Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 637035)
Контекстум
Электро-2024

Народы России. Этнографические рассказы для детей. Пустыни Севера и их кочующие обитатели (190,00 руб.)

0   0
Первый авторАлександров Николай Александрович
ИздательствоА. Я. Панафидин
Страниц171
ID81684
Александров, Н.А. Народы России. Этнографические рассказы для детей. Пустыни Севера и их кочующие обитатели / Н. А. Александров , ил.: М. Микешин, А. Шарлеман и др.; Н.А. Александров .— Изд. 2-е, без перемен .— : А. Я. Панафидин, 1898 .— 171 с. — URL: https://rucont.ru/efd/81684 (дата обращения: 28.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

„Эгнографія (въ обшириомъ смысл слова) заслуживаетъ ревпостнаго сод йствія не только какъ предметъ любопытства, но и какъ весьма важное руководство для попіиіанія н а с т о я щ а го и з а к л ю ч е н ! я о буду т е м ъ. <...> Заставить челов ческій умъ усвоить учеиіе о развнтіп—зиачитъ по будить его, сохраняя полное уваженіе къпредкамъ, продолжать прогрессивную работу прошлаго, и продолжать ее съ большей силой, такъ какъ св тъ увеличивается въ мір , и гд толпы варваровъ бре ли ощупью, тамъ цивилизованные люди могутъ бы стро идти впередъ съ открытыми глазами. <...> Вы ставлять остатки грубой, старинной культуры, переиіедшія уже въ безвредный суев рія, и пред назначать ихъ къ разрушенію—является суровою, даже иногда грустною обязанностью этнографа. <...> Такимъ образомъ. въ одно' и тоже вреля сод йствуя прогрессу и уничтожая препятствія, наука этнографія есть несомн ініо пре образовательная наука". <...> Тэйлоръ о важномъ значеніи этнографіи; и, приведя его слова, мы обра тился къ читателю съ сл дуіощиыи вопросами: „существуетъ-лн у насъ, въ какомъ-бы то ни было вид , этнографія, какъ наука; т. е. преподаетсяли она гд нибудь въ заведеніяхъ, знакомо-ли также съ этой наукой общество, и нм етъ-ли оно для изучешя ея какія либо руководства или книги? <...> Пытаясь пополнить этотъ иедостатокъ, я взялъ. на себя скромную задачу: познакомить молодыхъ читателей, въ общедоступной форм легкихъ этпографическихъ разсказовъ, съ разнообразными плеленами, населяющими Россію,—съ ихъ различны ми типами, съ ихъ бытомъ <...>
Народы_России._Этнографические_рассказы_для_детей._Пустыни_Севера_и_их_кочующие_обитатели.pdf
т 96
Стр.1
с ^ ы ^(о • ^ ЭТНОГРАФИЧЕСЕІЕ РАЗСКАЗЫ ДМ Д ТЕІ ->-<СЙ^оП СТЫНИ С ВЕРА И ][ X ъ КОЧУЮЩІЕ ОБИТАТЕЛИ, /У. к. Александрова. Илліострпр(Шпо М. Мшг іііильшъ? А. Шарлемапеыъ и др. Изд. 2-е, безъ перем пъ. Гт. периомъ нздаіпп роііом іідуотсл, к:ікъ необходимое пособіс, учебиимъ комитегоыъ П" Отд л шя собствеинои Его ИЫПЕРАТОГСКАГО ВЕЛІІЧЕСТИЛ кгшцеллріи, при преподавай in геиграфіп Россіц ъъ старшпхъ классахт. Нистшпутоиь и жепскихъ гіичшзіи, а такнс і\ъ Учительской Се.нипиріи Воспитательиаго дома. Одобреил учеиымъ компт томт. ЙІіитеторства Народиаго Просв щеиія, для бибдіотекъ Ггиишій, Прош.пиазій пУ лдиыхъ училищъ. Рекомендуется Учебиьшъ Комитетом^ при Свит іішемъ С иод . для Спбліотокъ мужскихъ л ясекскійсь духоииыхъ уччлчщь. Одобр. Глави. Уиравлеи. БоеииоУчебпыхъ заводеиііі для чтеиія восшітаиипкамЕ Ьоепныхъ Ггиіпазій и Лрош.шіазій. 3 ' 31 О С К И л - Собствопиость кШГжпон торговли; оно ц і ал г. и о для ішоіюродшіхъ, А. Я. ІІосква, Покровка, Лллинт. пер., соб. д. Ш 11—13. 1SS>S. Птшфидина,
