ГРЯДУЩИЙ ХАМ*
I
"Мещанство победит и должно победить", - пишет Герцен в 1864 году в
статье "Концы и начала". "Да, любезный друг, пора прийти к спокойному и
смиренному сознанию, что мещанство - окончательная форма западной
цивилизации".
_______________
* Статья написана в 1906 году.
Трудно заподозрить Герцена в нелюбви к Европе. Ведь это именно один
из тех русских людей, у которых, по выражению Достоевского, "две родины:
наша Русь и Европа". Может быть, он сам не знал, кого любит больше -
Россию или Европу. Подобно другу своему
Бакунину, он был убежден, что
последнее освобождение есть дело не какого-либо одного народа, а всех
народов вместе, всего человечества, и что народ может освободиться
окончательно, только отрекаясь от своей национальной обособленности и
входя в круг всечеловеческой жизни. "Всечеловечество", которое у Пушкина
было эстетическим созерцанием, у Герцена, первого из русских людей,
становится жизненным действием, подвигом. Он пожертвовал не отвлеченно, а
реально своей любви к Европе своей любовью к России. Для Европы сделался
вечным изгнанником, жил для нее и готов
был умереть за нее. В минуты
уныния и разочарования жалел, что не взял ружья, которое предлагал ему
один работник во время революции 1848 года в Париже, и не умер на
баррикадах.
Ежели такой человек усомнился в Европе, то не потому, что мало, а
потому, что слишком верил в нее. И когда он произносит свой приговор "Я
вижу неминуемую гибель старой Европы и не жалею ничего из существующего",
когда утверждает, что в дверях старого мира - "не Катилина, а смерть", и
на лбу его цицероновское: "vixerunt", - то можно не принимать этого
приговора, - я лично его не принимаю, - но нельзя не признать, что в устах
Герцена он имеет страшный вес.
В подтверждение своих мыслей о неминуемой победе мещанства в Европе
Герцен ссылается на одного из благороднейших представителей европейской
культуры, на одного из ее "рыцарей без страха и упрека", на Дж<еймса>
Ст<юарта> Милля.
"Мещанство, - говорит Герцен, - это та самодержавная толпа сплоченной
посредственности (conglomerated mediocrity) Ст<юарта> Милля, которая всем
владеет, - толпа без невежества, но и без образования... Милль видит, что
все около него пошлеет, мельчает; с отчаянием смотрит на подавляющие массы
какой-то паюсной икры, сжатой из мириад мещанской мелкоты... Он вовсе не
преувеличивал, говоря о суживании ума, энергии, о стертости личностей, о
постоянном мельчании жизни,
о постоянном исключении из нее
общечеловеческих интересов, о сведении ее на интересы торговой конторы и
мещанского благосостояния. Милль прямо говорит, что по этому пути Англия
сделается Китаем, - мы к этому прибавим: и не одна Англия".
"Может, какой-нибудь кризис и спасет от китайского маразма. Но откуда
он придет, как? Этого я не знаю, да и Милль не знает". "Где та могучая
мысль, та страстная вера, то горячее упование, которое может закалить
тело, довести душу до судорожного ожесточения, которое не чувствует ни
боли, ни лишений и твердым шагом идет на плаху, на костер? Посмотрите
кругом - что в состоянии поднять народы?
Христианство обмелело и успокоилось в покойной и каменистой гавани
реформации; обмелела и революция в покойной и песчаной гавани
либерализма... С такой снисходительной церковью,
революцией - западный мир стал отстаиваться, уравновешиваться".
"Везде, где людские муравейники и ульи достигали относительного
удовлетворения и уравновешивания, - достижение вперед делалось тише, и
тише, пока наконец не наступала последняя тишина Китая".
По следам "азиатских народов, вышедших из истории", вся Европа
"тихим, невозмущаемым шагом" идет к этой последней тишине благополучного
муравейника, к "мещанской кристаллизации" - китаизации.
Герцен соглашается с Миллем: "Если в Европе не произойдет
какой-нибудь неожиданный переворот, который возродит человеческую личность
и даст ей силу победить мещанство, то, несмотря на свои благородные
антецеденты и свое христианство, Европа сделается Китаем".
"Подумай, - заключает Герцен письмо неизвестному русскому, - кажется,
всему русскому народу, - подумай, и у тебя волос станет дыбом".
с такой ручной
Стр.1