Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634840)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Дизайн-образование в Кузбассе: направления, тенденции, перспективы (290,00 руб.)

0   0
АвторыГендина Н. И., Елисеенков Г. С., КемГИК
ИздательствоИздательство КемГИК
Страниц237
ID816812
АннотацияВ монографии впервые собран, осмыслен и систематизирован материал, отражающий становление и развитие дизайн-образования в Кузбассе. Раскрываются методологические и методические основы отечественного дизайн-образования. Анализируются основные этапы развития дизайна в Кузбассе. Характеризуется предпрофессиональное и профессиональное дизайн-образование в Кузбассе. Рассматривается подготовка дизайнеров в системе художественных образовательных организаций Кузбасса. Намечаются перспективы развития дизайн-образования в условиях цифровой трансформации общества и компьютеризации проектной художественно-творческой деятельности обучающихся.
Кому рекомендованоМонография предназначена студентам и преподавателям образовательных организаций предпрофессионального, среднего профессионального и высшего образования, работникам культуры и искусства, широкому кругу читателей.
ISBN978-5-8154-0649-0
УДК7.012:378 (571.17)
ББК30.18+74.58 (2 Рос-4 Кем)
Дизайн-образование в Кузбассе: направления, тенденции, перспективы : коллективная монография / ред.: Н. И. Гендина, Г. С. Елисеенков; КемГИК .— Кемерово : Издательство КемГИК, 2022 .— 237 с. : ил. — Библиогр.: с. 186-203 ; ил. — ISBN 978-5-8154-0649-0 .— URL: https://rucont.ru/efd/816812 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Дизайн-образование_в_Кузбассе_направления,_тенденции,_перспективы.pdf
УДК 7.012:378 (571.17) ББК 30.18+74.58 (2 Рос-4 Кем) Д44 Г. С. Елисеенков, профессор, почетный работник высшего профессионального образования РФ Рецензенты: Н. И. Гендина, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ; Научные редакторы: ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», почетный работник высшего профессионального образования РФ (г. Кемерово); ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет» (г. Барнаул); А. Л. Майтаков, доктор технических наук, доцент, Л. И. Нехвядович, доктор искусствоведения, доцент, директор института гуманитарных наук «Союз художников России», заслуженный художник РФ (г. Новосибирск) Коллектив авторов: Елисеенков Г. С., введение, гл. 2, п. 2.1, заключение; Казарина Т. Ю., гл. 2, п. 2.2; Казарин С. Н., гл. 2, п. 2.2; Мелкова С. В., гл. 1, п. 1.3; Пашкова И. В., гл. 2, п. 2.3; Попова Н. С., гл. 1, п. 1.1; Рысаева С. Ф., гл. 1, п. 1.2; Рысаева Т. Д., гл. 1, п. 1.2; Черданцева А. А., гл. 2, п. 2.4. Д44 Дизайн-образование в Кузбассе: направления, тенденции, перспективы : кол. монография / под науч. ред. Н. И. Гендиной, Г. С. Елисеенкова ; Кемеровский государственный институт культуры. – Кемерово : КемГИК, 2022. – 237 с.: ил. – Текст : непосредственный. ISBN 978-5-8154-0649-0 В монографии впервые собран, осмыслен и систематизирован материал, отражающий становление и развитие дизайн-образования в Кузбассе. Раскрываются методологические и методические основы отечественного дизайн-образования. Анализируются основные этапы развития дизайна в Кузбассе. Характеризуется предпрофессиональное и профессиональное дизайн-образование в Кузбассе. Рассматривается подготовка дизайнеров в системе художественных образовательных организаций Кузбасса. Намечаются перспективы развития дизайн-образования в условиях цифровой трансформации общества и компьютеризации проектной художественно-творческой деятельности обучающихся. Книга предназначена студентам и преподавателям образовательных организаУДК 7.012:378 (571.17) ББК 30.18+74.58 (2 Рос-4 Кем) ISBN 978-5-8154-0649-0 © Коллектив авторов, 2022 © ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры», 2022 2 В. В. Иванкин, академик Российской академии художеств, профессор, председатель Новосибирского регионального отделения ВТОО ций предпрофессионального, среднего профессионального и высшего образования, работникам культуры и искусства, широкому кругу читателей.
