ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ
«СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра теории и методики физического воспитания
М.Ю. Глухова
А.Ю. Дронь
ВОЛЕЙБОЛ:
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
49.03.01 «Физическая культура»
Учебно-методическое пособие
Направление подготовки
Сургут, 2022
– 1 –
Стр.1
УДК 796.325:378.5.016(075.8)
ББК 75.569р30я73-9
Г 55
Печатается по решению
Редакционно-издательского совета
БУ «Сургутский государственный
педагогический университет»
Рецензенты:
Наталья Александровна Бойко, к.п.н., доцент кафедры ТиМФВ
БУ «Сургутского государственного педагогического университета»
Марина Евгеньевна Снигур, к.п.н., доцент кафедры ТиМФВ
БУ «Сургутского государственного педагогического университета»
Глухова, М. Ю.
Г 55
Волейбол: методика обучения : учебно-методическое пособие :
направление подготовки 49.03.01 «Физическая культура» / М. Ю. Глухова,
А. Ю. Дронь ; Департамент образования и науки Ханты-Мансийского
Автономного округа – Югры ; Бюджетное учреждение высшего образования
ХМАО – Югры «Сургутский государственный педагогический
университет». – Сургут : РИО БУ «Сургутский государственный педагогический
университет», 2022. – 109 [1] с. – Текст : непосредственный.
Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с федеральным
государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению
подготовки 44.03.01 «Физическая культура». В пособии представлено 2 модуля,
которые в полном объеме раскрывают содержание реализуемых компетенций
по дисциплине «Спортивные игры с методикой преподавания»: теоретические
и методологические основы обучения волейболу; структура волейбола, методические
основы обучения технике волейбола.
В учебном пособии представлены теоретические материалы, отражающие
содержание учебной дисциплины, приведены вопросы и задания для самоконтроля.
УДК
796.325:378.5.016(075.8)
ББК 75.569р30я73-9
© Глухова М. Ю., Дронь А. Ю., 2022
© БУ «Сургутский государственный педагогический университет», 2022
– 2 –
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ ............................................................................................ 4
ВВЕДЕНИЕ .................................................................................................... 6
РАЗДЕЛ 1. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИМ ДЕЙСТВИЯМ В ВОЛЕЙБОЛЕ ................ 8
У.Э. 1.1. Техника игры, классификация ...................................................... 9
У.Э. 1.2. Методика обучения стойкам и перемещениям ........................... 21
У.Э. 1.3. Методика обучения верхней передаче ......................................... 30
У.Э. 1.4. Методика обучения нижней передаче и приему ......................... 38
У.Э. 1.5. Методика обучения технике подачи ............................................ 48
У.Э. 1.6. Методика обучения технике атакующему
(нападающему) удару .................................................................................... 56
У.Э. 1.7. Методика обучения технике блокирования ................................ 67
РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ
УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ВОЛЕЙБОЛУ ................................................ 75
У.Э.2.1. Особенности проведения уроков по волейболу
в общеобразовательных организациях ........................................................ 76
У.Э.2.2. Развитие физических качеств ........................................................ 108
– 3 –
Стр.3
ПРЕДИСЛОВИЕ
Волейбол, в рамках предмета «Физическая культура», позволяет
обеспечивать эффективное решение оздоровительных, образовательных,
воспитательных и прикладных задач. Необходимо отметить, что для использования
потенциала волейбола необходимо сформировать у занимающихся
определенный уровень владения приемами игры. Качество исполнения технико-тактических
действий в волейболе зависит от уровня соответствующих
двигательных умений и степени сформированности навыков. Поэтому основным
акцентом всех учебных программ по физическому воспитанию
в разделе «Волейбол» является формирование у занимающихся арсенала
приемов техники игры.
При изучении данного курса студенты получают дополнительные
знания о методике обучения в базовых видах спорта, в частности волейбола,
входящих в школьную программу по физической культуре. В процессе обучения
повышается их общетеоретический кругозор, педагогическое мастерство
в применении методов и средств обучения волейболу, что позволяет
в дальнейшем оптимально использовать полученные знания на практике
в обшеобразовательных организациях.
Пособие предназначено для студентов очного отделения, изучающих
дисциплину «Спортивные игры с методикой обучения», относящуюся к обязательной
части (Б1.О.31) основной образовательной программы подготовки
бакалавров по направлению 49.03.01 Физическая культура, профиль «Физкультурно-оздоровительная
деятельность».
Дисциплина «Спортивные игры с методикой обучения» ориентирован
на подготовку бакалавров, обладающих следующими компетенциями:
способен планировать содержание занятий с учетом положений
теории физической культуры, физиологической характеристики нагрузки,
анатомо-морфологических и психологических особенностей занимающихся
различного пола и возраста (ОПК-1);
способен проводить занятия и физкультурно-спортивные мероприятия
с использованием средств, методов и приемов базовых видов физкультурно-спортивной
деятельности по двигательному и когнитивному обучению
и физической подготовке (ОПК-3);
способен обеспечивать соблюдение техники безопасности, профилактику
травматизма, оказывать первую доврачебную помощь (ОПК-7).
Цель пособия: сформировать у студентов навыки применения методов
обучения технике волейбола, с использованием разнообразных средств
обучения и организации деятельности обучающихся.
Решаемые с помощью пособия задачи:
1. Научить выстраивать алгоритм обучения технике волейбола
на различных этапах обучения.
2. Формировать навыки для организации уроков по волейболу, методике
обучения двигательным действиям.
