„Эгнографія (въ обшириомъ смысл слова) заслуживаетъ ревпостнаго сод йствія не только какъ предметъ любопытства, но и какъ весьма важное руководство для попіиіанія н а с т о я щ а го и з а к л ю ч е н ! я о буду т е м ъ. <...> Заставить челов ческій умъ усвоить учеиіе о развнтіп—зиачитъ по
будить его, сохраняя полное уваженіе къпредкамъ, продолжать прогрессивную работу прошлаго, и продолжать ее съ большей силой, такъ какъ св тъ увеличивается въ мір , и гд толпы варваровъ бре
ли ощупью, тамъ цивилизованные люди могутъ бы
стро идти впередъ съ открытыми глазами. <...> Вы
ставлять остатки грубой, старинной культуры, переиіедшія уже въ безвредный суев рія, и пред
назначать ихъ къ разрушенію—является суровою, даже иногда грустною обязанностью этнографа. <...> Такимъ образомъ. въ одно' и тоже вреля сод йствуя прогрессу и уничтожая препятствія, наука этнографія есть несомн ініо пре
образовательная наука". <...> Тэйлоръ о важномъ значеніи этнографіи; и, приведя его слова, мы обра
тился къ читателю съ сл дуіощиыи вопросами: „существуетъ-лн у насъ, въ какомъ-бы то ни было вид , этнографія, какъ наука; т. е. преподаетсяли она гд нибудь въ заведеніяхъ, знакомо-ли также съ этой наукой общество, и нм етъ-ли оно для изучешя ея какія либо руководства или книги? <...> Пытаясь пополнить этотъ иедостатокъ, я взялъ. на себя скромную задачу: познакомить молодыхъ читателей, въ общедоступной форм легкихъ этпографическихъ разсказовъ, съ разнообразными плеленами, населяющими Россію,—съ ихъ различны
ми типами, съ ихъ бытомъ <...>
Народы_России._Этнографические_рассказы_для_детей._Пустыни_Севера_и_их_кочующие_обитатели.pdf
с ^
ы
^(о
•
^
ЭТНОГРАФИЧЕСЕІЕ
РАЗСКАЗЫ ДМ Д ТЕІ
->-<СЙ^оП
СТЫНИ С ВЕРА
И ][ X ъ
КОЧУЮЩІЕ ОБИТАТЕЛИ,
/У. к.
Александрова.
Илліострпр(Шпо М. Мшг іііильшъ?
А. Шарлемапеыъ и др.
Изд. 2-е, безъ перем пъ.
Гт. периомъ нздаіпп роііом іідуотсл, к:ікъ необходимое пособіс, учебиимъ комитегоыъ П"
Отд л шя собствеинои Его ИЫПЕРАТОГСКАГО ВЕЛІІЧЕСТИЛ кгшцеллріи, при преподавай in
геиграфіп Россіц ъъ старшпхъ классахт. Нистшпутоиь и жепскихъ гіичшзіи, а такнс
і\ъ Учительской Се.нипиріи Воспитательиаго дома. Одобреил учеиымъ компт томт.
ЙІіитеторства Народиаго Просв щеиія, для бибдіотекъ Ггиишій, Прош.пиазій пУ лдиыхъ
училищъ. Рекомендуется Учебиьшъ Комитетом^ при Свит іішемъ С иод . для
Спбліотокъ мужскихъ л ясекскійсь духоииыхъ уччлчщь. Одобр. Глави. Уиравлеи. БоеииоУчебпыхъ
заводеиііі для чтеиія восшітаиипкамЕ Ьоепныхъ Ггиіпазій и Лрош.шіазій.
3
'
31 О С К И л -
Собствопиость кШГжпон торговли; оно ц і ал г. и о для ішоіюродшіхъ, А. Я.
ІІосква, Покровка, Лллинт. пер., соб. д. Ш 11—13.
1SS>S.
Птшфидина,
Стр.2
ПРЕДИСЛОВІЕ.
