A~^
h i
Ю 69
^
РУССКІЯ ІРЕВНОИИ ВЪ ПАМЯТНИКАХЪ ИСКУССТВА, ИЗДАВАЕМЫЯ графомъ И. <...> Краснор чивыми свид телями двухъ тысячел тій являются тысячи тысячъ кургановъ, которыми ус яна Русская земля, и многочисленные памятники русской ста.рины и искусства въ древлехранилищахъ, храмахъ и церковныхъ ризницахъ. <...> Оадолго до начала мореплаванія у Грековъ, Финикіяне ходили уже по Черному морю до той дальней восточной «земяи», куда ихъ; какъ поздн е Грековъ, привлекала молва о тамошнихъ золотыхъ розсыпяхъ и о богатств далекихъ, баснословныхъ странъ. <...> Въ VII и VI в к являются уже на берегахъ Ионта Милетскія колоніи: на южномъ берегу— Синопъ, изъ многочисленныхъ колоній котораго выдается Трапезунтъ, — на восточномъ —^ Фазисъ, Діоскурія,— на с верномъ — Пантикапея (ставшая^ въ свою очередь, «матерыо вс хъ Милетскихъ городовъ этой страны», по выраженію Амміана), Нимфея, еодосія, Ольвія. <...> Иротивъ Милетской колоніи Пантикапеи Теосцы (Іоняне), т снимые Персами, построили на Таманскомъ полуостров Фанагорію, впосл дствіи т сно связанную въ политическихъ судьбахъ со своей сос-Ьдкой. <...> Изъ Милетскихъ колоній с вернаго берега Понта Эвксинскаго особенно выгодное географическое положеніе занимали Ольвія и Пантикапея. <...> Вторая, стоя на пролив «Босфоръ Киммерійскій», соединяющемъ Понть съ «матерью» ero, по выраженію Геродота (IV, 86), Меотидою (нын Азовское море), держала въ свойхъ рукахъ всю хл бную и рыбную торговлю восточной половины Ски іи, а Танаисъ (Донъ) и Волга представляли удобный путь для привоза продуктовъ дальнихъ с верныхъ и восточныхъ странъ. <...> Быть можетъ, всл- дствіе столь выгоднаго положенія <...>
Русския_древности_в_памятниках_искусства,_издаваемыя_графом_И._Толстым_и_Н._Кондаковым_Классическия_древности_Южной_России._Вып._1.pdf
шшт&
ж*
Ш-М
' Д,^ &.
Стр.1
A~^
h i
Ю
69
^
РУССКІЯ ІРЕВНОИИ
ВЪ ПАМЯТНИКАХЪ ИСКУССТВА,
ИЗДАВАЕМЫЯ
графомъ И. ТОЛСТЫМЪ и Н. КОНДАКОВЫЖЪ.
ВЫПУСКЪ ПЕРВЫИ.
ЕЛАООИЧЕОЕШ ДРЕВНООТИ ЮЖНОИ РОООІИ.
Съ І45"ю
рисунками въ текст .
С.-ПЕТЕРБУРГЪ,
Стр.2
Дозволено ценаурою. С.-Петербургъ, 27 февраля і88д годя.
Типографія Министерства путей сообшенія СА. БЕНКЕ), Фонтанка 99*
ч
Стр.3
Оъ теченіи двухъ съ половиною тысячъ л тъ много племенъ
и народностей жило и основалось на памяти исторіи въ пред лахъ
нашего отечества. И ч мъ разнородн е былъ самый племенной составъ,
ч мъ продолжительн е время претворенія его въ одно государство
съ единымъ народомъ, т мъ обильн е былъ вкладъ въ
общую сокровищницу русской древности. Въ нее вносилъ свою
лепту и огреченный ски ъ, и корсунскій мастеръ, и генуэзскій торговецъ
въ Крыму, и н мчинъ въ Москв . Эту сокровищницу наполняли
и арабскіе караваны, везшіе товаръ Волжскимъ Болгараілъ
и языческой Руси, и наб ги Руссовъ на Византію, и домовитое
хозяйство великихъ собирателей земли Русской.
Краснор чивыми свид телями двухъ тысячел тій являются тысячи
тысячъ кургановъ, которыми ус яна Русская земля, и многочисленные
памятники русской ста.рины и искусства въ древлехранилищахъ,
храмахъ и церковныхъ ризницахъ. Деревянныя церкви
отдаленнаго С вера, монументальные памятники Крыма и Грузіи,
храмы Кіева и Новгорода и сорокъ-сороковъ церквей Московскихъ,
Ростовскихъ и Владимірскихъ, съ ихъ оригинальною и разнообраз
Стр.4
ною архитектурою, ихъ ст нописыо, р зьбою и поливными изразцами,
выработали русскій стиль.
Древности Россіи представляютъ единое ц лое потому, что въ
нихъ исторически слоя-силось народное искусство, которое, не достигая
личнаго творчества, живетъ преданіемъ, и связывая разноплеменныя
формы быта землед льческаго', и кочеваго, городскаго
и сельскаго, одно раскрываетъ передъ нами общую непрестанную
преемственность. Народнбе искусство живетъ усвоеніемъ и переработкою
художественнаго стиля, котораго происхожденіе просл -
живается до его источниковъ.
Искусство греческихъ колоній береговъ Чернаго моря распространялось
до Кіева, но слилось у варварскихъ народностей юл-сной
Россіи съ ихъ собственнымъ искусствомъ, идущимъ изъ Персіи.
Торговля предметами художественнаго производства съ Восточною
Имперіею началась задолго до варяжскихъ наб говъ и русскихъ договоровъ,
а глухая Пермь получала изъ сассанидской Персіи свои
драгоц нныя серебряныя блюда. Но, кром торговыхъ сношеній съ
Византіею и Персіею черезъ Кавказъ, существовалъ широкій путь,
въ собственномъ смысл народный, по которому формы восточной
культуры передвигались сами собою на западъ, путь народовъ изъ
глубины Средней Азіи и Сибири на берега Дуная. Московская земля
никогда не утрачивала художественныхъ связей съ Византіею и
азіатскимъ Востокомъ, которыя еще въ эпоху господства Гот овъ
на Дн пр дали оригиналы искусству ранняго европейскаго среднев
ковья, а въ домонгольское время способствовали древней Руси
въ достиженіи высокой культуры.
Насл діе многихъ в ковъ, усвоенное русскимъ народомъ, стало
его художественнымъ преданіемъ и посл довательно образовало
древнерусское искусство. Русское искусство было и осталось искусствомъ
народнымъ, сложившись въ оригинальный историческій
типъ, закр пленный народнымъ орнаментомъ, и остается до нын
Стр.5