Стр.2
ВВЕДЕНИЕ Современный дизайн интерпретируется как феномен культуры с ярко выраженным проектным характером, как способ мышления по преобразованию предметно-пространственного окружения, как художественное проектирование смыслового информационного пространства и семантики предметов. Дизайн обладает большими возможностями в развертывании визуальной коммуникации, поскольку оперирует знаками, символами, визуальными и художественными образами, которые лежат в основе фирменного стиля, пиктографических комплексов. Графическая символика, вся знаковая система графического дизайна формирует особый международный визуальнообразный язык, который не требует текстового перевода. Это язык айдентики, инфографики, международных выставок, рекламы, полиграфических изданий, телевидения, интернет-ресурсов. В настоящее время визуальная коммуникация стала непременным атрибутом нашей повседневной жизни, который создает многомерное пространство жизнедеятельности, проектирует и программирует образ жизни. Визуальная коммуникация формирует визуально-образную среду, открытую непосредственному зрительному восприятию, несущую визуальные знаковые контексты, в которых выражаются культурные ценности и идеалы. Именно эти социальные характеристики и возможности дизайна привлекают пристальное внимание к формированию системы образования в сфере художественного проектирования. Дизайнобразование отражает структурные и функциональные аспекты художественного проектирования, поскольку, будучи сложным, многокомпонентным и многофункциональным явлением, дизайн характеризуется большим количеством концепций, типов, видов, направлений, стилей. Важнейшим фактором формирования российской системы дизайн-образования всегда были идеология и аксиология дизайна как основа разработки содержания, художественных принципов и методов обучения. Если ретроспективный анализ мирового опыта дизайн-образования выявляет множество концептуальных устано3
Стр.3
вок – от функционализма и арт-дизайна до альтернативного проектирования в духе постмодернизма, то российская система дизайнобразования всегда отличалась ориентацией на гуманистические традиции и классическую эстетику. Формирование методологических основ дизайн-образования в Кузбассе, как и всего российского образования в сфере дизайна, началось в 1920-х годах на основе педагогических идей и установок представителей Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС). Настоящим открытием для мирового искусства стало формирование в России в 1920-х годах новой концепции формообразования – конструктивизма в архитектуре и дизайне. Названная концепция определила не только направление развития дизайна, но и заложила фундамент соответствующей системы дизайн-образования. Становление дизайн-образования в Кузбассе отражает первая глава данной монографии, в которой показано влияние на формирование дизайн-образования в 1960-х годах двух альтернативных установок: аксиоморфологической концепции, разработанной сотрудниками Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики (ВНИИТЭ), и концепции художественного проектирования, предложенной организаторами Центральной учебноэкспериментальной студии художественного проектирования Союза художников СССР. Логика развития дизайн-образования в конечном итоге привела к интеграции указанных концептуальных подходов. С одной стороны, в дизайне крайне важны функциональные аспекты, особенно в промышленном дизайне, для которого актуальны эргономические исследования, художественное конструирование, технические и технологические вопросы. С другой стороны, художественные аспекты актуальны для всех видов дизайна по определению, но особенно важны в графическом дизайне, арт-дизайне и др. Поэтому становление дизайн-образования в Кузбассе происходило путем создания художественных образовательных организаций различных типов и уровней: детских художественных школ и школ искусств, учреждений дополнительного образования; художественных училищ, техникумов и колледжей; высших учебных заведений, в которых внедрялись образовательные программы различного уровня. 4
Стр.4
Формированию системы дизайн-образования в Кузбассе посвящена вторая глава монографии. В настоящее время расширяются области применения дизайна, особенно в связи с распространением информационно-коммуникационных технологий. Появляются новые виды и направления дизайна, происходит переосмысление традиционных форм, направлений и процессов в дизайне. Все эти изменения отражаются в современных образовательных программах. Обращение к анализу дизайн-образования как современного феномена актуализируется, с одной стороны, стремительным развитием этого вида художественно-педагогической деятельности, расширением сфер и направлений дизайн-образования, а с другой стороны, недостаточным осмыслением уровня, структуры, процессов образования в сфере дизайна. Особое внимание уделено рассмотрению современных моделей дизайна – структурно-объектной, функциональной и системнодеятельностной, а также моделей дизайн-образования. Поэтому образовательные программы анализируются в первую очередь с точки зрения их соответствия моделям дизайна и тенденциям его развития. В общей картине образовательных программ выявляются звенья, не представленные в дизайн-образовании, а также образовательные программы, направленные на развитие конкретных видов дизайна. Разработка моделей образовательных программ в сфере дизайна осуществляется на основе различных концептуальных подходов: компетентностного, концептуально-ретроспективного, функционально-морфологического, профессиографического, системно-деятельностного. Применение обозначенных концептуальных подходов с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО) и профессиональных стандартов позволило сформировать модели образовательных программ в сфере дизайна для различных уровней подготовки: бакалавриата, магистратуры и ассистентуры-стажировки. Были разработаны необходимые параметры для построения данных моделей образовательных программ, которые можно применить при формировании образовательных программ по различным видам дизайна с необходимыми модификациями. 5
Стр.5
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ (Елисеенков Г. С., профессор)…………….………… 3 Глава 1. ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ В КУЗБАССЕ 1.1. Формирование методологических и методических основ отечественного дизайн-образования (Попова Н. С., кандидат искусствоведения)…………………………………………...……… 7 1.2. Основные этапы развития дизайна в Кузбассе (Рысаева С. Ф., кандидат искусствоведения, Рысаева Т. Д., кандидат искусствоведения, доцент)……………………….………………... 27 1.3. Становление и развитие дизайн-образования в системе художественных образовательных организаций Кузбасса (Мелкова С. В., кандидат технических наук, доцент)………………… 61 Глава 2. ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ В КУЗБАССЕ 2.1. Модели высшего образования в сфере дизайна (Елисеенков Г. С., профессор).……………………………………………….. 84 2.2. Состояние и перспективы развития среднего профессионального дизайн-образования в Кузбассе (Казарин С. Н., доцент; Казарина Т. Ю., доцент)…………………………………………… 116 2.3. Предпрофессиональное дизайн-образование в Кузбассе (Пашкова И. В., доцент)…………………………………………… 135 2.4. Инновационные образовательные организации Кузбасса в сфере дизайна (Черданцева А. А., кандидат технических наук)……………………………………..…………………………… 164 ЗАКЛЮЧЕНИЕ (Елисеенков Г. С., профессор)……...…………… 181 БИБЛИОГРАФИЯ…………………………………………………... 186 ИЛЛЮСТРАЦИИ…………………………………………………... 204 236
Стр.236

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