„Эгнографія (въ обшириомъ смысл слова) заслуживаетъ
ревпостнаго сод йствія не только какъ
предметъ любопытства, но и какъ весьма важное
руководство для попіиіанія настоящаго
и заключен! я о буду тем ъ. Распространителямъ
здравыхъ началъ и преобразователямъ
забяужденій современной культуры этнографія можетъ
оказать двоякую помощь. Заставить челов -
ческій умъ усвоить учеиіе о развнтіп—зиачитъ побудить
его, сохраняя полное уваженіе къпредкамъ,
продолжать прогрессивную работу прошлаго, и
продолжать ее съ большей силой, такъ какъ св тъ
увеличивается въ мір , и гд толпы варваровъ брели
ощупью, тамъ цивилизованные люди могутъ быстро
идти впередъ съ открытыми глазами. Выставлять
остатки грубой, старинной культуры,
переиіедшія уже въ безвредный суев рія, и предназначать
ихъ къ разрушенію—является суровою,
даже иногда грустною обязанностью этнографа.
Но это д ло разрушенія, хотя и не особенно от
Стр.3
4
радиое. является не мен е полезиымъ для блага
челов чества. Такимъ образомъ. въ одно' и тоже
вреля сод йствуя прогрессу и уничтожая препятствія,
наука этнографія есть несомн ініо преобразовательная
наука".
Такъ говорить Эд. Тэйлоръ о важномъ значеніи
этнографіи; и, приведя его слова, мы обратился
къ читателю съ сл дуіощиыи вопросами:
„существуетъ-лн у насъ, въ какомъ-бы то ни было
вид , этнографія, какъ наука; т. е. преподаетсяли
она гд нибудь въ заведеніяхъ, знакомо-ли
также съ этой наукой общество, и нм етъ-ли
оно для изучешя ея какія либо руководства или
книги?"...
Прямымъ, конечно, отв томъ на эти вопросы
будетъ абсолютное—н тъ.
Въ гимназіяхъ, при урокахъ географіи, и то
только въ посл днее время, юношество узиаетъ
о народахъ, лиівущихъ въ Россіи, по однимъ только
нхъ именамъ, а дал е... какъ въ университетахъ,
такъ и въ другихъ высшнхъ учебныхъ за^веденіяхъ,
т жо мизериыя св д нія остаются все
въ томъ же вид и не обогащаются дальше именъ
или назваіий ни на іоту. Общество, пользуясь энциклопедическими
познаніями по разнымъ отраслямъ
наукъ, въ области этиографіи лишено всякаго
понимаііія. Н тъ даже руководства (comреп
Стр.4
5
4тт), по которому можно бьтло-бы пополнить
зтохъ проб лъ, и ы тъ даже книги, которая бы
заключала въ себ хоть бол е или мен е толково
собранный этнографическій матеріалъ. Желающему
познакомиться съ этиогра({)іей Россіи необходимо
не читать, а рыться по разнымъ путешествіямъ,
изсл дованіямъ. зам ткамъ, оппсаишп.
и т. д. Въ одномъ изъ сочиііеііій онъ найдетт.
различныя описанія, касающіяся одной стороны
этнографіи, въ другомъ—другой; въ томъ—филологическія
изыскаиія, зд сь — бытовыя, тамъ,
опять,—религіозиыя, обрядовыя, промышленный
св д нія и т. д.,—и всю эту кучу онъ долженъ
перерыть единственно изъ желанія пріобр сти
одни эищіклопедическія познаиія.
Чтоже касается до д тей, то миогія изъ нихъ
читаютъ весьма пространныя описаиія о дикихъ
Африки, Америки и другихъ частей св та, знаютъ,
по безчислеиной коллекціи картинокъ и разсказовъ,
альпійскаго охотника и американскаго
эскимоса, но изъ русскихъ народовъ и иародц въ
имъ изв стны, какъ по періодическпыъ изданіямъ
такъ и по отд лышмъ кшиккамъ, одни само ды.
€амо дами, дляд тскаго міра, ограничиваются вс
познанія о Россіп, и кром этихъ само довъ д ти
никогда ни отъ кого не слышать о разнохарактерной
жизни т хъ людей, среди которыхъ они
Стр.5