УДК 372.851
ББК 74.262.21
С41
C41
Ситникова Т.Н.
Поурочные разработки по математике. 4 класс : пособие
для учителя / Т.Н. Ситникова. – 7-е изд., эл. – 1 файл pdf :
433 с. – Москва : ВАКО, 2022. – (В помощь школьному учителю).
– Систем. требования: Adobe Reader XI либо Adobe
Digital Editions 4.5 ; экран 10″. – Текст : электронный.
ISBN 978-5-408-06151-8
для В пособии представлены поурочные разработки по математике
4 класса к УМК Г.В. Дорофеева и др. («Перспектива»). Порядок
тем соответствует учебнику, входящему в действующий федеральный
перечень учебников. Предлагаемые сценарии уроков разработаны в соответствии
с требованиями ФГОС. Пособие содержит все необходимое
учителю для подготовки к урокам и их проведения: тематическое планирование
курса, подробные конспекты всех этапов разработки урока,
варианты контрольных работ.
Адресовано учителям начальных классов, студентам педагогических
вузов и колледжей.
Подходит к учебникам «Математика» в составе УМК Г.В. Дорофеева,
Т.Н. Миракова , Т.Б. Буки 2019–2022 гг. выпуска.
УДК 372.851
ББК 74.262.21
Электронное издание на основе печатного издания: Поурочные разработки по
математике. 4 класс : пособие для учителя / Т.Н. Ситникова. – 6-е изд., перераб.
– Москва : ВАКО, 2022. – 432 с. – (В помощь школьному учителю). –
ISBN 978-5-408-06114-3. – Текст : непосредственный.
В соответствии со ст. 1299 и 1301 ГК РФ при устранении ограничений, установленных
техническими средствами защиты авторских прав, правообладатель
вправе требовать от нарушителя возмещения убытков или выплаты
компенсации.
ISBN 978-5-408-06151-8
© ООО «ВАКО», 2017
2022, с изменениями
Стр.3
Содержание
От автора . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Тематическое планирование учебного материала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
ЧИСЛА ОТ 100 ДО 1000
УТрехзначные числа и действия над ними (повторение)
У р о к 1. Натуральный ряд . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
У р о к 2. Устные приемы сложения и вычитания . . . . . . . . . . . . . . . . . 13
У р о к 3. Устные приемы умножения и деления . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
У р о к 4. Письменные приемы сложения и вычитания . . . . . . . . . . . . 20
У р о к и 5, 6. Письменное умножение трехзначных чисел . . . . . . . . . 23
У р о к 7. Письменное деление трехзначных чисел . . . . . . . . . . . . . . . . 29
р о к 8. Умножение и деление трехзначных чисел . . . . . . . . . . . . . . . 32
УУПорядок выполнения действийр о к и 9–11. Числовые выражения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
р о к и 12–16. Диагональ многоугольника . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 45
УУПриемы рациональных вычисленийр о к и 17, 18. Группировка слагаемых . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 58
У р о к и 19, 20. Округление слагаемых . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 62
У р о к 21. Контрольная работа № 1 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 67
У р о к и 22, 23. Умножение чисел на 10 и на 100 . . . . . . . . . . . . . . . . . 69
У р о к и 24, 25. Умножение числа на произведение . . . . . . . . . . . . . . 74
У р о к 26. Окружность и круг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 80
У р о к и 27, 28. Среднее арифметическое . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 82
р о к и 29, 30. Умножение двузначного числа на круглые
десятки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 87
р о к и 34, 35. Умножение двузначного числа на двузначное
(письменные вычисления) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 104
УУ р о к и 31–33. Скорость. Время. Расстояние . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 93
У р о к 36. Контрольная работа № 2 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 113
У р о к и 37–39. Виды треугольников . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 114
У р о к и 40, 41. Деление круглых чисел на 10 и на 100 . . . . . . . . . . . 123
У р о к 42. Деление числа на произведение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 130
УУ р о к 43. Цилиндр . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 133
р о к и 44, 45. Задачи на нахождение неизвестного по двум
суммам . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 137
У р о к и 46, 47. Деление круглых чисел на круглые десятки . . . . . . 145
Стр.430
430
Содержание
У р о к и 48, 49. Деление на двузначное число (письменные
вычисления) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 151
У р о к 50. Контрольная работа № 3 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 157
У р о к 51. Повторение и самоконтроль . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 158
ЧИСЛА, КОТОРЫЕ БОЛЬШЕ 1000
УУНумерацияр о к и 52–54. Тысяча. Счет тысячами . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 160
У р о к и 55, 56. Десяток тысяч. Счет десятками тысяч . . . . . . . . . . . 168