– 4 –
Стр.4
Требования к результатам подготовки бакалавра:
знать:
место волейбола в системе физического воспитания школьников;
профессиональную терминологию волейбола;
классификацию и общую характеристику техники волейбола;
этапы обучения техническим приёмам в волейболе;
средства и методы формирования двигательным действиям;
средства и методы развития физических качеств;
структуру построения занятий, формы и способы организации обучающихся
на уроке;
организацию образовательного процесса по физической культуре
в образовательных организациях общего образования
уметь:
пользоваться профессиональной терминологией в процессе урока;
обосновывать программу обучения техническому приёму на различных
этапах обучения;
составлять комплексы упражнений и заданий, направленных
на освоение технического приёма в волейболе;
выявлять ошибки при обучении техническим приёмам в волейболе;
ставить различные виды задач и организовывать их решение
на занятиях по волейболу;
планировать урок по волейболу;
выстраивать алгоритм обучения техническому элементу в волейболе;
использовать на занятиях по волейболу педагогически обоснованные
формы, методы, средства и приемы организации деятельности занимающихся;
выстраивать структуру урока по волейболу;
развивать физические качества в волейболе;
владеть:
технологией построения процесса обучения технико-тактическим
тий по волейболу;
методами выявления и исправления выявленных ошибок в технике
физических качеств;
иметь опыт:
планирования учебных занятий по волейболу
организации алгоритма обучения технике волейбола
методического обеспечения процесса развития физических качеств
действиям в волейболе;
методами обучения и организацией различных форм учебных заняволейбола;
средствами, методами, приемами обучения, воспитания и развития
в волейболе.
Формы организации самостоятельной работы студентов: планконспект,
ситуационные задачи, практические задания. Самостоятельная работа
тесно связана с аудиторной работой: является дополнением к лекционным,
подготовка к практическим занятиям. Основные формы самостоятельной
работы – это анализ литературы, основной и дополнительной.
– 5 –
Стр.5
ВВЕДЕНИЕ
В структуре школьного образования в сфере физической культуры
волейбол входит в цикл базовых дисциплин в соответствии с государственными
образовательными стандартами, учебными планами и программами.
Волейбол наряду с другими базовыми дисциплинами имеет существенное
значение для воспитания физических качеств и формирования двигательных
умений и навыков у школьников.
Главная задача учебной дисциплины «волейбол» – содействовать
формированию у школьников целостного представления к деятельности волейболиста
(техника, тактика, физическая подготовка). Это требует системного
подхода, при котором школьник получит определённый набор знаний
и умений от этой игры. Очень важна при этом интеграция с другими дисциплинами.
Роль объединённого фактора в процессе обучения школьников волейболу
призваны сыграть межпредметные связи по анатомии, физиологии,
гигиены, истории и др.
Волейбол – это спортивная игра традиционно популярна среди всех
категорий населения страны, благодаря разностороннему воздействию
на организм человека, в том числе эмоциональному. Поэтому, волейбол служит
эффективным средством физического воспитания школьников, что является
актуальным в настоящее время. Практически во всех образовательных
учреждениях волейбол введён в учебные программы. Он широко практикуется
во внеклассной и во внешкольной работе, используется в учреждениях
высшего и среднего образования.
С помощью волейбола достигается цель – формирование основ физической
и духовной культуры личности, повышение ресурсов здоровья,
как системы ценностей, активно и долгосрочно реализуемых в здоровом стиле
жизни.
В школе игра в волейбол занимает важное место. Это объясняется
не только её доступностью и эстетической красотой, но и благотворным влиянием
на развитие жизненно-важных качеств и прежде всего, основных
свойств внимания (интенсивность, устойчивость, переключение).
Наряду с решением задач укрепления здоровья, разносторонней физической
подготовки, совершенствования жизненно-важных двигательных
умений и навыков хорошо поставленное обучение волейболу способствует
выявлению «волейбольных» талантов ещё в школе, а также создаёт предпосылки
для массового приобщения людей разного пола и возраста к систематическим
занятиям этим видом спорта в течение всей жизни.
Волейбол – командная игра, где каждый игрок действует с учётом
действий партнёра. Для игры характерны разнообразные чередования движений,
быстрая смена ситуаций, изменение интенсивности и продолжительности
деятельности каждого игрока.
Условия игровой деятельности приучают занимающихся:
подчинять свои действия интересам коллектива в достижении общей
цели;
– 6 –
Стр.6
действовать с максимальным напряжением своих сил и возможностей,
преодолевать трудности в ходе спортивной борьбы;
постоянно следить за ходом игры, мгновенно оценивать изменяющуюся
обстановку и принимать правильные решения.
Эти особенности способствуют воспитанию у учащихся чувства коллективизма,
настойчивости, решительности, целеустремлённости, внимания
и быстроты мышления, способности управлять своими эмоциями, совершенствованию
основных физических качеств.
Перед тем, как разучивать новое двигательное действие у преподавателя
перед глазами должна быть целостная картина предстоящих действий,
где он последовательно выстраивает программу обучения каждого двигательного
действия в сочетании с развитием физических способностей, необходимых
для лучшего овладения техникой волейбола.
Предлагаемое учебно-методическое пособие позволит студенту выстраивать
алгоритм обучения на каждом этапе освоения техники движения
в волейболе: уровень владения техникой, уровень развития физических способностей,
последовательность упражнений (от легкого к более сложному),
уметь видеть ошибки и способы их устранения.
– 7 –
Стр.7