Изученіе пов рій и сказокъ о зайцахъ представдяетъ научный интересъ, такь какъ даетъ возмо/кность установить генетическую связь между пов рьямп и сказками и свести ихъ къ немногимъ основнымъ, древнимъ мотивамъ. <...> Это значеніе расширжітся, когда, какъ въ настоящемъ случа при изученіи н которыхъ иов рій и сказокъ о зайцахъ. можно нам тить точки соприкосновенія между пов рьемъ и сказкоіі и опред лить внутреннее ихъ родство и взаимное соотношеніе. <...> На первое м сто я ставлю темное пов рье, что нссчастье должно постигнуть челов ка, если ему встр тится или переб яштъ дорогу заяцъ. <...> Пов рье это распространено повсем стно въ Россіи, с верной и южной, восточной и западной, у Б лаго и Чернаго морей, по Волг и ДнЬпру. <...> Вс мъ изв стно, что русскій челов къ остерегается встр чи съ зайцемъ, а при встр ч плюетъ на сторону, бранитъ этого маленькаго и робкаго зв рька, какъ предв стника неудачи пли несчастія, принимаетъ иногда охранительныя м ры. <...> . Зд сь заяцъ получилъ аначеніо предв стника удачи, в роятно, въ силу сопоставлцнія оъ волкомъ. <...> На ч мъ основано пов рье о несчастномъ значеніи встр чи ОЪ :іайцемъ? <...> Нлижайшій источникъ того пов рья—демоничеОВОб ВВ&Ч6ВІ6 найца, въ однихъ м стахъ совс мъ забытое, въ другихъ забываомоо, древн йшій источникъ—религіозно-ми(шчоскоо отношині ііаііца къ лун . <...> Малороссы в рятъ, что заяцъ сотворенъ чортомі.-онь служитъ чорту поредовымъ ('/уЛшск/м, I, 55). <...> Б лоруссы іоворягь, что пи пуги свадебнаго ио зда въ церковь чортъ можотъ переб жать дорогу чернымъ зайцемъ иди <...>
Заяц_в_народной_словесности.pdf
i!
•
иічнль.
1
>
Ч
> .
Стр.1
Н. . Сумцовъ.
в&мщъ
въ
НАРОДНОЙ СІОВЕСНОСТИ.
,
.
. .<М» і
.
.
{Изъ Х-й кнти „Этнографичесшо 0()озр піяи
).
ь&цИ
0 С Е В А.
Высочавше утв. Т-вп (Ікоропечатни А. А. Левенсокъ. Петровка д. Левеисонъ.
18 І.
Стр.2