Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Методологическая культура ученого. В 2 т. Т. II (5000,00 руб.)

0   0
Первый авторЛебедев С. А.
ИздательствоМ.: Проспект
Страниц213
ID807520
АннотацияПредмет книги – методологическая культура ученого. Ее формирование осуществляется двумя способами: 1) усвоение технологии научной деятельности у наставников в вузе или лаборатории и 2) усвоение истории методологии науки и выбор одной из методологических традиций, созданных известными учеными и философами. В истории методологии науки можно выделить два крупных этапа: классический и неклассический. Классический этап начался со становления науки Нового времени и продолжался до XX века. Неклассический этап – эпоха современной науки. Общий методологический тренд этого перехода состоял в отказе от методологического монизма в пользу методологического плюрализма науки, но не аддитивного плюрализма (концепция Фейерабенда), а системного.
Кому рекомендованоМатериал книги будет полезен при изучении вузовских дисциплин «Методология научного познания» и «История и философия науки».
ISBN978-5-392-35819-9 (Т. 2)
УДК001.8
ББК87
Лебедев, С.А. Методологическая культура ученого. В 2 т. Т. II : монография / С.А. Лебедев .— Москва : Проспект, 2021 .— 213 с. — Библиогр. в конце разделов .— ISBN 978-5-392-35819-9 (Т. 2) .— ISBN 978-5-392-35818-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/807520 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Методологическая_культура_ученого._Том_II._Монография.pdf
УДК 001.8 ББК 87 Л33 Электронные версии книг на сайте www.prospekt.org Автор: Лебедев С. А. — доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, профессор кафедры философии МГТУ им. Н. Э. Баумана. Рецензенты: Гранин Ю. Д., доктор философских наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института философии РАН; Лукацкий М. А., доктор философских наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования. Л33 Лебедев С. А.Методологическая культура ученого : монография : в 2 т. Т. II. — Москва : Проспект, 2021. ISBN. II. — 216 с.ТISBN 978-5-392-35819-9 (т. II) 978-5-392-35818-2 Предмет книги – методологическая культура ученого. Ее формирование осуществляется двумя способами: 1) усвоение технологии научной деятельности у наставников в вузе или лаборатории и 2) усвоение истории методологии науки и выбор одной из методологических традиций, созданных известными учеными и философами. В истории методологии науки можно выделить два крупных этапа: классический и неклассический. Классический этап начался со становления науки Нового времени и продолжался до XX века. Неклассический этап – эпоха современной науки. Общий методологический тренд этого перехода состоял в отказе от методологического монизма в пользу методологического плюрализма науки, но не аддитивного плюрализма (концепция Фейерабенда), а системного. Материал книги будет полезен при изучении вузовских дисциплин «Методология научного познания» и «История и философия науки». Изображение на обложке Massan / Shutterstock.com Печатается в авторской редакции. Научное издание Лебедев Сергей Александрович МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА УЧЕНОГО Том II Монография Печать цифровая. Печ. л. 13,5. Тираж 1000 (1-й завод 100) экз. Заказ №. ООО «Проспект» Подписано в печать 30.09.2021. Формат 60×90 1 111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, стр. 4. ISBN 978-5-392-35819-9 (т. II) ISBN 978-5-392-35818-2 © Лебедев С. А., 2021 © ООО «Проспект», 2021 /16 УДК 001.8 ББК 87
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ МЕТОДОЛОГИЯ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ: ОТ МОНИЗМА К СИСТЕМНОМУ ПЛЮРАЛИЗМУ Раздел II Глава 1. Существует ли универсальный научный метод? .........................5 Глава 2. Научная рациональность иее виды .............................................. 15 1. Культурно- историческая научная рациональность .................. 16 2. Рациональность знания в разных областях науки ................... 21 3. Уровневая научная рациональность .............................................. 24 Глава 3. Плюрализм научного знания: области научного знания ......................................................................................27 1. Математика ................................................................................................27 2. Естествознание........................................................................................ 29 3. Социально- гуманитарные науки ...................................................... 31 4. Технонауки (технические итехнологические науки) .............. 33 5. Единство естественнонаучного и социально-гуманитарного знания ............................................... 35 Глава 4. Уровни научного знания ..................................................................... 42 1. Чувственный уровень научного знания ........................................ 42 2. Эмпирический уровень научного знания .................................... 44 3. Теоретический уровень научного знания .....................................47 4. Метатеоретический уровень научного знания .......................... 48 Глава 5. Виды научного знания ......................................................................... 53 1. Аналитическое исинтетическое знание ...................................... 53 2. Априорное иапостериорное знание ............................................. 55
Стр.211
212 Оглавление 3. Предпосылочное ивыводное знание ............................................57 4. Дискурсное иинтуитивное знание ................................................. 59 5. Фундаментальное иприкладное знание ..................................... 63 Глава 6. Плюрализм методов науки. Методы чувственного иэмпирического познания .................................................................67 1. Методы чувственного познания в науке .......................................67 2. Методы эмпирического уровня познания ................................... 71 Глава 7. Кластер методов теоретического уровня научного познания .................................................................................................... 92 1. Методы конструирования теоретических объек тов ................ 93 2. Методы построения иобоснования научных теорий ...........106 Глава 8. Кластер методов метатеоретического уровня научного познания ..............................................................................123 1. Метод парадигмального обоснования научных теорий ......123 2. Методы общенаучного обоснования научных теорий .........128 3. Метод философского обоснования научных теорий ............141 Глава 9. Конвенциональность иконсенсуальность научного знания ...................................................................................146 1. Конвенциональность научного знания .......................................148 2. Консенсуальность научного знания ..............................................151 Глава 10. Научная истина: основные концепции икритерии ...............157 1. Корреспондентская теория истины ..............................................160 2. Когерентная теория истины .............................................................163 3. Эмпиристская концепция истины ..................................................164 4. Прагматистская теория истины ......................................................165 5. Консенсуальная концепция научной истины ...........................165 Глава 11. Плюрализм критериев истинности уровней научного знания ...................................................................................173 1. Критерий истинности чувственного уровня научного знания ...................................................................................173 2. Критерии истинности различных единиц эмпирического знания .......................................................................174 3. Критерий истинности трансцендентальной научной теории .....................................................................................176
Стр.212
Оглавление 213 4. Критерии истинности метатеоретического знания иего элементов .....................................................................177 Глава 12. Единство научного знания ...............................................................180 1. Вклад философии науки вобеспечение единства научного знания ...................................................................................180 2. Роль математики вобеспечении единства научного знания ...................................................................................182 3. Вклад технонаук вобеспечение единства системы научного знания ...................................................................................189 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Методология классической, неклассической ипостнекласссической науки .............................................................................192 1. Философские основания классической, неклассической ипостнеклассической науки .........................................................................................................198 2. Методология классической науки .................................................199 3. Методология неклассической науки ............................................200 4. Методология постнеклассической науки ...................................203
Стр.213

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
Антиплагиат система на базе ИИ