . . . . . . . . . . . . . . . . 227 Астенические расстройства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 235 Глава 3. Неврологические основы патологии речи у детей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 238 Физиологические механизмы развития речи . . . . . . . . . . . . . . 238 Фонетико-фонематические расстройства речи (ФФН): дислалия, дизартрия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 241 Лексико-грамматические расстройства речи: алалия, детская афазия . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 246 Темпоритмические расстройства речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 249 Заикание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 251 Расстройства письменной речи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 257 5
Стр.6
Оглавление РАЗДЕЛ IV КОМПЛЕКСНОЕ ПСИХОЛОГОМЕДИКОПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ И ПРЕОДОЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ Глава 1. Психомоторное развитие ребенка . . . . . . . . . . . . . . 264 Функциональные системы и их значение в развитии человека . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 264 Возрастное психомоторное развитие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 267 Первый год жизни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 268 Второй год жизни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 272 Третий год жизни . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 273 Дошкольный возраст (с трех до семи лет) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 274 Младший школьный возраст (от семи до 11 лет) . . . . . . . . . . . . . . 275 Глава 2. Общие принципы клинического обследования детей, дифференциальной диагностики, консультирования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 277 Анамнестические сведения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 277 Физическое развитие и внешняя среда, биоритм . . . . . . . . . . 282 Психоневрологические обследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 284 Исследование черепномозговой иннервации . . . . . . . . . . . . . . . . 284 Исследование двигательной сферы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 286 Исследование психической сферы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 286 Дополнительные методы обследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 288 Составление заключения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 290 Глава 3. Психолого-педагогические наблюдения и приемы коррекции отклонений в развитии детей в ДОУ и в семье . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 291 Принципы психолого-педагогических наблюдений и коррекционного воздействия в развитии детей в ДОУ . . . . . 291 Первое впечатление от наблюдения за поведением ребенка . . . . . . 292 Дальнейшие наблюдения за органами чувств, состоянием речи, моторики и уровнем интеллектуального развития ребенка . . . . . . . 294 Динамика наблюдений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 296 Отчет о проделанной за учебный год работе . . . . . . . . . . . . . . . . . 297 Совместная психолого-педагогическая работа ДОУ и семьи . . . . 298 Рекомендуемая литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 303 6
Стр.7

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