„РЕЛИГІОЗНОЕ ОВНОВЛЕШГ
НАШИХЪ ДНЕЙ.
Статья первая.
Предварительный діагнозъ.
I.
Затуманидось ясное небо православно-русской
мысли. Поплыли по
нему тучки, предв стницы непогоды,
и уже р зко потянуло ею въ
воздух ... Чтб это и надолго ли?
Есть ли это н что наносное и летучее,
иди; наоборотъ, предв стіе какой-то
крутой и крупной переш ны?
И ч мъ разрядятся эти тучви, ш стами
уже сгущающіяся въ тучи: благод
тельною ли росой на жаждущую
землю, ураганомъ ли, который промчится
грозно и сокрушительно, или,
можетъ-быть, досадаымъ затяжнымъ
ненастьемъ, которое истоіиитъ и изведетъ
сплиномъ?..
Трудно пока предр пшгь. Еще только
начинается.
To, однако, несомн нно, что ие у
насъ только начинается. И тамъ, на
все еще достаточно далекомъ отъ насъ
Запад , что-то зам чають. И тамъ,
гд все тавъ см шалось и перепутадось,
гд жизвь „дехристіанизировалась",
гд христіанство стало похоже
на буддизмъ, а. служеніе Богу истинному
расцв чено „культомъ дьяволу",
гд давно уже „псалмы сливан,тся съ
мятежными р чами", — и тамъ уже
зам чаютъ теперь, и порой настойчиво
подчеркиваюгь, вторжевіе въ жизнь
началъ языческихъ.
Помните у Зудермана — въ его
Отяхь Иваповой почи:
„Видите ли, г, пасторъ, во вс хъ
насъ живеть искра язычества. Она
дожила до насъ черезъ ц лыя тысячел
тія съ древнихъ герыанскихъ временъ,
и разъ въ году она разгорается
въ насъ ярвимъ и высокимъ пламенемъ
и тогда называется Ивановымъ
огнемъ. Одинъ разъ во всемъ
году настаетъ ночь свободы. Да, ночь
свободы! И тогда скачутъ на своихъ
метлахъ в дьмы, на т хъ самыхъ
метлахъ, которыши когда-то выметали
это царство в дыиъ. И, дерзко см -
яеь, летятъ он на Блоксбергъ, и несутся
черезъ л са ихъ дикія полчища...
И тогда-то пробуждаются въ нашихъ
с рдцахъ дивія желанія, которыхъ не
исполнлла, или, лучше сказать, не
посм ла исполнить жизнь... И знаете
вы, ч мъ полна эта ночь?.. Въ эту
ночь встаютъ призраки задушенныхъ
въ насъ желаній, въ эту ночь слетаются
яркія райсвія птицы, воторыхъ
мы должвы были лелеять всю
нашу жизнь, и воторымъ мы позколили
улет ть. Это древнгй хаось. Это
остатокъ самаіо язьтества въ масг..."
Древній хаосъ... Остатовъ язычества
въ насъ, воторыи, хотя разгорается
лишь временаши, одвако, всегда
шевелится и св тится въ нась тревожными
огнями... Кавъ это харавтерно!
Да.
Хаось и язычество гораздо бли
1
Стр.5