УДК 81.42
ББК 81.0
П 50
Рецензенты:
д-р филол. н. В. З. Демьянков, д-р филол. н. А. Ченки
Составитель:
д-р филол. н. М. И. Киосе
П 50
Полимодальные измерения дискурса / Отв. ред. О. К. Ирисханова.
— 2-е изд. — М.: Издательский Дом ЯСК, 2022. — 448 с. — (Studia
Philologica.)
ISBN 978-5-907290-81-5
В коллективной монографии представлены два взаимосвязанных подхода к исследованию
феномена полимодальности (мультимодальности): изучение полимодального дискурса
и применение полимодальных технологий для дискурсивного анализа. Таким образом, полимодальность
впервые показана одновременно как свойство дискурса и как исследовательская
установка. На материале русского, английского и немецкого языков анализируются
устный и письменный дискурс в его разных проявлениях — устные описания произведений
живописи, театральные постановки, кинодискурс, романы, социальные плакаты. Исследования
выполнены с когнитивных позиций, и взаимодействия разных модальностей (речи
и жестов, речи и видеоряда, текста и изображения) изучаются с точки зрения когнитивных
механизмов (де)фокусирования, концептуальной интеграции, резонанса, фиктивной
коммуникации, лежащих в основе согласования разных семиотических систем в дискурсе.
Th is book advances two major dimensions in discourse studies, which is studies of multimodal
discourse and multimodal methods of discourse analysis. So, multimodality is regarded as a discourse
construal strategy and a research tool. Featuring the studies in Russian, English, and German languages
we address spoken and written discourse formats in spoken descriptions of paintings, drama
and cinema discourse, novels, and social advertisement posters. We develop a cognitive approach
to multimodal research in gestures and language, language and video, text and image specifying the
construal operations of focusing, conceptual integration, resonance, fi ctive communication which
underly the mutual adaptation of diff erent semiotic resources in discourse.
УДК 81.42
ББК 81.0
В оформлении переплета
использована композиция
группы «Движение», 1960-е годы
© Коллектив авторов, 2021
© Издательский Дом ЯСК, 2021
Стр.5
Оглавление
Введение (О. К. Ирисханова). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Раздел I. Полимодальность как исследовательская установка
Глава 1.1. О. К. Ирисханова
Полимодальный дискурс как объект исследования . . . . . . 15
Глава 1.2. М. И. Киосе
Полимодальность как технология исследования . . . . . . . . 33
Раздел II. Вербально-жестовое измерение полимодальности
Глава 2.1. О. Н. Прокофьева, О. К. Ирисханова, М. И. Киосе
Речь и жесты в описательном дискурсе . . . . . . . . . . . . . . . . . 63
Глава 2.2. Е. Г. Логинова, А. А. Ржешевская
Речь и жесты в дискурсе драмы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 110
Раздел III. Вербально-изобразительное измерение
полимодальности
Глава 3.1. И. В. Зыкова
Поэтика кинодискурса в полимодальном измерении . . . . . 153
Глава 3.2. Е. И. Карпенко
Поэтика художественного текста
в полимодальном измерении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 239
Глава 3.3. Н. В. Алексеенко
Полимодальность фиктивной коммуникации
в дискурсе социальной рекламы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 264
Стр.6
6 Оглавление
Раздел IV. Полимодальные технологии исследования
дискурса. Метод айтрекинга
Глава 4.1. А. И. Измалкова, И. В. Блинникова
Полимодальные технологии исследования процесса
запоминания иноязычных лексических единиц . . . . . . . . . 301
Глава 4.2. М. И. Киосе
Полимодальные технологии изучения
текстовой образности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 344
Литература. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 391
Источники иллюстраций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 435
Указатель терминов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 437
Стр.7