Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

«Неудобное» искусство: судьбы художников, художественных коллекций и закон. В 2 т. Т. 1 (5000,00 руб.)

0   0
Первый авторБоннер А. Т.
АвторыНенашева З. С.
ИздательствоМ.: Проспект
Страниц472
ID813027
АннотацияНастоящая книга, возможно, является самым оригинальным сочинением известного российского правоведа профессора А. Т. Боннера. Его проблематика находится на грани изобразительного искусства и юриспруденции. Автор ведет речь о судьбах художников и коллекционеров, а также о предметах изобразительного искусства, так или иначе оказавшихся втянутыми в орбиту гражданского, арбитражного или уголовного судопроизводства. В результате получился совершенно оригинальный сплав популярной работы и научного исследования. В книге представлены образы ряда художников («Таможенник» Руссо, Гюстав Курбе, Винсент Ван Гог, Поль Гоген, Пабло Пикассо и др.) не только как создателей всемирно известных шедевров, но и в качестве живых людей с их достоинствами, недостатками, а порой и пороками. Автору они оказались интересными потому, что их жизненный путь либо судьба их наследия в силу тех или иных обстоятельств оказались тесно связанными с различными судебными или полицейскими разбирательствами. В частности, на основе глубокого анализа писем Ван Гога и книги Гогена «Прежде и потом» предлагается достаточно убедительная версия событий, связанных с отсечением уха Ван Гога. Автор книги не согласен и с общеизвестной версией смерти художника, якобы произошедшей вследствие его самоубийства. В работе обсуждаются и весьма острые и спорные проблемы реституции культурных ценностей, судьбы «трофейного искусства», состояния современного художественного рынка и некоторые другие явления, находящиеся на стыке права и истории искусства. Рассматривая весьма яркие, нашедшие отклик в судебной и интеллектуальной среде сюжеты (дело по иску Марты Ниренберг к Правительству РФ об истребовании 17 картин, находящихся в российских музеях; дело по иску мадам Сент-Арроман к Лувру об истребовании картины «Вахканалия», предположительно принадлежащей кисти величайшего французского художника Никола Пуссена и др.), автор опровергает старые и убедительно обосновывает новые увлекательные версии некоторых событий из мира искусства. В частности, на основе материалов одного из уголовных дел разоблачается лживая и раскрывается подлинная история создания Музея В. А. Тропинина и московских художников его времени. При анализе этих и ряда других сюжетов в труде рассматриваются и чисто процессуальные вопросы (о судебной искусствоведческой экспертизе, законности, обоснованности и мотивированности судебного решения и др.). Настоящее 3-е издание книги выходит в значительно обновленном виде по сравнению с двумя предыдущими. В него включен ряд новых параграфов, а многие другие разделы дополнены новым интересным материалом.
Кому рекомендованоДля любителей изобразительного искусства и правоведов, а также самого широкого круга читателей.
ISBN978-5-9988-1017-6 (Т. 1)
УДК351.853+347.919
ББК67.410+79.0
Боннер, А.Т. «Неудобное» искусство: судьбы художников, художественных коллекций и закон. В 2 т. Т. 1 = «Inconvenient» Art: the Destines of Artists and Art Collections and the Law : in 2 vols. Vol 1 : монография / ред. З.С. Ненашева; А.Т. Боннер .— 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Проспект, 2021 .— 472 с. : ил. — ISBN 978-5-9988-1017-6 (Т. 1) .— ISBN 978-5-9988-1019-0 .— URL: https://rucont.ru/efd/813027 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