У р о к 57. Сотня тысяч. Счет сотнями тысяч. Миллион . . . . . . . . . . 174
У р о к 58. Виды углов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 176
У р о к 59. Разряды и классы чисел . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 179
У р о к 60. Конус . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 183
У р о к и 61, 62. Миллиметр . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 186
р о к 63. Задачи на нахождение неизвестного по двум
разностям . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 192
У р о к 64. Контрольная работа № 4 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 196
УСложение и вычитание
р о к и 65, 66. Алгоритм письменного сложения и вычитания
многозначных чисел . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 198
УУ р о к и 67, 68. Центнер и тонна . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 205
У р о к и 69, 70. Доли и дроби . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 210
У р о к и 71, 72. Секунда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 216
У р о к и 73, 74. Сложение и вычитание величин . . . . . . . . . . . . . . . . 223
У р о к 75. Контрольная работа № 5 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 229
р о к и 77, 78. Умножение многозначного числа на однозначное
число (письменные вычисления) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 231
р о к 76. Повторение и самоконтроль . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 230
УУмножение и деление
УУ р о к 79. Умножение и деление на 10, 100, 1000, 10 000 и 100 000 . . . 238
У р о к и 80, 81. Нахождение дроби от числа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 241
У р о к и 82, 83. Умножение на круглые десятки, сотни и тысячи . . . 248
У р о к 84. Таблица единиц длины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 254
У р о к 85. Контрольная работа № 6 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 257
У р о к и 86–88. Задачи на встречное движение . . . . . . . . . . . . . . . . . . 259
У р о к и 89, 90. Таблица единиц массы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 268
р о к и 91–93. Задачи на движение в противоположных
направлениях . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 274
УУ р о к и 94, 95. Умножение на двузначное число . . . . . . . . . . . . . . . 286
У р о к и 96–98. Задачи на движение в одном направлении . . . . . . . . 293
У р о к 99. Контрольная работа № 7 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 304
У р о к 100. Повторение и самоконтроль . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 305
У р о к и 101–104. Время. Единицы времени . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 307
У р о к 105. Умножение величины на число . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 321
У р о к 106. Таблица единиц времени . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 324
У р о к 107. Деление многозначного числа на однозначное число . . . 328
р о к 108. Шар . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 331
Стр.431
Содержание
УУ р о к и 109, 110. Нахождение числа по его дроби . . . . . . . . . . . . . . 334
УУ р о к и 113, 114. Задачи на движение по реке . . . . . . . . . . . . . . . . . . 347
431
р о к и 111, 112. Деление чисел, которые оканчиваются нулями ,
на круглые десятки, сотни и тысячи . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 340
У р о к 115. Контрольная работа № 8 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 355
У р о к 116. Деление многозначного числа на двузначное число . . . 356
р о к и 117, 118. Деление величины на число. Деление
величины на величину . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 360
У р о к и 119, 120. Ар и гектар . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 367
У р о к 121. Таблица единиц площади . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 374
У р о к 122. Умножение многозначного числа на трехзначное
число . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 378
У р о к и 123, 124. Деление многозначного числа на трехзначное
число . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 382
У р о к и 125, 126. Деление многозначного числа с остатком . . . . . . 389
У р о к 127. Прием округления делителя . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 396
У р о к и 128–132. Особые случаи умножения и деления
многозначных чисел . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 399
У р о к 133. Контрольная работа № 9 . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 415
У р о к 134. Повторение и самоконтроль . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 417
У р о к 135. Итоговая контрольная работа . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 418
У р о к 136. Обобщение изученного. Игра «В поисках клада» . . . . . . 420
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 425
ПРИЛОЖЕНИЕ. Физкультминутки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 426
Стр.432