Стр.2
ПРЕДИСЛОВІЕ. „Эгнографія (въ обшириомъ смысл слова) заслуживаетъ ревпостнаго сод йствія не только какъ предметъ любопытства, но и какъ весьма важное руководство для попіиіанія настоящаго и заключен! я о буду тем ъ. Распространителямъ здравыхъ началъ и преобразователямъ забяужденій современной культуры этнографія можетъ оказать двоякую помощь. Заставить челов - ческій умъ усвоить учеиіе о развнтіп—зиачитъ побудить его, сохраняя полное уваженіе къпредкамъ, продолжать прогрессивную работу прошлаго, и продолжать ее съ большей силой, такъ какъ св тъ увеличивается въ мір , и гд толпы варваровъ брели ощупью, тамъ цивилизованные люди могутъ быстро идти впередъ съ открытыми глазами. Выставлять остатки грубой, старинной культуры, переиіедшія уже въ безвредный суев рія, и предназначать ихъ къ разрушенію—является суровою, даже иногда грустною обязанностью этнографа. Но это д ло разрушенія, хотя и не особенно от
Стр.3
4 радиое. является не мен е полезиымъ для блага челов чества. Такимъ образомъ. въ одно' и тоже вреля сод йствуя прогрессу и уничтожая препятствія, наука этнографія есть несомн ініо преобразовательная наука". Такъ говорить Эд. Тэйлоръ о важномъ значеніи этнографіи; и, приведя его слова, мы обратился къ читателю съ сл дуіощиыи вопросами: „существуетъ-лн у насъ, въ какомъ-бы то ни было вид , этнографія, какъ наука; т. е. преподаетсяли она гд нибудь въ заведеніяхъ, знакомо-ли также съ этой наукой общество, и нм етъ-ли оно для изучешя ея какія либо руководства или книги?"... Прямымъ, конечно, отв томъ на эти вопросы будетъ абсолютное—н тъ. Въ гимназіяхъ, при урокахъ географіи, и то только въ посл днее время, юношество узиаетъ о народахъ, лиівущихъ въ Россіи, по однимъ только нхъ именамъ, а дал е... какъ въ университетахъ, такъ и въ другихъ высшнхъ учебныхъ за^веденіяхъ, т жо мизериыя св д нія остаются все въ томъ же вид и не обогащаются дальше именъ или назваіий ни на іоту. Общество, пользуясь энциклопедическими познаніями по разнымъ отраслямъ наукъ, въ области этиографіи лишено всякаго понимаііія. Н тъ даже руководства (comреп
Стр.4
5 4тт), по которому можно бьтло-бы пополнить зтохъ проб лъ, и ы тъ даже книги, которая бы заключала въ себ хоть бол е или мен е толково собранный этнографическій матеріалъ. Желающему познакомиться съ этиогра({)іей Россіи необходимо не читать, а рыться по разнымъ путешествіямъ, изсл дованіямъ. зам ткамъ, оппсаишп. и т. д. Въ одномъ изъ сочиііеііій онъ найдетт. различныя описанія, касающіяся одной стороны этнографіи, въ другомъ—другой; въ томъ—филологическія изыскаиія, зд сь — бытовыя, тамъ, опять,—религіозиыя, обрядовыя, промышленный св д нія и т. д.,—и всю эту кучу онъ долженъ перерыть единственно изъ желанія пріобр сти одни эищіклопедическія познаиія. Чтоже касается до д тей, то миогія изъ нихъ читаютъ весьма пространныя описаиія о дикихъ Африки, Америки и другихъ частей св та, знаютъ, по безчислеиной коллекціи картинокъ и разсказовъ, альпійскаго охотника и американскаго эскимоса, но изъ русскихъ народовъ и иародц въ имъ изв стны, какъ по періодическпыъ изданіямъ такъ и по отд лышмъ кшиккамъ, одни само ды. €амо дами, дляд тскаго міра, ограничиваются вс познанія о Россіп, и кром этихъ само довъ д ти никогда ни отъ кого не слышать о разнохарактерной жизни т хъ людей, среди которыхъ они
Стр.5