«Неудобное»_искусство_судьбы_художников,_художественных_коллекций_и_закон._Том_1._.pdf
ББК 6УДК 351.853+347.919 Б7.410+79.081 Автор: Боннер А. Т., доктор юридических наук, профессор кафедры гражданского и административного судопроизводства МГЮА имени О. Е. Кутафина, заслуженный деятель науки РФ. Ответственный редактор кандидат исторических наук, доцент исторического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова З. С. Ненашева. Б81 Боннер А. Т. «Неудобное» искусство: судьбы художников, художественных коллекций и закон : монография : в 2 т. / отв. ред. З. С. Ненашева. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : РГ-Пресс, 2021. Т ISBN 978-5-9988-1019-0 . 1. — 440 с. ISBN 978-5-9988-1017-6 (т. 1) Настоящая книга, возможно, является самым оригинальным сочинением известного российского правоведа профессора А. Т. Боннера. Его проблематика находится на грани изобразительного искусства и юриспруденции. Автор ведет речь о судьбах художников и коллекционеров, а также о предметах изобразительного искусства, так или иначе оказавшихся втянутыми в орбиту гражданского, арбитражного или уголовного судопроизводства. В результате получился совершенно оригинальный сплав популярной работы и научного исследования. В книге представлены образы ряда художников («Таможенник» Руссо, Гюстав Курбе, Винсент Ван Гог, Поль Гоген, Пабло Пикассо и др.) не только как создателей всемирно известных шедевров, но и в качестве живых людей с их достоинствами, недостатками, а порой и пороками. Автору они оказались интересными потому, что их жизненный путь либо судьба их наследия в силу тех или иных обстоятельств оказались тесно связанными с различными судебными или полицейскими разбирательствами. В частности, на основе глубокого анализа писем Ван Гога и книги Гогена «Прежде и потом» предлагается достаточно убедительная версия событий, связанных с отсечением уха Ван Гога. Автор книги не согласен и с общеизвестной версией смерти художника, якобы произошедшей вследствие его самоубийства. В работе обсуждаются и весьма острые и спорные проблемы реституции культурных ценностей, судьбы «трофейного искусства», состояния современного художественного рынка и некоторые другие явления, находящиеся на стыке права и истории искусства. Рассматривая весьма яркие, нашедшие отклик в судебной и интеллектуальной среде сюжеты (дело по иску Марты Ниренберг к Правительству РФ об истребовании 17 картин, находящихся в российских музеях; дело по иску мадам Сент-Арроман к Лувру об истребовании картины «Вахканалия», предположительно принадлежащей кисти величайшего французского художника Никола Пуссена и др.), автор опровергает старые и убедительно обосновывает новые увлекательные версии некоторых событий из мира искусства. В частности, на основе материалов одного из уголовных дел разоблачается лживая и раскрывается подлинная история создания Музея В. А. Тропинина и московских художников его времени. При анализе этих и ряда других сюжетов в труде рассматриваются и чисто процессуальные вопросы (о судебной искусствоведческой экспертизе, законности, обоснованности и мотивированности судебного решения и др.). Настоящее 3-е издание книги выходит в значительно обновленном виде по сравнению с двумя предыдущими. В него включен ряд новых параграфов, а многие другие разделы дополнены новым интересным материалом. Для любителей изобразительного искусства и правоведов, а также самого широкого круга читателей. 7.410+79.0 ISBN 978-5-9988-1019-0 ISBN 978-5-9988-1017-6 (т. 1) ©© Боннер А. Т., 2013 ББК 6УДК 351.853+347.919 Боннер А. Т., 2020, с изменениями
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ ИЗДАТЕЛЯ, ИЛИ ВМЕСТО «МНЕНИЕ РЕДАКЦИИ МОЖЕТ НЕ СОВПАДАТЬ С ТОЧКОЙ ЗРЕНИЯ АВТОРА» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 ПРЕДИСЛОВИЕ ОТВЕТСТВЕННОГО РЕДАКТОРА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6 ОЧЕРК 1. ХУДОЖНИКИ И ЗАКОН. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12 § 1. «Таможенник» Руссо перед судом присяжных . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12 § 2. Искусство и политика есть вещи несовместные, или Гюстав Курбе и Вандомская колонна . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22 § 3. Кто отрезал ухо Ван Гогу? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 37 § 4. Наследие и наследники Пабло Пикассо. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 56 § 5. Судьба художественного наследия Казимира Малевича . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81 § 6. Художники Рерихи: споры после смерти . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 99 ОЧЕРК 2. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СОБРАНИЯ И КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ. . . . . . . . 139 § 1. Коллекция С. И. Щукина: неравная попытка спора гражданина с государством . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 139 § 2. Великий князь Николай Константинович Романов и его коллекция произведений искусства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 144 § 3. «Искусствоведы» в штатском. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 182 § 4. Как «родное государство» до нитки обобрало коллекционеров Ф. Е. Вишневского и В. В. Трескина, а также подлинная история создания Музея В. А. Тропинина и московских художников его времени. . . . . 198 § 5. Когда таможня не дает «Добро». . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 244 § 6. Имеют ли цену государственные награды СССР? . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 290 § 7. Как создавался последний советский художественный музей, или С картинами не расставайтесь. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 339 § 8. Таинственная коллекция Элия Белютина . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 349 § 9. Об одной выставке в музеях Московского Кремля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 368 ПРИЛОЖЕНИЕ. ПРИГОВОР ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ СОВЕТСКОЙ ФЕДЕРАТИВНОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 386 Содержание 439
Стр.439

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